Зачем ограбили «мухача» в доме «крайне богатого карлика»?
Две
золотые, одну серебряную, одну бронзовую медали плюс три олимпийские лицензии отстояли с боями российские боксеры на завершающемся в столице
Катара Дохе 18-м
чемпионате мира. Это лучший результат нашей команды за
последние три чемпионата мира. Не стоит также забывать, что нынешний чемпионат
-- первый, начиная с 1974 года, на
котором мы выступили в не полном составом: россияне отсутствовали в трех
весовых категориях.
Чемпионат с другой планеты
Все-таки непонятно, зачем чемпионат мира по олимпийскому боксу проводить в Катаре? Чтобы продемонстрировать образцовую организацию? Слов нет, по этому показателю нынешний чемпионат, пожалуй, лучший. По крайней мере, из тех семи предыдущих, на которых я побывал. Поделился своей оценкой с бывалыми тренерами нашей команды, тоже повидавшими на своем боксерском веку немало (в жизни Александра Лебзяка, например, первым стал чемпионат мира 1991 года в Сиднее), – все согласились. Но нет в Дохе главного, что обязательно должно присутствовать на всех чемпионатах мира, – интереса местных жителей. Приехал сюда на один день великий профессионал Мэнни Пакьяо и, словно всемогущий джинн из арабской сказки, взорвал интерес – бум случился невероятный: по подтрибунным коридорам арены «Али бин Хамад Аль Атия», где прописался чемпионат, бесконечной змеей растянулась очередь из желающих сфотографировать с ПакМэном и взять у него автограф. Огромное количество детей и, что особенно удивило, женщин. А уехал – и все куда-то исчезло, как вода в пустыне, которая составляет большую часть территории Катара…
Ощущение такое, что «крайне богатый карлик», как часто называют эту страну за ее небольшую территорию и третье место в мире по запасам природного газа, завез сюда с другой планеты этот чемпионат с его участниками, тренерами, официальными лицами, журналистами и прочими волонтерами. А сегодня, когда все закончится, эта «летающая тарелка», которую здорово напоминает арена «Али бин Хамад Аль Атия», сорвется с места и улетит, оставив лишь галочку, что первый в истории чемпионат мира по боксу на Ближнем Востоке состоялся.
Любительский бокс объявляется открытым
Впрочем, останется, конечно же, не только галочка. Каждому участнику турнира будет, что вспомнить. Например, старший тренер нашей сборной, олимпийский чемпион Александр Лебзяк был вчера объявлен здесь лучшим тренером года по версии АИБА, а кубинец Хулио Ла Круз (до 81 кг) – лучшим боксером года.
Богатую пищу для размышлений оставит чемпионат историкам бокса и статистикам. Он первый, в программе которого появились так называемые бронзовые бои за олимпийские лицензии, в связи с чем мы теперь имеем первых в истории пятерых боксеров, которые, проиграв в полуфинале, не только не выбыли из борьбы, но еще и обзавелись билетами в олимпийский Рио-де-Жанейро. Это, конечно, издержки грандиозных революционных преобразований, произошедших в любительском боксе, в котором теперь имеют место даже 12-раундовые бои без маек, шлемов и в более жестких 10-унцовых перчатках. До чемпионата мира они, правда, пока не добрались, но, если дело и дальше пойдет такими темпами, это вопрос времени. Не зря ведь АИБА предложила, как вариант, называть теперь любительский бокс открытым, даже аббревиатуру придумала – AOB (AIBA Open Boxing): мол, двери к нам не заперты – зайти можно с любыми идеями, даже с такими, которые раньше поклонникам любительского бокса не могли присниться и в фантастическом сне. Все ради повышения его зрелищности.
Вот еще любопытный факт. Благодаря новшествам уже упомянутый Ла Круз стал на этом чемпионате не только лучшим боксером АИБА 2015 года, но и первым в истории, кому удалось выиграть две олимпийские лицензии. Одну – по неолимпийским правилам – в турнире Всемирной боксерской серии (WSB), другую – по олимпийским – в Дохе. Ему, правда, для попадания в Рио-2016 одной вполне хватило, но факт свершился.
Вчерашняя изюминка
Еще одна изюминка завершающегося чемпионата состоит в том, что еще вчера, когда до его завершения оставалось целых семь сегодняшних боев, включая пять финальных, российская сборная могла смело подводить итоги своего выступления. Три олимпийские лицензии, четыре медали в общей сложности (2 золотые, 1 серебряная и 1 бронзовая), – вот с чем мы покидаем гостеприимный дом «крайне богатого карлика», и сегодняшний день уже ничего нам не убавит и не прибавит. Правда, остается открытым один вопрос: какое командное место мы займем: разделим с кубинцами первое или финишируем вторыми? Но «открытость» его, положа руку на сердце, чисто формальная, поскольку для того, чтобы случился первый вариант, кубинцам во главе с Ла Крузом надо сегодня проиграть во всех трех поединках, в которых он будут участвовать. Скорее можно дождаться, чтобы снежная буря обрушилась на Катар, считающийся самой жаркой страной в мире.
Философия в микст-зоне
Впрочем, вчера был период, когда показалось, что чемпионат проходит не в Катаре, а… на Кубе, поскольку такую поддержку, которую получил их «мухач» Йоанис Аргилагос в финальном бою с нашим Василием Егоровым, раньше доводилось видеть только на острове Свободы. Понятно, почему среди участников финальных поединков оказалось сразу шесть (!) кубинских бойцов. Потому что эта страна уже много лет диктует моду в мировом любительском боксе. Но откуда столько кубинцев в Дохе, сколько вчера было замечено на арене «Али бин Хамад Аль Атия», осталось загадкой. Они почти полностью заполнили одну из боковых трибун, ту, где билеты стоили по 30 риалов (меньше десяти долларов). Ясно, что большинство населения Дохи (в которой проживают 80 процентов всех катарцев) составляют эмигранты. Но что-то ранее кубинцев среди них не замечал, хотя уже не первый раз здесь. Скорее всего, это были работники кубинских посольств в Катаре и близлежащих странах.
Прилетели в Доху и земляки Егорова во главе с заместителем министра спорта Якутии Георгием Балакшиным, в недавнем прошлом тоже известным боксером, трехкратным чемпионом Европы, призером чемпионата мира и Олимпийских игр, учеником, кстати, того же тренера - Артура Пахомова, который сейчас работает с Егоровым. Но их было несоизмеримо меньше…
18-летний Аргилагос выскочил на ринг эдаким бойцовским темным
петушком, сходство с которым было не только из-за взбитого набриолиненного хохолка на стриженной голове, но и откровенно
вызывающего поведения. Под рев и барабанные ритмы кубинской трибуны
он исполнил известный боксерский «танец»
с перебором ног, а потом подошел к Василию и… рассмеялся ему в лицо. Это была
уже наглость, за которую надо было наказывать! И Аргилагос за нее «огреб» по
полной – в третьем раунде ему отсчитали нокдаун. В тот момент это уже был
цыпленок с потным, утратившим «товарный
вид» «гребешком». Жаль, что наш боец поздновато отыскал нужные ключи к защите
соперника, лишь в последней трехминутке по-настоящему к нему подобрался. Но в
любом случае два раунда из трех он, безусловно, выиграл, что потом признали
многие специалисты. Жаль только, судьи «не захотели» это увидеть. О чем тут
говорить, если даже нокдаун, в котором побывал Аргилагос, никаких дивидендов в
судейских записках Егорову не принес?
«Ничего, мы еще встретимся на Олимпиаде
– там победа будет нашей!», – успокаивал, похоже, больше самого себя после боя Лебзяк. Словно сговорившись с ним,
Василий через несколько минут почти слово в слово повторил слова старшего
тренера:
- В Рио-де-Жанейро моей победе поспособствует нынешнее поражение, – философствовал он в микст-зоне. – Когда проигрываешь, лучше осознаешь свои ошибки. Проигранный бой в этом плане в три раза полезнее победного. А надежды своих болельщиков в сезоне, думаю, я все равно оправдал: стал чемпионом Европы, выиграл олимпийскую лицензию, да и серебро чемпионата мира, тем более первого в жизни, – это хороший результат…
Сколько Тищенко среди чемпионов?
Удивительную интригу в сюжет первого финального дня «вкрутил» невидимый
сценарист где-то там наверху, в струившемся от зноя небе Катара. Устроил своеобразный
тройственный матч для сборных Кубы, России и Узбекистана, представляющих три
континента. Три кубинца, три россиянина, три узбека и один ирландец, – таким
был состав участников пяти вчерашних финальных боев. В итоге мы с кубинцами
показали одинаковый результат – две победы, одно поражение, а узбекская команда
проиграла все три боя,
Счет нашим победам открыл Виталий Дунайцев (до 64 кг), обыгравший, как сам
выразился, за счет хорошей работы ног,
раздельным решением судей узбека Фазлиддина Гайбназарова. А удвоил – капитан
сборной России тяжеловес Евгений Тищенко (до 91 кг),
взявший реванш за недавнее поражение в турнире WSB у кубинца с грозной фамилией Савон. Эрисланди, племянник трехкратного олимпийского чемпиона Феликса Савона,
похоже, не прочь повторить легендарную карьеру дяди, но пока не совсем
получается: в Лондоне-2012 сумел
добраться только до 1/8 финала, а
лежащую сейчас на кону путевку в Рио-де-Жанейро-2016, отдал сначала в турнире WSB Василию Левиту из Казахстана, а сейчас – россиянину Тищенко…
По очень похожему сценарию сработали в этом сезоне Виталий с Евгением: сначала «отрепетировали» в боях WSB, потом – победили на чемпионате Европы в Болгарии, а жирную точку поставили вчера на чемпионате мира в Дохе, выиграв вместе с золотой медалью лицензии в Рио-де-Жанейро-2016. С той лишь разницей, что Тищенко для этого потребовалось не только пробиться в финал, но и победить там.
- Два года назад на чемпионата мира в Алма-Ате у меня в финале не получилось: на себе тогда испытал, насколько это обидно, – насыпал соль на старые раны Евгений после церемонии награждения. – Там мне не хватило каких-то моральных качеств, поэтому сейчас сделал все, чтобы снова этого не случилось. Никаких тактических задач при этом не ставил перед собой – просто старался сконцентрировано драться, лишать соперника пространства в ринге…
- Не много ли у теперь Тищенко среди чемпионов мира по боксу? – решил я в конце нашей беседы проверить чувство юмора капитана сборной.
- Напротив, мало!, – мгновенно среагировал он – Уверен: будут еще...
А что? А вдруг? Ведь в семье двукратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира Алексея Тищенко подрастают два сына. Да и Евгений, судя по всему, настроен в этом плане решительно...
Поборемся за Павла Первого
Итак, что мы имеем после этого чемпионата в плане текущих олимпийских задач? Лицензии в Рио-де-Жанейро-2016 в семи весовых категориях – до 49 кг, до 52 кг, до 56 кг, до 64 кг, до 69 кг, до 75 кг и до 91 кг. Причем, в четырех последних – у нас по два обладателя путевок. Вот уж жаркие денечки предстоят для Александра Лебзяка при выборе достойных. Горячее, чем во время его собственных олимпийских схваток. Никогда еще с такой ситуацией не сталкивался ни один старший тренер нашей национальной команды. А она гарантирует немало боев в переносном смысле, которые предстоит выдержать лучшему тренеру мира-2015 по версии АИБА против, скажем так, покровителей претендентов с обеих сторон. Надеемся, что сил и выдержки ему хватит для того, чтобы выбор получился безошибочным.
А пока надо побороться за… полутяжеловеса Павла Силягина (до 81 кг), завоевавшего бронзовую медаль на нынешнем чемпионате мира. Увы, этой награды ему не хватило для получения олимпийской лицензии. Для этого надо было обязательно обыгрывать в полуфинале Хулио Ла Круза. Павел проиграл – в финал вышел кубинец, у которого, как было сказано, уже была к тому времени олимпийская лицензия, полученная по итогам турнира WSB.
И что дальше? Кому достается эта вторая, ненужная Хулио путевка, оставшаяся в
этой связи вакантной? На этот вопрос не удалось получить однозначный ответ.
Самая распространенная версия состоит в том, что эта путевка достанется хорвату
Хрво Сепу, стоящему в индивидуальном рейтинге WSB на третьей позиции, сразу за Ла Крузом. Но
справедливо ли это будет?
Судите сами. На чемпионат в Дохе было выделено 23 лицензии. Однако, если одна из них будет отдана Сепу, то это уже будет не 23, предусмотренных регламентом, а 22, поскольку 23-ю получит боксер, не выполнивший на чемпионате условий для ее получения. Сеп там, так же, как и Силягин, проиграл Крусу.
Да, этих условий не выполнил и Павел, не пробившийся в финал. Но он в итоге оказался выше хорвата, выбывшего из борьбы на стадии четвертьфинала. Тогда почему эту путевку должен получить не наш боксер, а хорватский, который был лучше в… других соревнованиях, не имеющих никакого отношения к квоте из 23-х лицензий? И почему, когда речь идет об олимпийской лицензии, котировки командных соревнований WSB должны быть выше чемпионата мира, который всегда был главным турниром в календаре АИБА и где, в отличие от WSB, действуют олимпийские правила? Куда справедливее, думается, было бы провести бой за эту лицензию между Силягиным и узбеком Элшодом Расуловым, также проигравшим в полуфинале чемпионата мира.
Так что, за Павла надо побороться, тем более что весовая категория, которую он представляет, одна из трех, где у нас еще нет олимпийских лицензий.