Крамник – за разоружение! Российский гроссмейстер считает, что компьютерные программы убивают шахматы, и предлагает их запретить

Первый день полуфинальных матчей претендентов, проходящих в Казани, завершился двумя ничьими, в которых Грищук и Камский, игравшие белыми, задумывались над ходами куда чаще, чем оборонявшиеся черными Крамник и Гельфанд. Потому-то на пресс-конференции пос
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ШАХМАТЫ
МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ. ПОЛУФИНАЛ

Первый день полуфинальных матчей претендентов, проходящих в Казани, завершился двумя ничьими, в которых Грищук и Камский, игравшие белыми, задумывались над ходами куда чаще, чем оборонявшиеся черными Крамник и Гельфанд. Потому-то на пресс-конференции после партии Грищук – Крамник вновь была поднята извечная тема «ничейной смерти» шахмат.

Чуть больше часа понадобилось российским шахматистам, чтобы после 16-го хода белых согласиться на ничью.

На пресс-конференции Александр Грищук соглашается с журналистами, что партия получилась скучной, а Владимир Крамник признается, что свежую идею – ферзь с2 с последующим ладья d1 (7-й и 8-й ходы белых. – Прим. ред.) – он думал применить при случае в матче с Раджабовым, но, проанализировав, пришел к выводу, что черным и так без проблем удается стерилизовать игру.

– Я понимаю, что болельщики разочарованы такой короткой партией, но это борьба за первенство мира, и здесь спортивный элемент выше творческого, – резюмирует Крамник. – Но четырех таких коротких ничьих не будет, я уверен.

– Как вы думаете, будет ли после матчей в Казани поставлена точка в теории ферзевых гамбитов?

Вопрос не случаен: уж слишком часто шахматисты выбирали в Казани этот дебют, в котором черные легко добивались ничьей.

– Она уже поставлена, просто не все еще показано, – шутит Крамник и тут же возвращается к серьезному тону: – Точек, естественно, никогда не будет, но теория развивается семимильными шагами, и белым становится все тяжелее получить не то что перевес – о нем можно вообще забыть, а хотя бы не совсем пустую позицию. Тенденция очевидна, особенно в турнирах, к которым все хорошо готовы. Это проблема современных шахмат, компьютерные программы выхолащивают дебюты, которые считались богатыми и игрались много лет. Для меня это печально, хочется играть в шахматы, а не соревноваться в глубине анализа, но…. Если ты хочешь добиться результата, приходится заниматься такой тупой работой. Я первый был бы за, если бы сегодня отменили все компьютерные программы.

Дальше – больше. Владимир Борисович еще раз констатирует, что по сути своей шахматы – ничейная игра, и предлагает свои варианты решения проблемы.

– Вчера за ужином мы с моими секундантами, очумевшие от вариантов, обсуждали эту проблему и фонтанировали идеями, – по-свойски делится Крамник с журналистами. – Например, вместо шахмат Фишера, что совершенно меняет облик игры, ввести маленькие изменения в правила. Скажем, запретить рокировку до 10-го хода: в игре ничего не поменяется, зато снимается вся теория. Пока она вновь создастся, мы лет пятьдесят поиграем. Таких мелочей можно придумать много: пешкой не ходить на два поля или отменить взятие пешки на проходе…

– С рокировками можно много чего придумать, – поддерживает коллегу Грищук. – Даже если поменять местами ферзей и королей, рокировки станут другими.

– ФИДЕ всерьез хотела обсуждать такое изменение, как взятие пешки на проходе фигурой, – подсказывают из зала.

– Но это же полностью меняет игру, а зачем это делать? – не соглашается Крамник. – А вот рокировки игру не меняют, зато теорию убирают. С удовольствием бы согласился сейчас на полное разоружение, я хочу играть, а не соревноваться в наработках. Но в современных шахматах это удается все реже.

На этой мысли Крамника, с которой никто не спорит, пресс-конференция и заканчивается, и гроссмейстеры уходят. Наверное, готовиться ко второй партии, анализируя бесчисленные варианты дебютов: пока короли на линии е, а рокировки разрешены на любом ходу, теория еще жива.

Партия Камский – Гельфанд получилась чуть интереснее, но тот факт, что после 36-го хода у белых оставались лишь полторы минуты времени, а у черных – пятьдесят семь, лишний раз подтвердил мысли Крамника.

Александр ГРИЩУК (Россия) – Владимир КРАМНИК (Россия)

Ферзевый гамбит

1.d4 – Kf6. 2.c4 – e6. 3. Kf3 – d5. 4.Kc3 – Ce7. 5.Cf4 – 0–0. 6.e3 – Kbd7. 7.Фс2.

Довольно оригинальное продолжение. Грищук пробует что-то новое. Обычно белые продолжают здесь 7.а3. Но этот вариант играется форсированно почти до эндшпиля. Кажется, что Грищук настроен очень агрессивно.

7…с5. 8.Лd1.

Здесь можно было рассмотреть более острое 0-0-0. Но при дальнейшем анализе видно, что этот вариант не дает белым особого перевеса.

8…Фа5. 9.Кd2 – cd. 10.ed – dc. 11.K:c4 – Фd8.

Совсем не изученная позиция. Означает ли это, что сегодня мы увидим не быструю ничью, а интересный бой?

12.Сd3 – Kb6. 13.0–0 – Cd7. 14.K:b6 – Ф:b6. 15.d5 – Крh8.

Крамник опровергает наш комментарий. Владимир отвечает молниеносно. Видимо, все-таки он хорошо поработал над домашним заданием.

16.de.

Ничья.

Гата КАМСКИЙ (США) – Борис ГЕЛЬФАНД (Израиль)

Сицилианская защита

1.е4 – с5. 2.Кf3 – d6. 3.d4 – cd. 4.K:d4 – Kf6. 5.Кс3 – а6. 6.Се3 – е5. 7.Кf3.

Камский держит в уме первую партию между Мамедьяровым и Гельфандом, когда белые добились преимущества. Гата провоцирует соперника.

7…Се7. 8.Сс4 – 0–0. 9.0–0 – Се6. 10.Сb3 – Kc6. 11.Фе2 – Ка5. 12. Лfd1 – К:b3. 13.ab – Фс7. 14.Сg5.

Теперь план Камского предельно ясен. Белые собираются занять пункт d5. Это важный форпост, который может принести Гельфанду серьезные проблемы.

14…Кh5. 15.К:е5 – С:g5. 16.Ф:h5 – Сf6. 17.Kf3 – С:с3. 18.bc – Ф:с3. 19.Кd4 – Лfе8. 20.Фа5.

20…Лас8. 21.f3 – Ф:а5. 22.Л:а5 – Лс3!

Все становится предельно ясно. Гельфанд почти не задумывается, это означает, что он играл по четкому плану. Теперь партия должна спокойно скатиться к ничьей.

23.Крf2 – Крf8. 24.Лda1 – Лес8. 25.Кре1 – Кре7. 26.Крd2 – Л3с5. 27.Л5а4 – f5. 28.Лb4 – Л8с7. 29.ef – C:f5. 30.Ле1+ – Крf7. 31.Лb6 – Лd5. 32.с3 – Сс8. 33.b4.

У Гаты осталось слишком мало времени, в цейтноте он допускает неточность и окончательно теряет шансы на победу.

33…Ле7. 34.Ла1 – Кре8. 35.b5 – Лс7. 36.ba – ba.

Ничья.

СТАТИСТИКА

Полуфиналы. Первые партии

Грищук – Крамник – 0,5:0,5.

Камский – Гельфанд – 0,5:0,5.

Новости. Шахматы