Он опередил Карпова и Каспарова! Третьеклассник из Подмосковья стал перворазрядником раньше, чем легендарные чемпионы мира
ШАХМАТЫ
ПЕРВЕНСТВО МИРА
В конце мая, когда ученики младших классов пытались исправить свои оценки и строили планы на летние каникулы, третьеклассник из поселка Знамя труда Подольского района Подмосковья Леша Сарана громил своих сверстников за шахматной доской. Во второй половине октября Алексею снова придется пропускать школу: Сарана с блеском выиграл первенство России среди 8-летних шахматистов и получил путевку на первенство мира во Вьетнаме.
ПЕРВЫЙ ГОНОРАР – МАМЕ
Когда Леше было два годика, он впервые увидел, как мама Екатерина Павловна (она называет себя самоучкой: в шахматной секции не занималась, но получила третий взрослый разряд. – Прим. ред.) играет с его старшим братом Михаилом в шахматы. С тех пор шахматные фигуры заменили ему игрушки. Михаил, к тому времени уже занимавшийся в школьном кружке, на досуге научил братика двигать фигуры. Отношения между братьями безоблачными назвать было сложно, но в древнюю индийскую игру они сражались постоянно.
В 4,5 года Леша увязался за братом в шахматный кружок. Тренер, работавший тогда в школе поселка Знамя труда, не любил, когда на занятия приходили малыши. Брату пришлось хитрить: мол, оставить младшего не с кем, пусть хоть под столом посидит. Послушает, посмотрит — мешать никому не будет. Но эта «военная хитрость» применялась, естественно, с подачи мамы.
Когда же в поселке построили спорткомплекс «Десна», где нашлось место и шахматной секции, работать с ребятишками стал Сергей Смирнов. Он оказался более терпелив к малышам.
Сейчас Алексей на тренировках с удовольствием играет против старших ребят, а соревнуется со своими сверстниками. Однажды он даже давал сеанс одновременной игры.
— Впервые я увидел Алексея 3,5 года назад, – с улыбкой вспоминает Смирнов. – Мальчик страстно хотел играть в шахматы! Но мало что умел.
— Какова его главная черта?
— Он очень работоспособный. И исполнительный — все, что прошу сделать, выполняет беспрекословно.
Первого сентября Алексей пошел в третий класс. Учится на «отлично». Мама считает, что именно шахматы помогают сыну быть собранным. Нужно ли удивляться тому, что Леша Сарана очень любит математику?
Поселок Знамя труда такой маленький, что за пять-десять минут ходьбы можно попасть в любую его точку. Поэтому и в школу, и в шахматную секцию юный чемпион добирается самостоятельно.
— Когда первый раз обыграл маму? – вопрос Екатерине Павловне.
— Года полтора назад.
— Что тогда подумали?
— Что рано или поздно такое должно было произойти.
— А какое соотношение сил у братьев?
— Сейчас Михаил в шахматы не играет. Он перешел в 11-й класс и всерьез думает о предстоящем поступлении в вуз.
А у Алексея шахматы, помимо тренировок, занимают не меньше двух-трех часов в день. Правда, не всегда это то, что задает тренер. Конечно, ребенку пока интереснее решать задачи, разбирать партии великих шахматистов, играть с компьютерными программами. Самые простые он обыгрывает на раз-два.
Мама старается, чтобы Алексей не замыкался на шахматах и развивался разносторонне: гулял на улице, играл со сверстниками в футбол. Но сыну шахматы нравятся больше.
Кстати, Алексей уже немного похож на профессионального шахматиста, который игрой зарабатывает деньги. Однажды он получил за турнир 1500 рублей, сразу отдал маме и пожал плечами: «На что они мне? Я даже не знаю, что с ними делать».
С ведущими российскими шахматистами судьба мальчика пока не сводила. Впрочем, какие его годы?
«АЛЕКСЕЙ УЖЕ ЗНАЕТ ТОЛК В СТРАТЕГИИ»
— Вас удивили его первые успехи? – переключаемся на наставника Алексея.
— А почему должны были удивить? Он последние три года постоянно выступал в больших и малых турнирах, много выигрывал: первенство области до 10 лет, первенство ЦФО, первенство России.
— Как вы оцениваете его общий шахматный уровень?
— Если заниматься всерьез, для выполнения норматива первого разряда требуется три года, чтобы стать кандидатом в мастера – пять лет. Сейчас у Алексея первый разряд. Его он выполнил в семь лет в новогоднем турнире Тиграна Петросяна, где занял второе место. В таком возрасте дети плохо понимают стратегию, но Алексей в этом знает толк. Кстати, при подготовке к первенству России мы не стремились форсировать события. Просто планомерно занимались, без всякой горячки.
— Когда Леша проигрывает сверстникам, он сильно злится?
— Проигрывать он очень не любит. Раньше даже плакал. Сейчас перестал – повзрослел, наверное. Мы вместе нашли подход. Я объяснил, что без поражений не обходится никто. Как-то играл он в Серпухове на турнире, где партии были укороченными, по 10 минут на обдумывание. Первую он выиграл, а потом три подряд проиграл. Но в итоге собрался и занял-таки первое место.
— У вас есть еще такие же способные ученики?
— Есть еще один, Леша Тилецких, но год назад родители перестали возить его на соревнования.
— Алексей Сарана может стать, скажем, чемпионом области среди взрослых?
— Пока вряд ли. Я же его обыгрываю. Мы встречаемся за доской два раза в неделю, чтобы не было скучно во время тренировок.
— Высока вероятность, что из Алексея вырастет классный гроссмейстер?
— Он же совсем ребенок. Кто знает, что будет через год-два?
— Вы уверены в том, что шахматы станут для Алексея основной профессией? – интересуюсь на дорожку у мамы Алексея.
— Пока я так далеко не загадываю. Вдруг не получится, а ведь шахматы — такая узкая специализация. Ситуация неоднозначная. Пока я склоняюсь к тому, что лучше иметь более востребованную профессию.
КСТАТИ
Алексей Сарана выполнил норматив первого разряда в восемь лет, а наши великие шахматисты, 12-й и 13-й чемпионы мира Анатолий Карпов и Гарри Каспаров, стали перворазрядниками на год позже.