Человек, который считал Али легким соперником. История самого странного боксера планеты

Сегодня чемпион мира в тяжелом весе по версиям WBC (1973-74), IBF (1994-95) и WBA (1973-74 и 1994), обладатель самой парадоксальной боксерской карьеры XX века, олимпийский чемпион-68 американец Джордж Формен отмечает свое 66-летие.
news

Сегодня чемпион мира в тяжелом весе по версиям WBC (1973-74), IBF (1994-95) и WBA (1973-74 и 1994), обладатель самой парадоксальной боксерской карьеры XX века, олимпийский чемпион-68 американец Джордж Форман отмечает свое 66-летие.

«ПРЕДАТЕЛЬ» БЕЗ ЧЕРНЫХ НОСКОВ И БЕРЕТА

О боксере Джордже Формане на одной седьмой части суши с названием СССР впервые узнали в октябре 1968 года, когда на Олимпийских играх в Мехико он встретился в финале с советским литовцем Йонасам Чепулисом. Да и где было раньше о нем узнать, если в карьере 19-летнего Формана это был лишь 26-ой бой?

При желании видеозапись этого поединка, завершившегося досрочно, спустя 5 минут 26 секунд после начала, можно легко найти в Интернете, но хочу сразу предупредить, что бокс, показанный его участниками, может разочаровать гурманов этого вида единоборств. Отсутствие у победителя должной технической подготовки с лихвой компенсировали напор и недюжинная физическая сила, тем более что добравшийся до финала опытный 29-летний Чепулис почему-то враз растерял там навыки искусной защиты. Или его заставил их забыть соперник. Выиграв без вопросов первый раунд, Форман расквасил нос своему оппоненту, в результате чего тот пришел в свой угол на перерыв с кровавой маской на лице и подавленной волей. А во втором, словно хищник, почувствовавший запах крови, добил жертву. Нокдаун, который через минуту отсчитали Чепулису, сделал преимущество молодого американца подавляющим, а судейское решение неоспоримым: технический нокаут…

Так Форман стал олимпийским чемпионом спустя всего полтора года после своего первого в жизни боксерского поединка (выдающееся, согласитесь, достижение!), а Чепулис, вместе с олимпийским серебром обрел персональное место в биографии великого Джорджа Формана и, как следствие, вечную о себе память в истории бокса. Ну кто, скажите, за пределами Литвы вспомнил бы сейчас об этом бойце, который и чемпионом-то Советского Союза никогда не был?

Впрочем, самому Большому Джорджу, по его собственному признанию, куда больше самого олимпийского финала запомнилось то, что случилось сразу после него, а точнее, большой скандал, спровоцированный тем, что прежде чем подойти к судье, который должен был поднять его руку, он вышел на центр ринга и помахал трибунам американским флажком.

Немногие сегодня знают, почему этот, казалось бы, невинный поступок, счастливого победителя вызвал бурю негодования, причем ни где-нибудь, а в США? Дело в том, что незадолго до этого в Мехико грянула первая в истории Игр политическая антиамериканская демонстрация темнокожих олимпийцев США в знак протеста против отношения американского правительства к своим спортсменам. Начало положили легкоатлеты Томми Смит и Джон Карлос, чемпион и бронзовый призер в беге на 200 м, которые вышли на церемонию награждения в черных носках, а на пьедестале почета стояли с опущенными головами и поднятыми вверх сжатыми кулаками в черных перчатках, В черных носках поднялся на пьедестал и Боб Бимон, установивший фантастический мировой рекорд в прыжках в длину. Не сняв черного берета, получал золотую медаль чемпион в беге на 400 м Ли Эванс… Поддержали американских олимпийцев и спортсмены других стран…

Все эти люди потом дружно осудили Формана, расценив его выход со звездно-полосатым флажком, как личный протест против их демонстрации и назвав его предателем.

А что Большой Джордж? Он тогда вяло оправдывался: ничего, дескать, против Смита, Карлоса и прочих, не имел – лишь хотел продемонстрировать цвета команды, которую представляет, показать всем, кто выиграл. А сегодня, смеясь, уверяет, что случись все снова, вышел бы с двумя флажками, поскольку, на самом деле, очень многим обязан правительству США.

«И ТОГДА Я СКАЗАЛ СЕБЕ, ЧТО БОЛЬШЕ НИ РАЗУ НЕ УКРАДУ»

… Темная ночь, лучики полицейских фонариков, лай собак и укрывшийся от погони в липкой грязи под чьим-то домом 16-летний Джордж, ограбивший кого-то час назад и теперь усиленно обмазывающий себя какой-то вонючей гадостью из прорвавшей канализационной трубы, чтобы собаки не учуяли его запах…

Каюсь, я не читал книгу Формана «Бог в моем углу», но думаю, что этот эпизод из его лихой юности, о котором он сегодня не устает всем рассказывать, стал бы хорошим началом для автобиографических записок, и он, наверняка, есть в этой книге, потому что именно этот эпизод стал, по утверждению самого Джорджа, переломным в тот момент его жизни, когда он, выросший в многодетной семье, безотцовщина, был в родном Пятом районе Хьюстона «простой уличной шпаной», воровавшей, дерущейся и грабящей, для которой вся цель в жизни укладывалась в простое правило: смотри в оба, чтобы не быть сцапанным полицией…

- И вот лежу я в этой щели под домом, – продолжает вспоминать Большой Джордж, – и слышу в голове голос двоюродной сестры, которая незадолго до этого поймала меня на улице, когда я в очередной раз прогуливал школу, и сказала: «Делай, что хочешь – из тебя все равно никогда ничего не выйдет. Никто в этой семье никем не стал и не станет...» И тогда я сказал себе, что больше ни разу не украду, что надо делать что-то со своей жизнью, потому что нельзя же провести ее всю под чужими домами, в дерьме с ног до головы…

В ту ночь он стал другим. Ушел из банды, стал работать в трудовом лагере для трудных подростков, организованном администрацией президента Джонсона по правительственной программе борьбы с нищетой «Рабочий корпус». Получил какое-то образование, рабочие навыки. В лагере, на счастье, оказался превосходный зал бокса, откуда и начался путь Большого Джорджа на большой ринг. Правда, приступив к тренировкам, он на первых порах преследовал другие цели – развеяться и сбросить лишний вес…

КАЗНЬ «ЧЕРНОГО МАРЧИАНО»

Через полгода после олимпийской победы, дав себе время на отдых, Форман ушел в профессионалы, где сразу стал бойцом, не упасть против которого до финального гонга, считалось почти сенсацией. Дебютировав 23 июня 1969 года, он до конца сезона успел провести еще двенадцать поединков, одержав одиннадцать побед нокаутами, а в тех двух, где выиграл по очкам, в одном его соперник все же побывал на полу, а в другом - все судьи отдали ему победу с одинаковым счетом 10:0.

В период с 1970-го по 1972-ой годы Большой Джордж порадовал своих поклонников еще одной впечатляющей серией из 25 побед, отправив 21 раз соперников в нокаут. В тот момент его бой с обладателем двух чемпионских поясов по версиям WBC и WBA Джо Фрейзером, одержавшим 8 марта 1971 года феноменальную победу над великим Мохаммедом Али, стал неизбежным, и он состоялся 22 января 1973 года на Ямайке.

«Черный Марчиано», как окрестили Фрейзера журналисты, выходил на ринг излучающим непоколебимую веру в себя, но в тот день для него случилось страшное, поскольку Форман устроил ему Форманную казнь: за те 4 минуты и 35 секунд, которые обладатель двух самых престижных поясов провел на ринге против Большого Джорджа, он шесть раз оказывался на полу: трижды в первом раунде и столько же – во втором. Человек, нанесший первое в карьере поражение Мохаммеду Али, сам впервые испытал горечь поражения.

«МОИ ЛУЧШИЕ УДАРЫ ПОШЛИ КОТУ ПОД ХВОСТ»

А после того, как через год с небольшим Форман также техническим нокаутом во втором раунде обыграл великолепного Кена Нортона, в активе которого тоже была к тому времени победа над Мохаммедом Али, казалось, что чемпионству Большого Джорджа не будет конца. Его предстоящий поединок с уже изрядно потяжелевшим и утратившим былую мощь Мохаммедом Али многим казался простой формальностью, необходимой для того, чтобы убедить последних скептиков в незыблемости трона под Форманом. Да и сам Джордж потом не раз признавался, что после более чем убедительных побед над Фрейзером и Нортоном, считал тогдашнего Али самым легким соперником из них, для которого хватит трех-четырех раундов, чтобы отправить в нокаут.

Но как же он жестоко просчитался! Бой, состоявшийся 30 октября 1974 года в африканской стране с несуществующим нынче названием Заир (Демократическая Республика Конго), вписанный золотыми буквами в историю бокса под названием «Побоище в джунглях» и который по прогнозам многих специалистов должен был стать чемпионским бенефисом Формана, завершился полным его фиаско.

Нет смысла долго описывать этот поединок, которому посвящены книги. Скажем лишь, что Джордж в нем угодил в капкан, который сам же себе и установил, сделав ставку на один решающий нокаутирующий удар, но так и не сумев его нанести.

Али постоянно раскачивался, не давая сопернику прицельно ударить, жался спиной к канатам, используя их эластичность, чтобы смягчить те удары, которые попадали по корпусу.

- Все мои лучшие удары пошли коту под хвост, – честно признается сейчас Форман. – Это было все равно, что колотить воздух. Али оказался самым умным боксером, которого я когда-либо видел, а собственное физическое превосходство, которое, на самом деле, было огромным, просто ослепило меня…

Правда, при этом Джордж все-таки позволил себе однажды закинуть щепочку сомнений в бочку елея, адресованного Мохаммеду Али, заявив, что перед этим боем его тренер Дик Сэдлер дал ему попить воду, в которой он сразу же ощутил вкус какого-то медицинского препарата, но тренер настоял на том, что это была «та же вода, как и всегда». «После этого я больше никогда не работал с Диком Сэдлер… Мы оба знали, что что-то произошло в ту ночь», - так завершил Форман эту детективную историю.

Как бы там не было, но дав Джорджу вдоволь намахаться и изрядно измотав его, Али за несколько секунд до конца восьмого раунда нанес тот самый удар в челюсть, который так и не удался его сопернику. Форман, рухнув на спину, сумел встать только когда судья закончил отсчитывать нокдаун, тут же превратившийся в нокаут... На чемпионском троне Большой Джордж просидел всего год и 9 месяцев.

НОКАУТЕР ОТ БОГА

Но самое поразительное, не укладывающееся ни в какие рамки, это то, что он сумел вернуться туда через…20 лет, совершив в этом плане то, что повторить и тем более превзойти, думаю, больше уже никому не удастся. Когда в начале 1987 года, спустя десять лет после официального завершения боксерской карьеры, 38-летний Форман объявил о своем возвращении, это показалось, по меньшей мере, нелепостью. За это время в его жизни многое изменилось (не считая набранных 120 килограммов собственного веса) и самое кардинальное – это его чудесное превращение из самого злобного боксера своего времени в священника, ни разу, как сам выразился, не сжавшего за эти 10 лет руки в кулаки. В 1983 году он открыл в Хьюстоне молодежный центр для трудных подростков, которых учил и продолжает учить умению бороться с собственной агрессией, не бить никого со злостью. Пополнил собственную семью (на сегодняшний день у него 10 детей – пять дочерей и пять сыновей, у которых… одинаковое имя – Джордж Эдвард Форман). «Пусть они знают, кто их отец, – говорит Большой Джордж и добавляет с улыбкой: «Если ты пропустишь столько ударов в голову, сколько их можно пропустить в боях с Мохаммедом Али, Джо Фрейзером, Кеном Нортоном, Эвандером Холифилдом и другими, ты не будешь помнить много имен… Что же касается дочерей, там разные имена –Джорджетта, Фреда Джордж, Миши, Натали и Леола. Жена отговорила дать им одно имя, пообещав помнить эти…»

И, вдруг, снова бокс! С новым, теперь уже улыбчивым лицом! Именно с этим выражением лица он сумел в 1994 году в 45 лет снова добраться до титульного боя с чемпионом мира по версиям WBA и IBF Майклом Мурером, проведя на пути к нему 28 боев, в том числе в 1991 году с чемпионом мира по трем версиям Эвандером Холифилдом. Проиграл, конечно, но провел поединок достойно, устояв все 12 раундов.

А пятого ноября 1994 года нокаутировал в десятом раунде 26-летнего Мурера, вновь взойдя на трон. Правда, снова ненадолго. В следующем году сначала WBA отняла у него свой пояс за отказ драться с Тони Таккером, а потом тоже самое сделала и IBF, обосновав это тем, что Большой Джордж уклонился от матча- реванша с Акселем Шульцем…

Двадцать второго ноября 1997 года 48-летний Форман провел свой последний поединок на профессиональном ринге (ставший 81-ым в его послужном списке – 76 побед, 68 нокаутов), проиграв по очкам в 12-раундовом бою Шэннону Бриггсу. Впрочем, не все согласились с этим судейским решением. Хотя какая разница! Главное, что теперь Бриггс, как в свое время Йонас Чепулис, навсегда вошел в историю, как боксер, которому посчастливилось завершить прекрасную и, пожалуй, самую парадоксальную боксерскую карьеру в XX веке.