Старший тренер сборной России Эдуард Кравцов: Раньше боксеры были как роботы
Боксеры-любители провели первый в новейшей истории чемпионат мира без шлемов и с новой системой подсчета очков. Вместе со старшим тренером российской сборной ищем, чем отличался нынешний турнир от предшественников.
Михаил Алоян привозит золото со второго чемпионата мира подряд. Эдуард Кравцов тренирует Алояна всякий раз перед тем, как Миша привозит медаль высшей пробы. Он работал с ним перед нынешним чемпионатом, работал и два года назад.
– На этом чемпионате было два главных различия. Во-первых, с боксеров убрали шлемы. Во-вторых, вернулись к старой системе подсчета очков, той, которая ближе к профессиональному боксу (раньше у любителей подсчитывали количество точных ударов, теперь оценивают раунд целиком как выигранный или проигранный. – Прим. ред.). В итоге бои получились более плотными. Кстати, именно поэтому многим боксерам, ранее выступавшим ярко на этом турнире, не удалось даже попасть в призы.
– Но Михаилу удается это делать второй турнир подряд.
– Мы сильно изменили систему подготовки. Раньше многие боксеры работали примитивно, часто как роботы. Нужно было просто набрать больше очков. Сейчас же иметь малый технический арсенал недопустимо. Теперь важнее убедительно выглядеть в концовке, потому что судьи чаще по ней принимают решение отдавать раунд кому-либо из спортсменов.
Боксу хватило тревожного звонка от борьбы, когда ее едва не исключили из состава Олимпийских игр, тем более звенел он на весь мир. Шлемы убрали, чтобы добавить зрелищности, в поисках нокаутов, а неожиданно получили еще одно важное преимущество. Боксеры стали более различимы на ринге. Красная и синяя форма, конечно, блестяще выполняет свою функцию, но отнюдь не добавляет индивидуальности. А потому избавиться от ощущения присутствия роботов удалось не только из-за новых правил. Видеть лицо спортсмена в момент удара (нанесенного или пропущенного) – огромный плюс к зрелищности. А вот нокаутов, кстати, больше не стало, впрочем, Кравцов с нами не соглашается:
– Не знаю насчет нокаутов, но вот нокдаунов стало точно больше. Хотя тут неожиданно получилась противоречивая ситуация. Боксеры с отказом от шлемов стали более осторожными. В шлеме боксер себя чувствует как в броне, а теперь этого нет, поэтому многие стали боксировать в более закрытой манере. Тем более очень многие подросли по части техники.
– Помимо нокаутов, теперь появилось больше возможностей выиграть раунд. С вами проводили инструктаж о новых правилах судейства?
– Да, конечно. Теперь на первый план вышли следующие компоненты: точные удары, техническое мастерство, доминирование, то есть когда один навязывает свою манеру ведения боя другому, количество нарушений.
– При этом возможности подсудить сохраняются?
– Несмотря на то что система судейства другая, любительский бокс все равно остается довольно субъективным видом. Мы, конечно, настраиваем спортсменов, что можно выигрывать, даже когда подсуживают сопернику, но выигрывать убедительно не всегда получается.
– У нас, помимо Алояна, бронза в 75 кг и серебро у Тищенко и Никитина (свыше 91 и до 56 кг соответственно). Согласны с Александром Лебзяком, что у нас украли одну медаль?
– Думаю, да. В 56 кг у нас могло бы быть золото.