Сергей Чепинога: Жизнь - это спорт
За неделю до юбилейного, тридцатого
турнира W5 Grand-Prix Moscow, который пройдёт 30 августа в «Лужниках»,
президент мировой версии профессиональног
- Свой путь в единоборства вы нашли ещё в юности. Что привлекло вас в кикбоксинге?
-
В шесть лет родители отдали меня в лёгкую атлетику, там у меня
обнаружили спортивные данные и предложили пойти учиться в школу со
спортивным уклоном. Потом я попробовал свои силы в гимнастике, а с
третьего класса начал заниматься футболом. На поле были все дерзкие,
приходилось стоять за себя в раздевалке, к тому же вышли фильмы с Брюсом
Ли, и мне захотелось заняться боксом. Это произошло уже, когда родители
переехали в Пыть-Ях (Ханты-мансийски
- Что помешало вам добиться грандиозных успехов в спорте?
- Вскоре я начал заниматься бизнесом и оказался перед выбором. Совмещать эти два серьёзных занятия я не мог и не знаю, как это получается у других. Хотя и сейчас я тренируюсь пять раз в неделю по 2-2,5 часа, работаю в спаррингах. Считаю, что спорт не только помогает в работе и жизни, но и помогает познать себя. Кто-то делает это через творчество, а я через спорт, который научил меня познавать свои сильные и слабые стороны. Именно поэтому я в итоге отдал предпочтение единоборствам перед футболом, где я выполнил первый взрослый разряд. Мне хотелось не зависеть от коллектива, а формироваться и мыслить самому и нести за это ответственность.
- Как тренеры относились к такому совмещению?
- Ревностно. Тренер по боксу как-то увидел, что я бью ногами по груше и назвал предателем, полуфабрикатом и ненастоящим боксёром и предложил поспарринговать. Мне разрешил бить любые удары, а сам он решил использовать только бокс и доказать, что именно бокс - основа ударной техники. Он, конечно, у меня выиграл, но я успел ему попасть хай-киком в лицо. После этого он мне единственному разрешил на тренировках бить грушу ногами.
- Став успешным бизнесменом, вы сразу решили помогать развитию кикбоксинга в России. Какие цели при этом преследовали?
- Мне хотелось дать талантливым ребятам те шансы реализовать себя, которых у меня не было в полной мере. 5 июля 2007 года мы провели турнир в Черногории, который назвали «Раме уз раме» (в переводе с сербского «Плечом к плечу»). Тогда мы собрали около 5000 зрителей прямо на берегу моря, на взятом в аренду футбольном стадионе, сделали вертолётную съёмку и определили формат турнира как «Россия против балканских стран». Спортивное состязание братских народов стало только символом нашей близости и дружбы. Оттуда всё и пошло. После этого мы с Дмитрием Ивановым и решили создать свою промоутерскую компанию и разработать новый подход к организации соревнований.. Одно дело, когда ты даёшь денег на организацию турнира и люди их распределяют по своему усмотрению, и совсем другое, когда ты сам участвуешь в селекции бойцов, стараешься их лучше узнать, понять механизм розыгрыша чемпионских поясов и их значимость. Так в 2008 году и появилась мировая версия W5 (Дабл-Ю-Файв).
- Такая мощная организация не может возникнуть на пустом месте. С чего начали?
- Сначала мы провели маркетинговое исследование, долго выбирали название. Сейчас мне кажется, что W5 существовала всегда. В нашем названии W - обозначает World (мир), а 5 - это число континентов, не считая Антарктиды, где пока немного бойцов. К тому же пятёрка всегда символизировала высшую оценку. Название всем нашим единомышленникам понравилось и закрепилось. Поначалу нас мотивировала возможность выразить уважение к работе бойца, вне зависимости от его результата. Почему-то тогда, чтобы стать популярным, нужно было выступать в К-1 и ехать в Японию. Вы представляете какую популярность заслужила К-1, если по её правилам проводят соревнования целого раздела любительского кикбоксинга. Я не мог понять, почему Фёдор Емельяненко стал популярным в Японии, а не в России, куда он вернулся уже состоявшимся героем. Мне же хотелось, чтобы у множества наших бойцов была площадка для развития в России, а за рубеж они выезжали уже состоявшимися бойцами, а не наоборот.
- В какой момент вы почувствовали, что ваш бренд стал узнаваемым?
- Поначалу бойцам и тренерам приходилось объяснять отличия в правилах, завоёвывать авторитет и бороться за внимание зрителя, объяснять, что у нас за организация. После этого мы задумались о девизе нашей компании и о нашей аудитории. Аудитория - это не только люди, занимающиеся спортом, но и те, у кого есть своя позиция. Наш официальный девиз - «Выбери путь чемпиона!» Ты не обязан заниматься только кикбоксингом. Наша задача объединить людей, чья главная мотивация - победа над самим собой, над своей ленью, трусостью или глупостью. У нас есть свой гимн, своя философия, миссия и правила, направленные на интеллектуальный поединок и сохранение здоровья спортсменов. Мы провели колоссальную работу с документами. У нас есть полная юридическая поддержка и работает принцип «работай с нами, потому что с нами работать просто, надёжно и перспективно». У каждого из наших партнёров свои интересы и направления, но нас объединяет то, что мы верим в будущее своего народа и считаем, что спорт - это будущее здоровой семьи и будущее человека.
- За прошедшие семь лет единоборства в России стали популярнее и их всё больше на телевидении, но и конкуренция среди промоутерских компаний возросла. Вам стало легче действовать в таких условиях или конкуренция стала слишком ощутимой?
- Меня часто спрашивают об этом в последнее время. Я очень рад, что это всё происходит, а конкуренция заставляет повышать уровень работы промоушенов и позволяет побеждать тем, кто больше работает, больше развивается. В этом и есть вся суть спорта. Впрочем, ни один промоушен не способен сейчас обеспечить работой ту огромную массу людей, которая занимается единоборствами. Все эти организации по пальцам можно пересчитать. Я рад, что однажды пришёл в кикбоксинг, и занимаюсь этим всю жизнь. Если кто-то из промоутеров сделает что-то лучше, я только порадуюсь и возьму себе на заметку. Но я не вижу ни одного конкурента, потому что мы одни не можем обеспечить аудиторию тем количеством поединков, чтобы молодые люди не бросали залы. Спорт - может не быть твоей профессией, но может оставаться с тобой по жизни всегда, как твой самый преданный друг, верный путеводитель и одна из самых необходимых составляющих счастливой жизни.
- Какие ближайшие задачи стоят перед W5?
- Есть несколько приоритетных задач, чтобы развиваться в ногу со временем. Во-первых, это окупаемость организации, потому что на дотациях бизнес не построить. Коммерциализация - это необходимое условие для выживания проекта. Мы не ждём каких-то государственных дотаций, потому что есть другие, более значимые социально программы. Спорт действительно набирает зрелищность и популярность, поэтому для нас важен рост аудитории. Он возможен благодаря организации прямых трансляций не только на российском телевидении, но и на европейском. У нас есть опыт работы и с FOX TV и c «Евроспортом». Сейчас мы заключили на четыре года договор о развитии с американской компанией. Они верят в будущее W5 и хотят заниматься продвижением компании с точки зрения прямых трансляций в интернете. Мы создали свой видеосалон и занимаемся его адаптацией под Android. Следующим шагом будет смарт-ТВ, где рано или поздно окажется вся современная аудитория.
- Вы видите будущее в формате pay-per-view?
- Это единственная эффективная формула. Хочешь посмотреть - либо покупаешь билет и смотришь, либо покупаешь трансляцию. Как бы это грубо не звучало, но это единственная формула, при которой получают выгоду все - спортсмен, зритель, партнёр и организатор. Речь идёт о том, что я должен платить высокие гонорары, гарантировать бойцам и участникам контракты на 4-5 лет, обеспечивать спортивное содержание и питание, а для этого я должен строить коммерцию. Мы делали европейские проекты, в декабре планируем турнир в Вене, до этого у нас были проекты в Словакии, Черногории и Германии. Я всё больше пытаюсь понять аудиторию в разных регионах, готовую принимать наши события. Мы проводим селекцию с розыгрышем титула чемпиона мира в конце года, который мы хотим сделать соответствующим нашему девизу, чтобы аудитория выбирала и поддерживала определённых бойцов, переживая вместе с ним весь спортивный год. Мы не ставим задач делать турниры в одном месте, а хотим пробовать разные площадки, в том числе и в регионах России. Возможно, придёт время, когда мы будем проводить турниры на разных континентах.
- Что ожидать зрителям в этом году?
- В конце августа пройдёт большой турнир в Москве, с участием наших сильнейших бойцов, затем в декабре будет итоговый турнир в Вене. На следующий год мы ведём переговоры по Кипру и Германии. В Германию нас давно приглашают, потому что там любят и ждут кикбоксинг. Мы такую возможность держим в уме, ведём переговоры и продолжаем путешествие по городам и странам. Параллельно мы работаем над созданием интерактивного телевидения, выпустили свою коллекцию одежды, которая будет связана не только с кикбоксингом, но и с другими видами спорта. Её у нас уже заказала сборная по гребле. В будущем мы видим перспективы у этого направления, которое сделало бы спортсменов модными и красивыми.