Отец Маскаева: В США сына зовут Золушкой тяжелого веса
В субботу в Москве российский тяжеловес Олег Маскаев проведет защиту своего чемпионского пояса по версии WВС. О том, как развивалась карьера Маскаева, в интервью «Известиям» рассказал его отец, Александр Маскаев:
- Несмотря на грозную репутацию, ваш сын за пределами ринга выглядит добродушным и скромным человеком. Как он попал в бокс?
- 25 лет назад я сам отвел его за руку в секцию, чтобы сын научился постоять за себя. Когда Олежка учился в пятом классе, старшеклассники постоянно отнимали у него карманные деньги. Он молчал до тех пор, пока учительница не спросила у меня, почему сын не обедает в школе. Я провел собственное расследование, но вмешиваться в конфликт не стал, а отдал его в боксерскую школу, чтобы парень окреп. Думал: возьмет там азы и бросит бокс. А он уже в восьмом классе стал чемпионом Казахстана среди юношей.
- Вы родились в Мордовии, ваш сын — в Казахстане. Как получилось, что в 1994-м он уехал в США из Узбекистана?
- В Казахстане я остался после службы в армии. Работал на шахте начальником участка. Олег после школы окончил горный техникум, полгода до призыва в армию тоже трудился в забое. Тренер попытался устроить его в спортивную роту Алма-Аты, но там сына назвали неперспективным. А в Ташкенте взяли. Он выступал за Узбекистан и ЦСКА, окончил институт в Джамбуле, на любительском уровне стал победителем Спартакиады дружественных армий и Кубка мира. Первый бой в профессиональной карьере он выиграл нокаутом у трехкратного чемпиона СССР, бронзового призера Олимпиады-1988 Александра Мирошниченко. Потрясенный соперник после этого ушел из бокса, а Олега тут же позвал в Штаты наш бывший соотечественник Вячеслав (Стив) Трунов. Он стал его первым промоутером. Получилось, что он приехал за Мирошниченко, а уехал с Маскаевым.
- В Америку, насколько я знаю, Олег отбыл без разрешения командования, не уволившись из армии.
- Присяге он не изменял, если вы намекаете на дезертирство. Сын присягал на верность СССР, а к 94-му такой страны уже не было. Конечно, его неожиданный отъезд добавил проблем нашей семье. Его жене Светлане и дочерям узбекские власти почти год не давали разрешения на выезд. Пришлось вывозить их за океан через Англию.
- Профессиональная карьера Олега складывалась очень трудно — все-таки пять нокаутов. У него не было желания бросить занятия?
- Первый промоутер здорово поживился за счет моего сына. Однажды тренер абсолютного чемпиона мира Леннокса Льюиса сказал, что Олег обладает нокаутирующими ударами в ближнем и дальнем бою, но с Труновым никогда не станет чемпионом мира. Ради денег Стив в буквальном смысле этого слова бросал Олега «под танки», выставляя неокрепшего боксера на поединки с мощными ребятами. После пятого нокаута от него все отвернулись, включая тренера Боба Джексона. Но оставить бокс у него и в мыслях не было. Он звонил мне из Америки, советовался, как поступить. И я ему сказал: «Если есть силы, продолжай!» Полгода сын занимался один в пустом зале, пока его не заметил нынешний наставник Виктор Валле, а затем и промоутер Денис Раппопорт. За четыре года они вывели Олега к чемпионскому титулу. Нокаут, в который он послал Хасима Рахмана в августе на ринге Лас-Вегаса, я считаю закономерным пиком его карьеры.
- Американцам преображение боксера, на котором многие поставили крест, не напомнило историю Золушки?
- В Штатах Олега так и называют — Синдереллой супертяжелого веса. За трудолюбие и упорство.
- Вы живете с ним в США?
- Ни разу не был в Америке. Год назад отправил туда жену — помогать Олегу и Светлане воспитывать четырех дочерей. Сам не видел внучек уже одиннадцать лет. У меня в Абае большое хозяйство: десяток коров, полсотни овец. С детства привык работать.
- Недавно глава Мордовии Николай Меркушкин назвал именем Олега Маскаева улицу в поселке Вадовские Селища, решен вопрос о предоставлении вашему сыну российского гражданства. Если позовут на родину насовсем, поедете?
- У нас в Казахстане тоже неплохая жизнь. В моем возрасте поздно что-то менять. А Николаю Меркушкину я благодарен за поддержку. Слышал, что из Мордовии на матч собираются приехать поболеть за Олега полторы тысячи болельщиков. Еще президент Мордовии пообещал предоставить самолет, чтобы после боя мы с Олегом прилетели в Саранск. Но сначала нужно победить Питера Охелло