Шаг по дороге в никуда?
СОБЫТИЕ ДНЯ. ШАХМАТЫ
ЭТАП ГРАН-ПРИ ФИДЕ
Сегодня в Нальчике стартует очередной этап Гран-при ФИДЕ, который по своему составу напоминает расширенный чемпионат СССР.
Это уже четвертый турнир соревнования, учрежденного в прошлом году Международной шахматной федерацией для того, чтобы его «суммарный победитель» бросил вызов чемпиону мира. Встречен такой цикл был всеми на ура, но после второго этапа произошло нечто невероятное с точки зрения здравого смысла: на Генеральную ассамблею ФИДЕ вынесли предложение изменить цель шахматного сериала и допустить лауреатов – теперь уже двоих — всего лишь во вновь образуемый турнир претендентов, коих будет 8. Как и все предложения руководства, это тоже прошло при голосовании, в котором мандат любой страны, в которой живые слоны встречаются чаще, нежели слоны шахматные, равен мандату той же России, подарившей миру большинство шахматных королей. А стран – с живыми слонами или без – в ФИДЕ не один десяток и даже не одна-единственная сотня.
О реакции выдающихся гроссмейстеров мы уже рассказывали. Покинули Гран-при один из его лидеров молодой норвежец Магнус Карлсен и англичанин Майкл Адамс, запротестовали иные, поддержанные чемпионом мира Вишванатаном Анандом. После чего Кирсан Илюмжинов пообещал, что Президентский совет ФИДЕ, возможно, все вернет на круги своя, но недавно этот Совет ничего не решил. Так что в плане борьбы за корону нынешний этап – это либо дорога в никуда или, в лучшем случае, дорога неизвестно куда.
Но есть и иной, даже более весомый аспект. Когда такие шахматные мудрецы, как россияне Петр Свидлер, Александр Грищук и Евгений Алексеев, украинцы Василий Иванчук, Сергей Карякин и Павел Эльянов, нынешние американец Гата Камский и израильтянин Борис Гельфанд, венгр Петер Леко, француз Этьен Бакро (напомню, он недавно выиграл очередной турнир «Аэрофлота» в Москве), а также Левон Аронян и Владимир Акопян из Армении, Шахрияр Мамедьяров из Азербайджана, экс-чемпион мира по версии ФИДЕ Рустам Касымжанов из Узбекистана составляют этакий расширенный чемпионат СССР ХХ категории сложности – это праздник для всех, кто любит древнюю игру. Примерно так и сказал мне давний добрый друг Гельфанд, который из Дагомыса в соседний Нальчик добирался через Москву: «Еду играть! За что? Да в шахматы!»
К слову, в Дагомыс Бориса, как и многих других тяжелых шахматных фигур, привело схожее по ситуации соревнование. Называвшееся ранее клубным чемпионатом России, оно ныне было переквалифицировано в Кубок страны, но, по сути дела, не изменилось. Разве что финансовый кризис сказался на числе команд: и у мужчин, и у женщин в премьер-лиге их было всего по 8.
Только что закончившийся турнир у милых дам принес победу почти новорожденному «Спартаку» из подмосковного Видного, ранее славившегося мотоспортом. По дополнительным показателям спартаковки обошли клуб АВС из уральского городка Краснотурьинска, но ни в том, ни в другом коллективе не было ни единой местной, домашней – называйте как хотите – шахматистки. Зато играли чемпионки мира разных лет китаянка Сюй Юйхуа и болгарка Антоанета Стефанова, чемпионки Европы и России сестры Косинцевы из Архангельска, двукратная европейская королевна Катенька Лагно с Украины, проводящая свой медовый месяц за шахматной доской, и другие звезды и звездочки.
У мужчин сильнейшая по рейтингу команда «Урал» — средний коэффициент аж за 2700! – осталась лишь на 3-м месте, пропустив вперед лишь «Томск-400» (ни одного томича в команде) и клуб ШСМ-64, который и возглавлял Гельфанд. Вообще же цвета российских клубов защищали французы, китайцы, испанцы и, само собой, граждане всех республик СНГ. Так что правильнее именовать такое соревнование «Звездными войнами» или еще как-то, но именно в таком духе. Без внимания они никогда не останутся в первую очередь потому, что там родились десятки прекрасных партий.
Алексей Широв («Урал», Екатеринбург) – Андрей Волокитин (ТПС, Саранск). (См. диаграмму.)
Латвийско-испанско-литовский гроссмейстер добился перевеса против гроссмейстера украинского, но его было бы нелегко реализовать, если бы не…
Прекрасный замысел! Взять качество черные не могут – тогда пешке g7 обеспечен будет статус ферзя, а если не брать – под боем оказывается ключевая черная пешка g5.
37…g4 38.Лh6.
Еще эффектнее выглядело 38.Лf5 с той же идеей.
38…Лg8 39.Лh7 Cg5 40.Крg2 Cf4.
Цейтнот закончился, и белые красиво завершают борьбу.
41.Лd3 Kpb6 42.Cc3 c4 43.Лh8! Л:g7 44.Лb8+ Kpc7 45.Лdd8 Ce3 46.Cb4.
Под угрозой неизбежного мата черные сдались.