Сергей Карякин: «Двое суток за доской»
Вчера в гостях у «Советского спорта» побывал третий гроссмейстер мира Сергей Карякин, занявший второе место на турнире претендентов, который завершился на прошлой неделе в Ханты-Мансийске. Сергей рассказал, каково это – играть и выигрывать на таких турнирах.
Сергей, как и все шахматисты, поклонник футбола и болеет за «Спартак». Ну как было не организовать партию его с коренным спартаковцем, обозревателем «Советского спорта» Евгением Ловчевым.
– Почему-то сразу вспоминается эпизод из «Джентльменов удачи», когда Хмырь Косого доской огрел, но так играть не будем, – говорит Евгений Серафимович. – Так, это король, а это ферзь – правильно? – уточняет у Сергея. И шутя готовится дать щелбан королю.
– Так нельзя, мы ж не в чапаевцев играем, – возражает гроссмейстер.
– Ну, шутки в сторону, – говорит Ловчев и делает первый ход ферзевой пешкой. Карякин отвечает. Ловчев делает ход слоном.
– Лошадью ходи, – раздается фраза из знаменитого фильма.
– Да помолчите вы со своими подсказками, – машет рукой Евгений Серафимович. – Это как сексом на площади заниматься – слишком много советчиков (смех в зале).
После четвертого хода со словами «это несерьезно» Ловчев смешивает фигуры. Настоящая гроссмейстерская ничья. Соперники жмут друг другу руки.
«АНАНД ИГРАЛ С КАСПАРОВЫМ. А ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ»
– Сергей, мало кто верил, что Ананд способен вернуться на высокий уровень…
– Ананда раньше времени похоронили те люди, которые ни разу с ним не встречались за доской. Я себе никогда не позволял говорить такое про Ананда. Всегда знал, что спад у него когда-то закончится. И так получилось, что он в лучшей форме подошел к Турниру претендентов. И вы посмотрите его статистику. За прошедшие четыре года он почти не побеждал в турнирах, но выиграл три матча на первенство мира и турнир претендентов. Это говорит о том, что он умеет готовить себя к самым главным соревнованиям.
– Но казалось, что все-таки возраст берет свое…
– В возрасте есть и преимущество – за спиной колоссальный опыт. Например, он еще застал за доской Каспарова, более того, играл с ним матч. Это уникальный опыт! Я же только изучал партии Каспарова.
– Вы блестяще провели второй круг в Хантах и в предпоследнем туре белыми играли с Анандом. В случае победы на матч за шахматную корону с Карлсеном выходили бы вы…
– В этой партии я получил серьезный перевес, считал, что выигрываю форсированно, но в какой-то момент просчитался и позволил Виши спасти партию. Но где гарантия, что я по заказу выиграл бы в последнем туре черными у Ароняна? Как сложилось, так сложилось. Но я рад, что Ароняна мне удалось победить в сложной долгой партии на 94‑м ходу и занять чистое второе место. Учитывая, что я после первого круга шел последним, то на результат грех жаловаться. В конце второго круга все уже поплыли. И Аронян, шедший вторым почти весь турнир, на финише проиграл две партии и финишировал на 6–7‑м местах.
«ТЕПЕРЬ Я – ЖАВОРОНОК»
– Турнир претендентов – самый сложный с точки зрения физических нагрузок. Про нервную я уже не говорю, – вступает в разговор менеджер шахматиста Кирилл Зангалис. – К концу поплыли все, а Сергей, наоборот, только прибавил. Продлись турнир еще два тура, Сергей выиграл бы его.
– Две мои последние партии длились по 7 часов, – продолжает Карякин. – А всего за турнир я провел двое суток за доской. Такие вот нагрузки на Турнире претендентов.
– В чем секрет, что вы сохранили свежесть к концу турнира?
– Мы с нашим тренерским штабом по-новому построили работу. Теперь в нашем штабе появился тренер по физподготовке. Он полностью изменил расписание моего дня. Теперь у меня – ранний подъем. А ведь, как и все шахматисты, я был совой, засиживался допоздна, а затем спал до обеда. Все это мы кардинально поменяли. Подъем – не позже девяти, отбой – в одиннадцать. Тренажерный зал, бассейн. В таком графике мы готовились к турниру, жили во время турнира, и сейчас дома я его не меняю и чувствую себя просто отлично. Так что теперь я нетипичный шахматист – жаворонок.
– Где готовились?
– В Египте. Это было общее решение нашего тренерского штаба. Почему Египет? Я же родился в Крыму, у моря. Кроме физподготовки, много работали над шахматами. Мой шахматный тренерский штаб – это многолетний тренер Каспарова Юрий Дохоян, экс-чемпион мира Рустам Касымджанов и Александр Мотылев. Кстати, Саша после нашего тренировочного сбора в блестящем стиле выиграл чемпионат Европы.
– Многие считают, что чемпион мира Карлсен – шахматист с другой планеты. Из-за этого перед ним многие испытывают страх и проигрывают уже до партии. А вы?
– Нет у меня никакого страха. У нас счет личных партий до недавнего времени – 1:1 (сейчас 1:3). И было еще много ничьих. Я понимаю, что это очень сильный шахматист со своими сильными сторонами, но у меня они тоже есть. Но прежде всего это человек из плоти и крови, как и все.
– И напоследок не могу не спросить. В Ханты-Мансийске проходил чемпионат России по биатлону. Не удалось выбраться на соревнования?
– Не удалось, но на стадион выбирались. Компания «Альпари», которая является моим личным спонсором, поддерживает и биатлонную сборную. Хотелось увидеть своим глазами, что же это такое – биатлонный стадион. Из винтовки, правда, пока пострелять не удалось, но все впереди, биатлонисты обещали с этим помочь.