Владимир Герман
Владимир Герман был председателем Всесоюзной шахматно-шашечной секции в 1939-1941 и 1945-1947 годах.
Владимир Евгеньевич Герман — представитель типичной семьи русских интеллигентов начала XX века. Его отец — выпускник Московского университета, земский врач в Вологодской губернии. Мать — земская учительница. Владимир родился 10 ноября 1906 года, в отрочестве под влиянием отца пристрастился к охоте и шахматам.
Когда в 1928 году отца перевели в Москву заведующим больницей, Владимир поступил на работу токарем на завод «Технолог». Коллеги-заводчане знали его как дружелюбного, образованного и охотно берущего на себя общественную работу товарища. В 1931 году они выдвинули Германа председателем заводского комитета профсоюзов. Через несколько лет молодого общественника пригласили в Центральный комитет союза работников сельскохозяйственного машиностроения.
Частью профсоюзной работы была организация шахматного движения, а сам Герман стал одним из сильнейших профсоюзных шахматистов середины 1930-х годов. Когда в 1938 году редакцию журнала «Шахматы в СССР» перевели из Ленинграда в Москву, Герман по рекомендации председателя ВЦСПС Н. М. Шверника был назначен ответственным редактором этого журнала. Возглавил он также и первую в мире шахматную газету «64». Близкое знакомство как с ведущими шахматистами страны (М. М. Ботвинником, Г. Я. Левенфишем, П. А. Романовским), так и с массовым шахматным движением стали основанием для избрания В. Е. Германа председателем Всесоюзной шахматной секции. Герман провел большую работу по организации матча на первенство мира между чемпионом мира А. А. Алехиным и чемпионом СССР М. М. Ботвинником, но все договоренности были отменены начавшейся войной.
25 июня 1941 года Герман отправил в печать последний довоенный номер «64» и отправился добровольцем на фронт. Лейтенант Герман сражался под Смоленском, благодаря охотничьим навыкам и хорошей физической подготовке стал командиром полковой разведки, был трижды ранен и долгое время провел в госпиталях. Возможно, ранения спасли Герману жизнь: 38-я дивизия, в составе которой он сражался, в октябре 1941-го попала в окружение и практически полностью погибла.
В начале 1944 года Герман вернулся в строй и принимал участие в операции «Багратион». Осенью на подступах к Варшаве Герман снова был ранен, а после лечения — демобилизован.
В 1945 году был возобновлен журнал «Шахматы в СССР», и Герман снова стал его главным редактором. Скорее всего, именно Герману принадлежит принципиально новая по идеям передовая статья возрожденного журнала. Она называется «Мастер — центральная фигура советского шахматного движения» и представляется контрастом с довоенными установками о приоритете развития массового шахматного движения, «низовых коллективов», новых регионов… Теперь главный шахматный журнал страны высвечивает «ведущих представителей советского шахматного движения — мастеров и гроссмейстеров», тех, кого ценят и уважают, за чьим творчеством следят, чьим успехам радуются, чьи неудачи огорчают.
«Советский мастер может спокойно трудиться, растить свое мастерство, зная, что ему всегда помогут, всегда поддержат, — пишет журнал. — Но от него, от мастера, страна ждет новых успехов, новых творческих достижений. Поэтому советский мастер не имеет права стоять на месте, не двигаться вперед. Он должен неустанно работать над собой, искать новых путей, вносить свой вклад в сокровищницу шахматной культуры».
По возобновлении работы Всесоюзной шахматной секции Герман снова стал ее главой. Именно Герман стал организатором знаменитого радиоматча сборных СССР и США в сентябре 1945 года, в котором советские шахматисты победили 15½:4½. Потому и неудивительно, что он выступает составителем сборника, посвященного матчу, и автором его передовой статьи «Историческая победа». На том ответственном поединке Герман был капитаном команды СССР — так же, как и в матче с Великобританией в июне 1946 года, когда советская сборная выиграла 18:6.
Увы, вскоре из-за старых ран Герман очутился на больничной койке и вернулся на работу только в 1950 году. В спортивном издательстве он возглавил отдел прикладных видов спорта и организовал издание альманаха «Охотничьи просторы» и сборника «Рыболов-спортсмен». До 1969 года Герман проработал в издательстве «Физкультура и спорт», но и уйдя на пенсию, работал в редколлегии «Охотничьих просторов». Скончался в марте 1988 года.
Автор благодарит за помощь и предоставленные фотографии редколлегию альманаха «Охотничьи просторы».