«Привезем рефери из ЮАР и оставим Лебедева без глаза». Чем живут рефери в боксе

Sovsport.ru встретился с известным российским рефери Юрием Копцевым и узнал у него, как и чем живут судьи из мира бокса.
news

Последнее время в нашей стране бокс все больше и больше набирает популярность, что сильно увеличивает узнаваемость на улицах наших боксеров… Бойцов-то узнают, а вот рефери даже на ринге не замечают, не говоря уже о редком упоминании в СМИ. Sovsport.ru решил исправить эту ситуацию и пообщаться с Юрием Копцевым – рефери, который обслуживал бои с участием Роя Джонса-мл, Руслана Проводникова, Олега Маскаева и других звезд мирового бокса.

— Юрий, я заглянул в boxrec на страничку о тебе и увидел, что напротив слова «резиденция» написано «Киев, Украина». Ты действительно переехал из Москвы жить в Киев?

— Я давно живу на два города... Или глядя на телеэфирный фон кому-то это кажется странным? В первую очередь, это связано с моей основной работой, но об этом не будем – это интервью для другого типа издания. Во вторую, со спортивной точки зрения – бокс на Украине давно в мейнстриме и собирает вокруг себя большое количество профессионалов своего дела. Мне интересно с ними.

— И как, кстати, тебе Украина?

— Такое ощущение, что ты задаешь вопрос альпинисту или путешественнику. Как Украина? Красивейшая страна и прекрасные люди.


Юрий Копцев. Фото boxnews.com.ua

— Ты считаешься одним из самых известный российских рефери. Но почему тебе ни разу не удавалось поработать на чемпионских боях?

— Ты имеешь в виду на боях за полноценный титул чемпиона мира? Индустрия считает, что в мои «почти сорок» я еще молод, хотя профпригодность позволяет. Так оно повелось, что рефери – это возрастная позиция. Мы работаем плюс минус до 65 лет, а средний возраст «третьего человека в ринге» в мире сегодня равняется 57 годам. Это футбольных арбитров в 45 списывают с корабля. Сейчас я уверенно работаю бои первой десятки рейтинга, а пройдет время, сменится поколение и наступит мой черед. Нужно уважать ветеранов – коллег по цеху. Думаю, лет через пять меня начнут подпускать к большим боям. Таковы негласные правила.

—Здорово устроено… А есть ли в боксе какие-нибудь комиссии, которые оценивают работу рефери?

— Мировые организации (WBC, WBO, IBF, WBA и др), санкционирующие поединки, дружно, посредством супервайзеров, внимательно следят за соответствиями профпригодности. Прямой оценки нет, но за ошибки никто не похвалит. Рефери, которые ошибаются, отодвигаются с основных позиций и уступают дорогу другим. Это интересный живой организм. Своего рода игра в царя горы.

—Ну, если это игра в царя горы, то должен быть какой-нибудь рейтинг лучших рефери планеты.

— Рейтинга нет. Только условный и внутренний. Прежде всего, мы смотрим на работы друг друга и даем оценку профессиональным кондициям. Мнение коллег дорогого стоит.

— Кстати, а почему мы тебя никогда не видели на шоу, организованных Андреем Рябинским? И как тебе вообще уровень организаций его шоу?

— Тут дело как раз в национальных лицензиях. В андеркардах у МИЦ работают только рефери Федерации профессионального бокса России, с российской национальной лицензией, которой у меня нет. Хотя абсурд заключается в том, что я живу через дорогу от дворца спорта Лужников и мне дойти пешком до стадиона быстрее, чем за машиной на стоянку. Джек Риз, человек который ведет семинары для рефери, работал на последнем титульном бою Рахима Чахкиева. Увидев меня под рингом после боя, он сокрушался - какого собственно рожна он летел 13 часов на самолете, если я живу через дорогу? Посмеялись. Логистика, знаете, тоже наука. Но это все внутренние интриги Федерации бокса России, и дело тут даже не во мне. Есть много рефов с российской лицензией, кто бы легко справился с боем Чахкиева: Роман Петров из Екатеринбурга или, например, Витя Панин из Челябинска. Но мы привезем рефери из ЮАР и оставим Дениса Лебедева без глаза.

Уровень самих шоу?  С приходом Рябинского стали проходить бои мирового конкурентного уровня: Влодарчик-Дрозд, Поветкин-Такам-Перес, заколдованному Кудряшову не зайчиков привозят. Начали появляться местные противостояния, например, Трояновский-Шахназарян, которое получилось просто на загляденье… И все это только за последний год!  Сейчас все в ожидании поединков Чахкиев-Гассиев и Ковалев-Бетербиев – это не инсайд, а логически напрашивающиеся варианты. Российский зритель  открыл глаза и начал требовать. Надо отдать должное Рябинскому –  он вернул потерянный интерес к боксу и перевернул страницу.

— Как-то ты говорил, что работа рефери – это хобби, которое не приносит денег. А чем тогда ты зарабатываешь на жизнь?

— Еще два года назад в России я управлял двумя спиртзаводами, но решил сделать гениальный ход в нелогичной партии – уйти из понятного бизнеса и начать новую историю… И оказался прав. Сегодня у меня компания с тремя офисами в трех странах и со слабой зависимостью от бурей-ураганов на киевских улицах. Она-то мне и позволяет «играть в боксики».

Нет ли у тебя в планах попробовать организовать собственное боксерское шоу? И вообще –  может, планируешь сняться еще в каком-нибудь фильме или организовать «Король ринга-3»? (Юрий принимал участие в фильмах «Бой с тенью 2, -3, а также работал рефери в шоу «Король ринга» на Первом – Прим. Sovsport.ru)

— Можно сказать, что успешно реализую свой нерастраченный спортивный потенциал в работе. Шоу – это не совсем ко мне, так как это другой и отдельный бизнес, которым, в свою очередь, занимаются большие профессионалы. Это касается как боксерских шоу, так и телевизионных программ на Первом канале.

Что касается кино – это тоже уже закрытая тема. На последний кино-экспириенс меня уговорил наш товарищ Леша Сидоров (создатель сериала «Бригада») – хорошее время было, есть что вспомнить. Сегодня же на игрушки нет свободного времени.