Руководители советских шахмат
Андрей Филатов, президент Федерации шахмат России:
Двадцатый век совершил переворот в российских шахматах: игра элит, императоров и аристократии, стала народной. В 1914 году Всероссийский шахматный союз состоял всего из тысячи игроков. Через 25 лет, в 1939, в стране был миллион шахматистов, в 1965 — три миллиона! Впервые в мире в советской России была создана шахматная организация с широчайшим кругом участников, с четкой структурой и устойчивым государственным финансированием.
В 1930-е годы ХХ века древняя игра из забавы превратилась в эффективный инструмент интеллектуальной революции. Стране, совершавшей сложнейший рывок от традиционного уклада к обществу развитой индустрии, требовалось гибкое и эффективное мышление. На всех уровнях — от сельских клубов до промышленных предприятий — решались задачи обучения и воспитания массовых шахматистов, снабжения их учебной литературой и подготовленными инструкторами, выстраивалась система соревнований и единой спортивной классификации.
Предлагаемые материалы книги «Руководители советских шахмат» — дань памяти и уважения тем людям, благодаря которым состоялась отечественная шахматная школа. Чтобы мир восхитился успехами победителей олимпиад и престижнейших международных турниров, достижениями наших чемпионов — от Михаила Ботвинника до Владимира Крамника, от Людмилы Руденко до Александры Костенюк, потребовался многолетний труд не только самих спортсменов, но и руководителей шахматных организаций.
Именно организаторы шахматного движения в годы Великой отечественной войны инициировали программу «Шахматы в госпиталях», способствующую выздоровлению многих тысяч раненых бойцов, а в 1970 году организовали первую партию «Космос–Земля» и обеспечили победу сборной СССР над «Сборной мира». Но главной задачей руководителей Всесоюзной шахматно-шашечной секции, а затем Шахматной федерации СССР была и оставалась всемерная популяризации шахмат в стране, превращение их в массовый вид спорта. Именно благодаря им возникла советская шахматная школа, занявшая ведущее положение в шахматном мире.
Многое из того, что было придумано и реализовано в советских шахматах XX века, сохранилось до сих пор: работают шахматные специализации вузов, совершенствуются разработанные программы обучения шахматистов всех уровней мастерства, проводятся школьные турниры «Белая ладья», телевизионная «Шахматная школа», созданная в 1969 году, нашла свое продолжение в интернет-пространстве. А древняя игра и в современном мире неизменно остается существенной частью мировой культуры, в том числе, благодаря и достижениям российской шахматной школы.
Предыстория:
1. Эпоха покровителей и меценатов
Век XIX современные историки считают, помимо всего прочего, эпохой самоорганизации российской общественности, временем общего культурного подъема. Этот процесс затронул и шахматы: очень часто в шахматной истории страны того времени встречаются слова «первый» и «впервые».
В 1821 году на квартире чиновника В. В. Погодина начал собираться первый постоянный (хотя и неофициальный) шахматный клуб: с книгой для записи результатов партий и со своим Уставом по примеру лондонского клуба. В том же году вышел первый шахматный учебник на русском языке — книга Ивана Бутримова «О шахматной игре», во много заимствовавшая материал немецкого «Кодекса шахматного искусства» Иоганна Коха. Книга настолько удовлетворила спрос на шахматную литературу, что знаменитый русский шахматист А. Д. Петров, уже получив цензурное разрешение на печатание своего самостоятельного труда о теории шахмат, отложил издание на три года. Книга увидела свет в 1824 году.
С именем Петрова связан и первый «Устав Общества любителей шахматной игры», принятый 4 ноября 1837 года. Среди подписавших документ — будущий министр внутренних дел П. А. Валуев, будущий сенатор граф В. П. Завадовский, председатель военно-цензурного комитета генерал А. И. Михайловский-Данилевский…
Впрочем, до открытия первого полноценного шахматного клуба пройдет еще четверть века. Только летом 1852 года петербургский генерал-губернатор обратится в министерство внутренних дел с ходатайством «о дозволении учредить в Санкт-Петербурге, по примеру других европейских столиц, собрание любителей шахматной игры, с целью распространить вкус к этой игре в здешней столице и доставить любителям оной средства к основательному изучению ее».
Клуб под названием «Общество любителей шахматной игры» открылся 27 марта 1853 года в особняке известного покровителя шахмат того времени — графа А. Г. Кушелева-Безбородко, одного из самых высокопоставленных финансовых чиновников империи. В этом Обществе был сыгран первый в России официальный матч между Петровым и специально приехавшим из Москвы графом Урусовым. Вскоре Общество обзавелось Уставом — прототипом «Шахматного кодекса».
В собраниях Общества принимал участие и сын А. Г. Кушелева-Безбородко, выпускник Лицея Григорий Александрович. После смерти отца он стал одним из самых состоятельных людей России, известным меценатом. Именно он финансировал издание первого русского шахматного журнала «Шахматный листок», который выходил в 1859–1863 годах. В 1862 году Г. А. Кушелев-Безбородко впервые привез в Россию шахматиста мирового уровня, венгра фон Колиша, и организовал его матчи с российскими знаменитостями. Он же обеспечивал призы на шахматных состязаниях.
Членство в первом «Обществе» обходилось в солидную сумму в 15–30 рублей серебром в год, поэтому оно объединяло не более 100 человек. А первыми «клубами для всех» стали кофейни: в Москве кофейня Печкина в Охотном ряду, в Петербурге — «Доминик» на Невском проспекте. Именно в «Доминике» начинал свою шахматную карьеру М. И. Чигорин, первый русский шахматист, сражавшийся за мировую корону, и первый отечественный шахматный профессионал мирового уровня. Он дал имя целому периоду российской шахматной истории: «чигоринский период» длился последнюю четверть XIX века и самое начало XX.
Само название связано с тем, что Чигорин был не только очень сильным игроком, но и активным деятелем шахматной культуры. Он искал способы организовать шахматную жизнь страны, в то время еще достаточно разрозненную. Его стараниями выходили журналы «Шахматный листок» (1876–1881, 120 подписчиков), «Шахматный вестник» (1885–1887) и «Шахматы» (1894).
Благодаря авторитету Чигорина в конце XIX века в России прошли первые шахматные состязания мирового уровня: матч-турнир четырех сильнейших шахматистов мира (зима 1895/96) и матч-реванш на первенство мира между Вильгельмом Стейницем и Эмануилом Ласкером.
Стараниями Чигорина в 1899 году собрался Всероссийский турнир — первый полноценный чемпионат страны (Чигорин стал первым чемпионом).
Дело было за созданием Всероссийского шахматного общества, разговоры о котором шли с 1885 года. Увы, Чигорин до создания Общества не дожил. Об объединении шахматистов всей страны громко заговорили в 1909 году, на турнире памяти Чигорина (в списке морально и материально поддержавших его проведение первым стоит император Николай II). Ядром создания общества стало влиятельное Санкт-Петербургское шахматное собрание (123 члена), в деятельности которого большую роль играли высокопоставленный покровитель шахмат дипломат и сенатор П. А. Сабуров и его сын Петр.
П. П. Сабуров даже покинул государственную службу, чтобы посвятить себя шахматам.
Хлопоты по объединению шахматистов страны затянулись на несколько лет, и лишь 10 апреля 1914 года состоялось Учредительное собрание Всероссийского шахматного союза. Первый председатель Правления Союза П. П. Сабуров (младший) с восторгом сообщал, что в организацию входит 65 индивидуальных членов и 800 групповых, образующих 22 местных отделения (всего не более 1000 человек).
В ближайшей перспективе Всероссийский шахматный союз видел намеченное совместно с шахматистами Германии создание Международного шахматного союза. Но в реальности 1 августа 1914 года Россия и Германия вступили в Первую мировую войну, и шахматная жизнь стала замирать. Взносы в кассу Общества не поступали (в 1916 году их платил только каждый 20-й), и единственной деятельностью этой организации стали хлопоты по материальной поддержке и освобождению русских шахматистов, еще до войны поехавших на турнир в Германию и оказавших там в плену в качестве граждан враждебной страны.
Планы общества оставались планами до самой революции 1917 года. Ее бурных событий не выдержало сердце Сабурова-старшего: он умер в Петрограде в 1918 году. Вскоре после этого Сабуров-младший эмигрировал в Швейцарию.
Предыстория:
2. Вожди и шахматы
Мировая война и две революции остановили развитие шахматной жизни страны. В условиях создания принципиально иного общественного устройства шахматам нужно было найти новую идеологию, свое место в системе «государства нового типа». Своего рода охранной грамотой для шахмат и шахматистов стало широко известное увлечение шахматами двух самых популярных вождей — В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого.
Ленину приписали уходящую в глубину веков мудрость: «Шахматы — гимнастика ума». Газета «Правда», главный печатный орган страны, писала: «Наши великие учителя К. Маркс и В. Ленин в часы своего досуга отдавали дань увлечению шахматами. Они видели в них прежде всего средство воспитания воли, тренировки на выдержку и силу нервов. Главный интерес для Ленина в шахматах состоял в упорной борьбе, в том, чтобы сделать наилучший ход, чтобы найти выход из трудного, иногда почти безнадежного положения».
Именно наличие государственной поддержки на самом верху Советского государства позволило постепенно выстроить новую систему развития шахмат. Большую роль в этом сыграл известный советский деятель и шахматист А. Ф. Ильин-Женевский. В 1920 году он получил должность в государственном Управлении системы всеобщего воинского обучения (Всевобуч) и убедил руководство, начиная с главы Всевобуча Н. И. Подвойского, в пользе шахмат для воспитания нового человека: древняя игра «вырабатывает в человеке смелость, находчивость, хладнокровие, волю и развивает стратегические способности».
Именно под покровительством Всевобуча осенью 1920 года прошел первый чемпионат Советской России. В условиях гражданской войны разветвленный всероссийский аппарат военной организации обеспечивал розыск участников турнира по всей стране, их проезд, проживание и питание по красноармейским пайкам.
Осенью 1921 года, когда страна переходила к новой экономической политике, петербургские шахматисты во главе с неутомимым шахматным организатором С. О. Вайнштейном возродили Петроградское шахматное собрание, а в 1923 воссоздали на основании дореволюционного устава Всероссийский шахматный союз, живущий на членские взносы. Кипучая деятельность наследников дореволюционного шахматного союза позволила провести второй чемпионат Советской России.
Петербургскому плану развития шахматного движения противостоял московский. В столице пошли по пути создания шахматно-шашечных объединений при профсоюзных и государственных организациях, что означало организационную и финансовую поддержку государства.
«Посредником» между общественными и государственными интересами был выбран замнаркома юстиции Н. В. Крыленко, страстно любивший шахматы и когда-то игравший с Лениным. В августе 1924 года на III Всероссийском шахматном съезде Крыленко возглавил Всесоюзную шахматную секцию при Высшем совете физической культуры (предшественнике Министерства спорта России). Старый Всероссийский шахматный союз был заменен организацией с четкой структурой и прочной финансовой базой.