Олимпийский бокс - с вещами на выход?

Летние олимпийские игры 2020 года в Токио могут пройти без привычного турнира боксеров.
news

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

В минувшую пятницу, 30 ноября, исполком МОК заморозил планы по проведению соревнований по боксу на летней Олимпиаде-2020 в Токио. Это произошло после того, как он начал официальное расследование в отношении AIBA (Международной ассоциации бокса).

Помимо этого, МОК приостановил финансирование AIBA, а также не будет заниматься реализацией билетов, утверждением тестовых мероприятий и корректировкой графика соревнований. 

В свою очередь, AIBA не будет иметь права использовать в коммерческих целях олимпийскую символику и спортивные объекты.

 

В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ БОКСЕРСКИХ ЧИНОВНИКОВ? 

В октябре 2017 исполком AIBA объявил о пожизненном отстранении от любой работы в организации ее многолетнего президента корейца Чинг Коу Ву. Причина – обвинения его в коррупционной деятельности и финансовых растратах.

Чтобы сохранить конструктивные и деловые отношения с Международным олимпийским комитетом, AIBA Должна была получить нового руководителя с незапятнанной репутацией, готового к диалогу и реформам.

Однако 3 ноября на конгрессе AIBA в Москве на вакантной должности был утвержден 67-летний узбекский предприниматель Гафур Рахимов: за него отдали свои голоса 86 делегатов от стран из 137. А генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев вошел в состав исполкома нового созыва. 

"На сегодняшний день у МОК нет никаких претензий к AIBA. Наоборот, они говорят, что готовы рассматривать (решения конгресса AIBA), дальше работать. Думаю, что угрозы исключения бокса из олимпийской программы сейчас нет и не будет, потому что полностью обновился состав исполкома AIBA" Умар Кремлев, 3 ноября 2018 г.

 

Отметим, что в 2001 году Гафур Рахимов возглавил Национальный олимпийский комитет (НОК) Узбекистана, в 2002 – стал вице-президентом AIBA, а затем добавил к этому позиции исполнительного вице-президента организации (2006) и президента Азиатской федерации бокса.

Но у деятельности Гафура Рахимова была и теневая сторона, которая собственно и вызвала к его кандидатуре наибольшее количество вопросов со стороны МОК. В феврале 2012 года Министерством финансов США Рахимов был назван в качестве одного из руководителей организованной преступной группировки «Братский круг» («Brothers Circle») и лидером узбекской наркоторговли. Позднее он вошел в официальный американский санкционный список. 

А еще в 2000 году во время проведения Олимпиады в Сиднее правительство Австралии отказало бизнесмену в выдаче визы. Тогда в своем письме премьер-министр Австралии Джон Говард сообщил, что «Рахимов подозревается в связях с солнцевской преступной группировкой, с международными наркодельцами, коррупционерами и отмывателями криминальных денег».

НАСКОЛЬКО ЭТО СЕРЬЕЗНО? ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС?

«МОК оставляет за собой право изучить вопрос включения бокса в программу Всемирных юношеских игр в Буэнос-Айресе в 2018 году и Олимпийских игр в Токио в 2020 году», - такое коммюнике исполком МОК выпустил еще 4 февраля текущего года.

Теперь, когда Гафур Рахимов сменил должность временно исполняющего обязанности президента AIBA на статус полноценного и легитимного главы организации – Международный олимпийский комитет перешел от угроз и предупреждений к решительным действиям.

На сегодняшний день просто не существует механизма, который позволил бы боксерам выйти на ринг в Токио, однако президент МОК Томас Бах пока не спешит закрывать перед ними дверь на амбарный замок.

"Мы приложим все усилия, чтобы соревнования по боксу на Олимпийских играх 2020 года в Токио состоялись", - Томас Бах, 1 декабря

«В соответствии с новым основным планом AIBA добилась больших успехов за короткий период времени, это привело ко многим положительным результатам.

Это было достигнуто благодаря внедрению (новой) системы управления, следованию антидопинговому соглашению, благоприятному изменению финансовой ситуации и внедрению новой системы судейства, осуществленной на двух последних крупных событиях - Юношеских Олимпийских играх и женском чемпионате мира.

Я хотел бы поблагодарить исполком МОК за всестороннюю работу заверить его, что AIBA стремится улучшить свою деятельность в любой области, где у нас есть проблемы», - говорится в ответном заявлении Гафура Рахимова, опубликованном на официальном сайте AIBA

Разрешится ли этот уже застарелый конфликт – предсказать сложно, но зададимся вопросом, а нужен ли любительский бокс в его нынешнем виде на Олимпиадах?

Рассмотрим основные доводы "за" и "против".

УБРАТЬ НЕЛЬЗЯ, ОСТАВИТЬ

1. Кулачные бои были неотъемлемым атрибутом Игр еще в античной Греции, а современная олимпийская история бокса ведет свой отсчет с 1904 года (Сент-Луис). С исторической точки зрения отказ от данной дисциплины выглядит явной странностью, если не сказать дикостью.

2. Япония – перспективный рынок для дальнейшего развития мирового бокса. Местные бойцы ныне – одни из законодателей мод в профессионалах, главным образом – в небольших весах. Например, действующий чемпион мира в категории до 53,5 кг Наойя Иноуэ  занимает шестую строчку в рейтинге Pound-for-Pound по версии журнала The Ring. А средневес Райота Мурата первенствовал на Олимпиаде-2012 в Лондоне.

Другая азиатская сверхдержава – Китай, никогда не имела подобных традиций на ринге, но после летних Игр-2008, которые прошли в Пекине, в стране начался подлинный боксерский бум.  

Вопрос спроса аудитории и денег – чрезвычайно важен. Мы помним, в частности, как Национальная хоккейная лига с легким сердцем отпустила своих звезд на Олимпиады в Ванкувер (2010) и Сочи (2014), но в корне изменила свою позицию, когда дело дошло до малоинтересных местному населению ледовых баталий в Пхенчхане и Пекине.

3. Во все времена любительский бокс высшего уровня был одним из самых эффективных трамплинов для звезд, уходящих в профессионалы. Олимпийское золото имело колоссальное значение в успешном продвижении таких легенд, как Мохаммед Али, Джо Фрезер, Джордж Форман, Шугар Рэй Леонард, Пернелл Уитакер, Оскар де ла Хойя, Андре Уорд – и многих, многих других…

Завершить список можно фамилиями нынешних украинских чемпионов – Василия Ломаченко и Александра Усика

Если лишить и без того не переполненный яркими дарованиями современный мир боксерских «проспектов» возможности олимпийских триумфов – промоутерам будет гораздо сложнее реализовать весь их потенциал. Для кого-то дорога к чемпионским боям и поясам станет значительно длиннее, а другие и вовсе рискуют заплутать в лабиринтах тенденциозно составленных рейтингов. 

УБРАТЬ, НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

1. К сожалению, весьма своеобразное и косное руководство AIBA предпочло стоически игнорировать тревожные знаки, и даже официальные предупреждения, которые МОК делал открытым текстом.

Да, одиозный господин Ву, возглавлявший организацию более декады, все-таки был смещен внутренней оппозицией, но в итоге AIBA возглавил его многолетний соратник и заместитель.

Общественность может трактовать данный факт как угодно, но едва ли в качестве четкого сигнала к позитивным переменам и большей прозрачности.

2. В судействе любительских боев по-прежнему царит фантастическая неразбериха, позволяющая легко «утопить» каждого неугодного спортсмена на любом старте. Раньше телезрители могли следить за изменениями счета в режиме онлайн. И при случае хотя бы выразить недоумение тем, что боксер в красном получает 2 очка за мах рукой, а боксер в синем за очевидно чистый и плотный удар – ни одного.  

Теперь арбитры судят на «профессиональный» манер, отдавая каждый раунд одному из соперников сразу по его окончании. Часто их вердикты просто абсурдны и непонятны. А попытки апелляций разбиваются о хрестоматийное: «Я художник, я так вижу».

3. Посещаемость боксерского олимпийского турнира в Рио-де-Жанейро (2016) оказалась значительно ниже ожидаемой. В кадры телетрансляций регулярно попадали полупустые трибуны.

Организаторы оправдывались тем, что болельщики посреди финалов испытывали нестерпимый голод и отправлялись перекусить, бразильцы уходили с соревнований, если их соотечественники выбывали из борьбы, да и вообще люди очень хотели погулять в Олимпийском парке, где царила прекрасная погода. 

Но едва ли такая аргументация впечатлит прагматичных японцев, которые твердо намерены провести Олимпиаду-2020 в режиме максимальной экономии, при минимальных затратах. В то время как олимпийская программа соревнований по-прежнему неуклонно расширяется.