«Но я зевнул...». Александр Грищук упустил возможность уже после первой партии финала повести в счете
СОБЫТИЕ ДНЯ. ШАХМАТЫ
МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ. ФИНАЛ
Финальный матч претендентов между россиянином Александром Грищуком и израильтянином Борисом Гельфандом стартовал с интереснейшей партии, в которой Грищук, игравший белыми, был ближе к победе. Но ладейный эндшпиль, к которому пришли соперники после упорной борьбы, уже в который раз за время турнира в Казани завершился миром.
«КАЖДАЯ ПАРТИЯ – КАК ЖИЗНЬ»
Перед началом финального матча претендентов о важности события можно было догадаться разве что по большему числу видеокамер, расставленных перед сценой в первые пять минут партии (после этого съемка и фотосъемка категорически запрещены), – перед полуфиналами их было меньше. А в остальном – все так же, как и в прежние игровые дни.
По заведенной традиции, минут за 15 до «стартового свистка» из номеров на первый этаж, где проходят партии, спускается Борис Гельфанд со своими секундантами Павлом Эльяновым, Максимом Родштейном и Александром Хузманом. Не берусь утверждать, что все эти гроссмейстеры заявлены как официальные секунданты, но все они помогают Гельфанду в Казани. Финалист не задерживается в холле – сразу же направляется к двери, за которой пробудет до окончания партии. А его помощникам удается задать несколько вопросов.
– Есть ли какая-то специальная стратегия на матчи, которые проводятся по нокаут-системе?
– У Бори стратегия одна: играть партию за партией, – улыбается Павел Эльянов. – Каждая партия, как небольшая жизнь.
– Как-то специально готовились к финалу?
– Да нет, готовились, как и к любому другому матчу, – вступает в беседу Максим Родштейн. – Изучили партии соперника и его секундантов (Грищуку в Казани помогают Петр Свидлер и Александр Рязанцев. – Прим. ред.).
– Даже так?
– Исследуется любая информация, которая может оказаться полезной. Это обычная подготовка, – просвещает меня Александр Хузман, давний тренер Гельфанда. – С Борисом мы общаемся по необходимости, у каждого из нас свои задачи, решив которые, мы собираемся и делаем выводы из результатов.
Из недолгой беседы узнаю, что за два выходных Гельфанду и его помощникам удалось несколько больше поспать, чем в другие дни, и немного погулять по городу, что условия, созданные в Казани, блестящие и что слабые стороны есть даже у самых мощных компьютерных программ. Есть ли они у Грищука? Этот вопрос секунданты оставляют без ответа.
АНАЛИЗ: ГРИЩУК УПУСТИЛ ПОБЕДУ
Несмотря на то что помощники Гельфанда – сама приветливость, чувствуется, что они напряжены. И по скупым ответам на вопросы, и по тому, как усаживаются в последнем ряду зрительного зала. Правда, вскоре после начала уходят – не иначе как с пылу с жару анализировать происходящее на доске.
Александр ГРИЩУК (Россия) – Борис ГЕЛЬФАНД (Израиль)
Ферзевый гамбит
1. d4.
Хотелось бы, чтобы Грищук пошел посмелее – e4. Но Александр верен себе – раз ход ферзевой пешки служил ему верой и правдой в матчах с Ароняном и Крамником, зачем отказываться от него в финале.
1… – Кf6. 2. c4 – e6. 3. Kf3 – d5. 4. Kc3 – Ce7. 5. Cf4 – 0-0.
Гельфанд играет здесь в точности, как обычно делает в аналогичной позиции Крамник.
6. Лс1.
Первый сюрприз от Грищука. В полуфинале он следовал привычному 6.е3.
6… с5. 7. dc – C:c5. 8. e3 – Kc6.
Эта позиция уже встречалась на турнире в Амбер-2010 в партии Грищук – Иванчук.
9. a3 – d4. 10. ed – K:d4. 11. b4 – K:f3+. 12. Ф:f3 – Cd4. 13. Kb5 – e5. 14. Cg5 – Лe8!
Удачная новинка от Гельфанда. Ладья на линии е смотрится очень сильно.
15. С:f6 – e4. 16. С:d8 – ef+. 17. Kрd2 – Л:d8. 18. K:d4 – Л:d4+. 19. Kрc3 – fg. 20. C:g2.
Наверно, ключевой момент партии. У белых вырисовывается небольшое преимущество в виде сильного белопольного слона. У черных слабость на поле b7, что ограничивает подвижность их фигур. Гельфанду нужно действовать очень точно, чтобы дать свободу слону и ладье.
20… Лg4!
Только так! Борис все просчитал. Через несколько ходов неравноценные слоны будут разменяны, и Гельфанд уйдет в ничейный ладейный эндшпиль.
21. Лhd1 – Ce6. 22. C:b7 – Л:c4+. 23. Крb2 – Л:c1. 24. Л:c1 – Лd8. 25. Крc3 – Крf8. 26. b5 – Крe7. 27. a4
У Грищука простая тактика – чем быстрее он продвинет пешки ферзевого фланга вперед, тем больше у одной из них шансов превратиться в ферзя.
27… Лd6. 28. a5 – Крd8. 29. b6 – Cc8!!
И опять единственный верный ход. Гельфанд играет в стиле Грищука: шаг влево, шаг вправо – расстрел.
30. C:с8 – Кр:с8. 31. Крb4+ – Крb8. 32. ba+ – Крa8. 33. Лс8+ – Кр:a7. 34. Лс7+ – Кра6. 35. Л:f7 – Лg6.
Абсолютно ничейная позиция. Но, скорее всего, Грищук будет «возить» ее до конца. Хотя Александр в цейтноте. На оставшиеся до контроля пять ходов у него менее двух минут.
36. h3 – Лg2. 37. f4 – Лg3. 38. f5 – h5. 39. h4 – Лg4+. 40. Крc5 – Л:h4!
И вновь единственное точное!..
41. Л:g7 – Лf4. 42. Лg6+
Последнее испытание на прочность. Если Гельфанд не заберет пешку а5, он проиграет.
42… Кр:а5.
Здесь уже все ясно, но Александр все-таки хочет убедиться.
43. Лg5 – h4. 44. Лh5 – h3. 45. Крd6 – h2. 46. f6+ – Крb6. 47. Крe6 – Лf2. 48. f7 – Лe2+. 49. Крf6
Ничья.
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ
Александр ГРИЩУК:
– У меня был значительный перевес. Мне казалось, что белые форсированно переходят в эндшпиль с лишним качеством, но я зевнул 29-й ход черных – слон с8, и после этого у белых еще были некоторые шансы, но ничья здесь самый вероятный исход.
Борис ГЕЛЬФАНД:
– Согласен с оценкой, позиция была опасной для черных, но удалось ход в ход спастись. Согласен и с тем, что 29-й ход черных – слон с8 – ключевой в партии.