«Если думать о деньгах, можно травму получить». Курбанов – о Цзю, Усике и поездке в Дубай
Российский боксёр Магомед Курбанов в 2024 году проиграл Исраилу Мадримову в бою за вакантный титул чемпиона мира по версии WBA в первом среднем весе. Но недавно ему удалось победить опытнейшего Асланбека Козаева в главном поединке вечера профессионального бокса RCC Boxing Promotions. О своих дальнейших планах, состоянии любительского бокса и лучшей трате года он рассказал корреспонденту «Советского спорта».
– Как ваше нынешнее состояние? И как в целом оцените год?
– В этом году у меня было и плохое, и хорошее. Если в прошлые годы всё было только хорошо, то в этом и поражение потерпел, и победу отпраздновал. Для меня это урок, опыт. Сейчас я чувствую себя хорошо, настроен на следующий бой, который должен быть большим. Я держу себя в форме, настраиваюсь. Пока назначают мне дату.
– Кого вы видите среди соперников?
– Я сейчас иду по WBA, седьмой стою. Скоро должны вынести решение, промоутер находится на конгрессе. Есть у нас Абасс Барау. Чемпионом стоит Кроуфорд. Думаю, он должен освободить титул. Похоже, хочет бой с Канело, а это выше на две категории. Конечно, за Кроуфордом держать титул выгоднее, и самому президенту нашей организации, WBA, перспективы больше. Я видел Теренса – он очень большой, огромный. Не думаю, что он ещё раз вернётся в 69. Он настроен на что-то больше и выше, на Альвареса. Что-то будет. Боя два, дай бог – и за звание чемпиона мира подерусь уже.
– О реванше с Мадримовым не думаете?
– Я хочу реванш, но это пусть уже промоутер решает. У всего должен быть смысл. В будущем я сам не против.
– Насколько активно участвуете в выборе соперника?
– Я не участвую в этом. Если говорить про недавний бой, мне скинули несколько человек, я даже не стал их смотреть. Сказал так – кого дадут, с тем и буду драться. Иногда боксёр не должен лезть в эти дела, забивать ими голову. Моё дело – тренироваться, получить соперника и под него готовиться.
– Кого дают – того и бьёте?
– Да-да, так и есть. Если начнёшь распыляться: «Ой, давайте не с этим, давайте с тем», то это не пойдёт тебе на пользу.
– Что по поводу истории с Тимом Цзю? Давно все ждут.
– А что про неё говорить? Я ждал его на форуме в Дубае, но он не прилетел, потому что, видите ли, ему билет эконом-класса купили. Смешно звучит, на самом деле. Думаю, что он должен был прилететь, несмотря на эконом-класс. Я уже больше не навязываюсь к нему на бой. Он должен больше навязываться ко мне, очередь за ним.
– Не считаете, что уже переросли его?
– Думаю, что именно в плане бокса мне уже он неинтересен. В плане медийности – да, базару нет, можно сделать. Всё от него зависит. Если хочет бой – пускай говорит с промоутерами, и будем делать этот бой. Если не хочет, то пусть идёт своей дорогой.
– Есть у вас в принципе какая-то определённая цель? Пояс в 69 или какие-то ещё варианты?
– Сейчас, конечно, моя цель – это пояс чемпиона мира. Смотришь в гору, и там есть титул, к которому надо взбираться. Сейчас я седьмой в рейтинге. Есть определённые бойцы, и есть организация, которая должна мне сказать, что вот завтра с тем дерёшься, послезавтра – с другим, а после мы даём тебе титул. Сейчас, по-моему, есть понимание этого всего. Я не могу афишировать, потому что у меня нет 100-процентной информации. Но то, что я говорю, – это правда. Сейчас наш промоутер находится на конгрессе WBA, в Орландо. Мы ждём, пока он пообщается, и уже тогда будет решение.
– Общались в Дубае с Умаром Назаровичем Кремлёвым?
– Немножко пообщались. Мы вместе с Евгением Тищенко стояли, и он ему говорил: «Вот, смотри, он вернулся и победил. Почему ты не возвращаешься?» Евгению я тоже сказал пару слов: «Давай возвращайся, не нужно ждать. Вернись, пару боёв проведи и на хорошей ноте заверши карьеру». Вот так было бы лучше.
– Общались с ним после истории с допингом?
– До сих пор его, по-моему, не освободили. Он говорит: «Я не знаю, что делать и к кому обращаться». Его тоже можно понять. Кто-то должен этим заниматься: адвокаты, юристы, но не сам боксёр. Я думаю, что если он к Умару Назаровичу подойдёт, скажет: «Освободите меня, дайте бой», то этот вопрос решится. Всё зависит от его желания.
– Как относитесь к тому, что в любительском боксе появляются новые федерации? Многие выходят из IBA, в том числе европейские страны, американцы.
– Жаль многих спортсменов именно из России. Настолько всё уничтожено в любительском боксе. В моё время было всё понятно: Россия, Европа, мир, Олимпиада, отборы, Спартакиада России, какие-то игры и фестивали. Вот это было круто! Всё было ясно. Победил – получил зарплату, стипендию, звание мастера спорта, ЗМС. Сейчас ничего не понятно. Я, честно говоря, не слежу за этим, поэтому не знаю. Я – профессионал, слежу за профессиональным боксом. А любительский бокс уничтожили. Его нет. Не знаю, как его попытаются восстановить. У нас своя компания, а у американцев – своя. Латиноамериканцы, Мексика, Куба с нами, западные страны с ними. Непонятно вообще, что происходит. Каждый своё качает.
– В этом году состоялся долгожданный бой Бивола и Бетербиева. И многие спорят об итогах. Что вы можете сказать?
– На мой взгляд, бой с минимальным преимуществом выиграл Бетербиев за счёт прессинга и жёстких ударов, за счёт того, что он был инициатором драки. Бивол был точнее и быстрее, в многоударных комбинациях много попадал по защите. Я, честно, считал, что вроде ничья. Но ничью не могут дать в бою за звание абсолютного чемпиона мира. Даже думал, что могут Биволу дать. Но дали Бетербиеву – я потом понял почему: он шёл вперёд, наносил сильные удары, заряжал. В этом бою грязи не было, был чистый бокс: один попадает, другой отвечает. Важно, что Артур был инициатором драки. Возможно, судьи, которые там сидели, сделали на этом акцент.
Реванш интересен. Для меня фаворит – Бетербиев. Но это будет бой самого высокого уровня, где может быть что угодно. Кто-то, в том числе великие боксёры, прогнозирует, что бой не дойдёт до решения. Я тоже ожидаю досрочную победу, какое-то неожиданное окончание. Потому что люди уже дрались между собой. Возможно, Бетербиев почувствовал, что удара у соперника нет, и во втором бою ва-банк пойдёт. Бивол, возможно, понял, что может ещё быстрее пойти, поработать над тем-то, понаглее быть. Этого ему в первом бою не хватало – наглости: где-то он паузу вылавливал, где-то в блок закрывался. Надо эти моменты исправить, и будет что-то интересное.
– В этом году также был крупный бой Усик – Фьюри, а скоро уже между ними реванш. Что по этому бою скажете? (Интервью записывалось перед боем)
– Бесполезный реванш. Снова Усик выиграет. Александр прошёл определённую школу. Если Тайсон попал из первого класса в университет, то Усик с первого по 11-й учился. Тут бесполезно.
– Можно ли сказать, что топовые вывески в мировом боксе на ближайшее время закончились, ибо начинают продавать реванши?
– 100% закончились. Нужна новая вывеска: Тим Цзю – Курбанов, ха-ха. Реально закончились вывески. Кто? Кроуфорд – Канело – идеальная вывеска, реванш Бетербиева и Бивола – интересно. А вот даже Мадримов – Ортис – не интересно никому, Мадримов – Богачук – то же самое. И Усик с Фьюри – бесполезный бой. Александр его деклассирует.
– Какая у вас была лучшая трата в 2024 году?
– Я маму первый раз вывез за границу, мы полетели в Дубай. С детьми, с мамой, всей семьёй. Я решился, и мы полетели на три недели. Радость детей, радость мамы, семьи – самое позитивное время, которое я в этом году провёл.
– А есть ли трата, о которой жалеете в этом году?
– Нет такого. Я стараюсь не жалеть: сделал – значит сделал. В любом случае урок какой-то получил. И стараюсь особо много значения деньгам не придавать. Это расходный материал. Слава богу, я получаю деньги, семья не голодная, все сыты, ни в чём не нуждаются. Для меня это самое главное. Мы все счастливы и здоровы. А деньги – если о них думать, куда тратить, можно травму получить. У многих есть такая травма насчёт денег. Слава богу, что я завтра могу зайти в зал, заработать пару тысяч за день – и поработал, и удовольствие получил.
– Если, к примеру, завтра придут и предложат бой с Александром Емельяненко, какая сумма вас бы устроила? Может, $ 10 млн?
– Репутация важнее денег. Но если положат $ 10 млн – то я с ним и четыре боя проведу. На голых кулаках, хотите, проведу? Пять раундов по две минуты. Погнали! Без проблем.
– Умар Кремлёв хочет сделать бой Макгрегор – Пакьяо в Москве. Что думаете насчёт этой вывески?
– Реальная вывеска. Для всех это хороший рекламный ход, хайповый бой. Почему нет? Но у Макгрегора шансов не будет.
– Может этот бой собрать 80 тысяч на «Лужниках»?
– Вряд ли, потому что у нас другая страна. Мы не в Америке. У нас многие скажут: «Да что это за шоу?» Не пойдут. Да, много народа будет, но не полные «Лужники» точно.