Ян Непомнящий: Считал Карякина главным конкурентом
После завершения турнира победитель ответил на вопросы журналистов.
«ГЛАВНОЕ БЫЛО – НЕ ЗАБОЛЕТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ РЕЙТИНГ»
– Очень сложный турнир, прежде всего, в виду большого перерыва от живых шахмат, – сказал Непомнящий. – Конечно, я с детства играл в интернете, но это никогда не было игрой в турнирах. Поэтому в нынешнем году игра в онлайне – это совершенно новое ощущение.
Возвращаясь к Суперфиналу, концовка мне далась очень тяжело. В последнем туре следил за партией Сергея Карякина, и очень хотел, чтобы там не было ничьей. Иначе нам пришлось бы играть тай-брейк. И хорошо, что обошлось без тай-брейка.
– В вашей партии в последнем туре с Максимом Чагаевым получилась ничья. Другой исход там бы возможен?
– Во-первых, я играл черными. Максим хорошо шел по турниру, до последнего боролся за попадание в тройку. Возможно, на него негативно повлияло поражение в предпоследнем туре от Алексея Гаганова. Предположу, что Максим не нашел в себе сил бороться за победу в последнем туре.
– Какие свои партии можете выделить?
– Много было интересных, боевых. Мог бы выделить поединок с Андреем Есипенко, если бы мне удалось решить этюдный вариант и найти мат. К сожалению, эту задачу за доской решить не удалось. Могу отметить принципиальную партию с Сергеем Карякиным, которого до турнира считал своим основным конкурентом, и турнир это подтвердил.
– Как в целом оцениваете свое выступление в Суперфинале?
– О местах не особо думал, приоритеты расставил бы в следующем порядке: не заболеть, потренироваться и не потерять рейтинг. Сейчас в мире и в России такая атмосфера, которая не способствует творческому процессу. Я говорю об общей атмосфере в связи с пандемией. Но это не относится к Центральному дому шахматиста, где все было красиво, где поставили наряженную елку.
Если же брать шахматную часть, то моя команда – тренеры Владимир Поткин и Ильдар Хайруллин – отработали очень хорошо. Много угадывали, какие-то партии выигрывали уже в дебюте, включая важнейший поединок с Сергеем Карякиным, где удалось применить новую концепцию в относительно свежем варианте.
– С первых туров пошла жесткая борьба прямо с дебютов. С чем это связываете?
– В последние полгода многие напряженно работали, у всех накопилось за этот период немало идей. Вот они их и применяли в первом за полгода живом турнире.
– В середине чемпионата выбыл Михаил Антипов, у которого обнаружили COVID-19. Это повлияло на настрой?
– Разумеется, для меня турнир разделился на до и после. Я предлагал обсудить эту ситуацию со всеми участниками, возможно, на каком-то общем собрании. Чтобы принять общее решение. В итоге полуанонимно опросили участников, были разные мнения. Но хорошо, что турнир доиграли и все обошлось.
«ОПАСАЛСЯ, ЧТО МОГУ СБИТЬ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКРАН»
– Известно, что вы планируете сыграть в следующем турнире, который организует чемпион мира Магнус Карлсен. Вы также заявлены на престижный турнир в Вейк-ан-Зее.
– В Голландии до 19 января ввели локдаун. У меня есть сомнения, что турнир вообще состоится. Но об этом буду думать завтра. Сейчас хочется просто отдохнуть.
В Вейк-ан-Зее очень сложный турнир. Если все это помножить на нынешние обстоятельства, связанные с пандемией, то велик риск не получить удовольствие от игры. В этом случае соревнование рискует превратиться для меня в двухнедельное мучение. Поэтому пока ничего не могу ответить по поводу поездки в Вейк-ан-Зее.
– Что являлось для вас главной мотивацией в Суперфинале и будет являться в Вейк-ан-Зее, если, конечно, турнир состоится?
– После того, как из-за пандемии был прерван турнир претендентов, живые шахматы были заморожены на полгода. Можно было играть только в интернете. В связи с этим было очень полезно посидеть за доской, когда напротив тебя соперник. В конце концов, просто расставить фигуры. Хотя у нас было несколько сборов, и там были деревянные фигуры. Но полугодичный перерыв в живых шахматах – это не очень хорошо.
Что касается Суперфинала, это очень важный турнир, на котором разыгрывался титул чемпиона России. И я давал согласие на участие, потому что надеялся, что он соберет сильный состав. Хотя бы по той причине, что пройдет в Москве, а не где-то на необъятных просторах нашей родины.
Думал, что будут играть Саша Грищук, Женя Томашевский, Дмитрий Андрейкин. Однако не все смогли принять участие.
Очень хотелось в первую очередь потренироваться. Но затем втянулся. Правда, было непривычно играть в живые шахматы, от которых за полгода отвык. Уже стало гораздо привычней сидеть дома за компьютером и работать мышкой.
– Бесконечные интернет-шахматы не надоели за эти полгода?
– Что значит, надоели? Повторю, я с детства играл в интернете, но это были не турниры. Поэтому когда объявили локдаун, все закрылось, и пришлось играть в интернете, было сложно в это все входить. Первое время к этому было такое отношение – тяп-ляп.
Но все-таки это турниры, довольно хорошо оплачиваемые, с большими призовыми фондами. Там играют очень сильные соперники, что заставляет тебя дополнительно концентрироваться.
– Сейчас были живые шахматы, но со своими особенностями – разделительный экран, санитайзеры, маски. Это сильно отвлекало, или во время партии уже обо всем забывали?
– Вначале опасался, что могу сбить разделяющий игроков экран. А по поводу санитайзеров и масок, я был одним из первопроходцев этих мер. Ведь в марте в Екатеринбурге на турнире претендентов все эти меры предосторожности уже были. Надеюсь, что к середине следующего года все же эта история закончится.
– Как вы отметите победу в Суперфинале, и как планируете праздновать Новый год?
– Победу в Супефинале отмечу крепким сном. Как пел Владимир Высоцкий, хочется уколоться и забыться. Уколоться – это я опущу, а вот забыться очень хочется. А Новый год планирую отметить по-семейному
– Что хотели бы пожелать всем любителям шахмат в Новом году?
– Чтобы мы все были здоровы, счастливы, чтоб нам сопутствовала удача и чтобы мы могли находить верные ходы.
Суперфинал чемпионата России-2020. Итоговое положение.
Мужчины. 1. Непомнящий – 7,5 очков из 11, 2. Карякин – 7, 3. Федосеев, 4. Дубов – по 6,5, 5. Артемьев, 6. Чигаев – по 6, 7. Витюгов, 8. Свидлер – по 5,5, 9. Есипенко, 10. Матлаков – по 5, 11. Гоганов – 3,5, 12. Антипов – 2 (сыграл шесть партий).