Безлимитная битва двух «К». Чемпионы мира – Анатолий Карпов и Гарри Каспаров сыграют матч по случаю юбилея своей исторической битвы
СОБЫТИЕ ДНЯ. ШАХМАТЫ
КАРПОВ – КАСПАРОВ: 25 ЛЕТ СПУСТЯ
10 сентября 1984 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов, стартовал один из самых скандальных матчей на первенство мира за всю историю шахмат. Марафон Карпов – Каспаров продолжался… пять месяцев, но завершения не имел.
По случаю юбилея битвы Анатолия Карпова и Гарри Каспарова в Валенсии (Испания) с 21 по 24 сентября ожидается новый матч двух «К». На сей раз шахматные короли сыграют 12 партий – четыре в быстрые шахматы и восемь в блиц. Призовой фонд, по слухам, крайне высок.
Битву 12-го чемпиона мира и юного претендента на шахматный трон в начале 80-х все ждали с интересом. Многие считали противостояние политическим: консервативные силы (Карпов) боролись с прогрессивными (Каспаров).
Поединок был безлимитный – игрался до шести побед (ничьи не засчитывались). С сентября 1984-го по февраль 1985-го было сыграно 48 партий. При счете 5:3 в пользу Карпова тогдашний президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес прервал затянувшееся сражение без объявления победителя.
«ПРАВДА» ОТЛОЖИЛА ПОРАЖЕНИЕ
Матч начался катастрофически для Каспарова. В первых девяти партиях – четыре нуля. Затем последовало 17 ничьих подряд. 27-ю снова выиграл Карпов – 5:0. Затем… ничейная серия продолжилась.
Почему Карпов не довел дело до логического конца? Если бы он не стал избегать риска, а играл активнее, то быстро поставил бы победную точку. Но чемпион решил обязательно взять верх с «сухим» счетом 6:0, чтобы подавить претендента психологически и навсегда закрыть «проблему Каспарова». Это самоограничение подвело его. Карпов не спешил. А Каспаров сумел оправиться после тяжелого начала и постепенно ликвидировал игровую инициативу соперника.
Партийный и чиновничий мир переживал за 12-го чемпиона мира. Алексей Суэтин, обозреватель «Правды» и один из телекомментаторов поединка, боялся сказать лишнее слово, чтобы не рассердить высокопоставленных поклонников Карпова. Когда 32-я встреча была отложена в безнадежном для него положении, Суэтин не решился сказать правду в эфире и дал уклончивую оценку: «Партия отложена в сложном положении, – объявил он. – Предстоит большая борьба».
На следующий день Карпов сдался без доигрывания. Это было его первое поражение от Каспарова.
В ЦЕЙТНОТЕ
В принципе решающей могла стать 41-я партия, в которой Карпов был совсем близок к победе. Поэт Александр Межиров в стихотворении «В цейтноте», посвященном матчу, написал:
Может быть, и пройдет
Эта пешка по краю доски,
Но жестокий цейтнот
Все тесней мне сжимает виски.
Как Высоцкий поет
Про своих одичалых коней,
Так жестокий цейтнот
Мне сжимает виски все тесней.
Ход решающий. Вот
Этот фланг, эта пешка а5,
Но жестокий цейтнот
Мне виски продолжает сжимать.
Карпов в самом деле был в тот вечер в цейтноте и действительно ход пешкой а5 мог бы принести ему шестую, желанную победу. Но самое удивительное – Межиров опубликовал свое стихотворение задолго до 41-й партии. Недаром говорят, что поэты – провидцы будущего...
Поначалу поединок в Колонном зале вызывал огромный ажиотаж, на многие партии можно было попасть только по блату. Но когда матч погряз в бесконечных ничьих, он перестал быть праздником. О матче появились анекдоты, в газетах печатались карикатуры. Претенденту дали прозвище «долгоиграющий проигрыватель». На эстраде шутили: «Вчера состоялась 113-я партия на первенство мира, следующая ничья – в понедельник». Или: «Передаем сводку погоды. Сегодня в Мурманске минус 15 градусов, в Сочи плюс 5, в Москве – ничья».
Когда счет стал сокращаться – из 5:0 превратился в 5:3 (на финише Каспаров выиграл 47-ю и 48-ю партии), обеспокоенный партийно-спортивный аппарат начал искать способы спасти своего любимца. 15 февраля 1985-го состоялась скандальная пресс-конференция. На ней Кампоманес заявил, что все физические ресурсы участников исчерпаны, и матч с их согласия завершается без объявления победителя.
АЛИЕВ ПРОТИВ КАМПОМАНЕСА
В интервью с Карповым я спросил его:
– Анатолий Евгеньевич, известны ли вам до конца обстоятельства, при которых при счете 5:3 в вашу пользу был прерван первый матч с Каспаровым?
– Этой тайной владеет Кампоманес. Но он никому не раскрывает ее. В архивах Политбюро ЦК КПСС имеются подробные записи о действиях Алиева (будущего первого президента Азербайджана) и его помощников в феврале 1985-го, о чем они говорили с тогдашним министром спорта Грамовым. Эти архивы пока недоступны. Грамов неважно разбирался в спорте и в той ситуации лишь выполнял указания Алиева, крестного отца Каспарова. Нет сомнений, что наш матч с Каспаровым был прерван (а затем не возобновился) при активном вмешательстве этого влиятельного члена Политбюро.
В интервью с Каспаровым я упомянул этот ответ Карпова:
– Гарри Кимович, есть люди, в том числе ваш исторический соперник, которые, ссылаясь на покойного Гейдара Алиева и архивы ЦК, считают, что это было сделано в ваших интересах.
– Если говорить о вмешательстве Алиева, то единственное, чего он добился, – сорвал задумку инициаторов остановки матча. По их сценарию второй, осенний поединок должен был начаться со счета 2:0 в пользу моего соперника. Начинать лимитный матч с такой форой – самоубийство. Я бы на это не согласился. Именно старт второго матча со счета 0:2 был ключевым моментом, но президент ФИДЕ не решился пойти на такой абсурд. Именно здесь, наверно, и проявилось влияние Алиева. А когда нам выдали окончательный текст решения о прекращении матча, на нем стояла только подпись Карпова. И Кампоманес произнес историческую фразу: «Карпов согласился, Каспаров подчинился».
В сентябре 1985-го стартовал повторный матч, опять в Москве, но уже по традиционной системе из 24 партий. Он закончился со счетом 13:11 в пользу Гарри Каспарова, ставшего 13-м чемпионом мира. Но это уже совсем другая история…
ПОЧЕМУ ИСПАНИЯ?
Чем может закончиться нынешний ностальгический поединок? Каспаров четыре года назад оставил шахматы и переключился на политику. Впрочем, он часто играет в Интернете и, похоже, не потерял своей былой мощи.
Карпов продолжает иногда выступать в соревнованиях, правда, не слишком удачно. Недавно на турнире в Сан-Себастьяне (Испания) дело закончилось настоящим провалом – последнее место с результатом 1,5 очка из девяти (три ничьих и шесть поражений).
Каспаров по-прежнему остается мировым лидером в рейтинг-листе, Карпов выбыл из первой сотни игроков. Можно предположить, что перевес – на стороне 13-го чемпиона мира. Впрочем, учитывая 25-летний юбилей их битвы в Колонном зале, гроссмейстеры вряд ли будут настроены слишком агрессивно – острота их отношений давно спала, а ностальгические воспоминания важнее, чем спортивный элемент. Возможно, счет будет примерно равным.
Марафон двух «К» четверть века назад стал одним из самых крупных событий в шахматном мире, и правильно, что отмечается его круглая дата. Испания – приятное место, здесь гроссмейстеры одержали много ярких побед, кстати, сыграли вничью 12:12 свой четвертый матч (Севилья, 1987). Другое дело, что празднование логичнее было бы провести дома. Но кто знает, может быть, позднее гроссмейстеры встретятся и в Москве, чтобы продолжить юбилейную встречу за шахматным столиком…