Юрий Кучерявый: Шоссейный велоспорт в стране не умер, мы меняем систему развития
Федерация велосипедного спорта
России отказалась от проведения международных шоссейных велогонок в России в
2016 году. В профессиональной среде прозвучало мнение, что такое решение
«убивает» российский шоссейный велоспорт. Sovsport.ru обратился за комментарием к генеральному
директору федерации Юрию Кучерявому.
«8 миллионов рублей уходило только на «Пять колец Москвы»
- Расскажите, пожалуйста,
поподробнее с чем связано решение? Таких гонок в прошлому году было 13.
- Первое, что хотелось отметить, мы отменили международные
старты, но вместо них в рамках российского календаря мы оставили всероссийские
соревнования, максимально сохранив их в те же сроки, но с другими названиями,
где-то даже увеличив их количество. При этом мы впервые придали данным гонкам
«открытый» статус, что означает, что любая иностранная команда имеет право при
желании принять в них участия, и такие заявки к нам поступают (команды Украина,
Белоруссия, Казахстан приедут на некоторые из них за свой счет).
О причинах такого решения. Согласно регламенту UCI призовые однодневной гонки составляют - 5 000 евро + 500 евро регистрация, многодневной гонки - 26 000 евро + 2 500 евро регистрация. Также организатор должен обеспечить питание, размещение, трансфер, оплату визовых сборов, предоставление технического транспорта как минимум 5 иностранным командам (спортсмены и технический персонал). На примере международной гонки «Пять колец Москвы» (в рамках нее традиционно проходит одна многодневная гонка и три однодневных) выходит порядка 8 миллионов рублей (при нынешнем курсе евро). И это мы еще пока не говорим о затратах на саму организацию мероприятия, которое должно пройти на должном уровне. Таким образом можно примерно предположить, какой бюджет выходил на организацию 13 международных гонок в России.
При этом следует отметить, что все российские команды приезжали за свой счет (за счет выделяемых им из регионов средств), это нонсенс. Раньше все принимались на равных условиях, а сейчас получается, что мы иностранным командам создаем благоприятные условия: кормим, поим, они нас обыгрывают, разыгрывают призовой фонд, а наши региональные спортсмены, грубо говоря, питаясь на 500 рублей в сутки (ввиду сокращенных региональных бюджетов), не могут показать должных результатов.
Обычно к нам приезжали команды Украины, Казахстана и Белоруссии, изредка из Прибалтика, Германия и т.д. Уровень гонок становился все менее привлекательным, что отражалось также и на посещаемости данных мероприятий зрителями (на самой культовой гонке «Пять колец Москвы» в последние годы с трудом набиралось 200 человек).
Чтобы гонка поднимала уровень российских спортсменов нужно приглашать передовые страны – Италию, Швейцарию, Бельгию и ряд других стран, где велосипедный спорт находится на высоком уровне развития. Бюджета для приглашения этих стран у ФВСР не было и пока нет. Возможно в ближайшем будущем найдутся организаторы, как в Италии, Франции, которые захотят организовать соревнования такого уровня (важно понимать, что в этих странах национальные Федерации выступают регуляторами, а не организаторами международных гонок).
Основные спортсмены нашей страны – около 50 человек сконцентрированы в командах «Катюша», «Тинькофф», «Газпром-Русвело», «Локосфинкс». Для того чтобы подготовить спортсменов внутри страны для этих команд, которые гоняются в элите мужского шоссейного велоспорта, нам необходимо ужесточить конкуренцию внутри страны. Для этого, нужно создать им нормальные условия соревновательной подготовки: обеспечить питанием, размещением, привлекательным призовым фондом, судейством и проводить их не за городом, а в городах, которые пойдут нам на встречу, перекрыв движение и обеспечив должную безопасность.
Что касается женского велоспорта. На старт у женщин на Чемпионатах и Первенствах России выходят по 9-10 человек. У нас было запланировано на 1-2 мая два женских международных старта, также длительно изучали. Но задав вопрос главному тренеру женской сборной России по шоссе, сколько выйдет наших гонщиц на старт, получили ответ – 6 человек. То есть для того, чтобы набрать 60 гонщиц, 54 мы должны были пригласить из других стран, оплатив им все вышеперечисленные расходы. Смысл? Лучше 6 человек отправить на международные старты и вложить деньги в проведение всероссийских соревнований, чтобы рос резерв.
Международные соревнования не принесут нам сегодня должного эффекта. Поэтому было принято решение направить средства на развитие внутрироссийского календаря, помочь нашим региональным командам, обеспечить организацию гонок на должном уровне.
- Обсуждался ли этот вопрос с самими
велогонщиками, командами?
- По этому вопросу прошло заседание тренерского совета сборных
команд страны, проводились консультации с руководителями региональных
Федераций. Мы детально разбирали каждую гонку, что это нам дает и к чему
приведет. После этого мы направили свои рекомендации президиуму Федерации, где
практически все согласились с мнением, что эти средства лучше потратить в первую
очередь на будущий резерв, поскольку элита и основной резерв сконцентрированы в
командах «Катюша» и «Газпром-Русвело». Там достаточно контингента, кто должен
закрывать отбор на ОИ и ЧМ. И было принято решение сконцентрировать все
средства на проведение всероссийских соревнований, которые мы сохранили.
«За 25 лет не воспитали ни одного Конышева, зато проводили 13 международных гонок»
- В СМИ прозвучало мнение, что таким
образом «умер» шоссейный велоспорт в стране. Ваше мнение?
- Это неправда. Мы меняем систему развития шоссейного велоспорта. У нас выстроена линия континентальный – проконтинентальный дивизион и дивизион Мировой тур, но мы забыли про подготовку резерва, кто-то должен постоянно пополнять состав этих команд.
Почему-то мы все говорим только про шоссе. Посмотрите – трек, 10 олимпийских медалей. Маунтинбайк и BMX по 2 комплекта медалей в каждом виде. Международные соревнования в этих видах спорта были сохранены. Какие приоритеты у нас должны быть в олимпийский год в условиях экономического кризиса? Естественно мы сконцентрировали усилия на олимпийцах, чтобы создать для них максимально комфортные условия для подготовки.
BMX добавляет и появились первые медали на уровне юниоров. МТБ - у нас И.Калентьева поддерживает высочайшую планку, за ней Терентьева, которая в ближайшее время должна составить ей конкуренцию. Поэтому велосипедный спорт не умер и его необходимо реанимировать и в первую очередь необходимо создать условия, чтобы появились свои Тур Де Францы, Джиро Де Италия.
За 25 лет мы не воспитали ни одного Конышева, ни одного Екимова, но зато проводили 13 международных гонок. Раньше у нас один Денис Меньшов мог завоевать рейтинговые очки, которые позволяли сборной команде выступать в полном составе на ОИ и на ЧМ. Надо возродить конкуренцию внутри страны, а затем думать о возможности организовывать здесь для них международные соревнования, приглашая сильные иностранные команды.
- Как вы считаете, можно ли
развивать велоспорт в стране без собственных гонок?
- Наш календарь на 2016 год включает около 300 соревнований
различного уровня во всех видах велоспорта (на нашем сайте в открытом доступе
имеется вся информация). Наш календарь не уступает по объему соревновательной
деятельности календарям других стран. Но давайте мы научимся ездить у себя
дома, чтобы потом конкурировать там. Наличие международных гонок на территории
России – это не панацея для развития велоспорта, а в нашем случае, они просто
не приносили должной пользы.
Мы обязательно вернемся к организации международных гонок,
но в свое время - развитие должно идти снизу вверх, а не наоборот.
- Для многих российских гонщиков, не
попавших пока в профессионалы, такие гонки были единственной возможностью: а)
посоревноваться с профи из «Русвело» и будущими профи из «Итеры-Катюши», б)
заработать немного призовых и в) получить необходимую соревновательную
практику. Как думаете, какое будущее ждет этих гонщиков без этих возможностей?
- По поводу призовых. В прошлом году «Пять колец Москвы»
выиграла команды Украины. Где были наши гонщики, сколько очков? Выступили не на
должном уровне, мягко выражаясь. Это все равно, что напрямую передать деньги
иностранным гонщикам, а наши гонщики «голодные и холодные» остались на
сокращенных региональных бюджетах. Нужно добавлять призовые на всероссийские
соревнования, чтобы был стимул биться внутри между собой – тогда и уровень
будет расти.
Также любая наша региональная команда вправе принимать участие в любых зарубежных соревнованиях, предварительно договорившись с организаторами, но приезжая туда, мы и там не зарабатываем никаких призовых.
Таким образом лучше вложить средства в организацию всероссийских гонок, на которых мы поднимем соревновательный уровень российских спортсменов, которые в случае успешного выступления могут перейти в ту же «Газпром-Русвело» или любую другую команду (необязательно российскую), заслужив свое место достойным результатом.
По поводу возможности соревноваться с профи - команда «Русвело» после участия в российском календаре месяц не могла восстановиться до должного уровня подготовки, чтобы гоняться на хорошем уровне с европейскими гонщиками. По возвращению на базу в Италию мы были абсолютно неконкурентоспособными, месяц втягивались, так как уровень международных соревнований в России только опускал функциональную подготовку этих спортсменов на ступень ниже. В 2016 году команда «Газпром-Русвело» не планировала участия в международных соревнованиях на территории России. Команда «Газпром-Русвело» не должна гоняться с ослабленными составами. Ее гонщики должны кататься в Европе, где совсем другой уровень гонок, где можно набираться опыта и учиться конкурировать с сильнейшими.
Не надо также забывать, что у нас существует Чемпионат
России, на который приезжают все российские гонщики, в том числе и из топовых
команд. Будет жесткая конкуренция внутри страны, будет подрастать
конкурентоспособные молодые гонщики – поверьте, если у них будет достойный
уровень их тут же заметят и заберут в эти команды.
«Пока будем платить сумасшедшие деньги за рейтинговые очки, не будет ни одного достойного спортсмена»
-
Ранее вы сказали следующее: «По поводу «Пяти колец
Москвы» - нам сообщили, что в связи с чемпионатом мира по хоккею и
требованиями по безопасности нужно переносить ее на другие даты. Это значит
ломать вообще весь календарь, что для нас невозможно». В таком случае
рассматривала ли федерация следующий вариант для «Пяти колец Москвы»
– провести велогонку в другом месте? Или провести однодневки, которые будут до
ЧМ по хоккею?
- Действительно мы столкнулись с проблемой проведения
соревнований во время проведения ЧМ по хоккею в Москве. И понимая степень
ответственности, которая возложена на руководство г. Москвы, в первую очередь
по обеспечению безопасности в городе, пошли навстречу дабы не мешать
организации данного масштабного мероприятия. Это стало не единственной, но
одной из причин, которая нас подтолкнула к данному решению.
- Квоты на чемпионат мира и
Олимпиаду среди сборных выделяются согласно рейтингу Мирового тура и
Европейскому рейтингу UCI. Россия не попадает в топ-9 рейтинга Мирового тура.
Главным для наших спортсменов является Европейский рейтинг UCI, в котором в
зачет идут результаты, показанные в гонках ниже уровня Мирового тура, то есть в
российских гонках. Этих гонок не будет. Как думаете, Россия не упадет еще на
несколько мест в классификации и не потеряет несколько квот на ЧМ и ОИ? Как
нивелировать российским гонщикам потерю рейтинговых очков из-за отсутствия
российских международных шоссейных велогонок в календаре?
- Если мы считаем, что мы подготовили спортсменов на должном
уровне, то они должны на хорошем уровне выступать и за рубежом в своей
категории, завоевывая очки вне зависимости от места проведения гонки. Мы не
должны за счет низкого соревновательного уровня проводимых международных гонок
в нашей стране, покупать очки нашим спортсменам (вкладывая деньги в проведение
международных гонок с участием многих гонщиков с заведомо низким уровнем),
которые в результате провалятся на международных стартах, куда они таким
образом отберутся.
Ну выиграл гонщик и отобрался за счет набранных на международных велогонках в России очков, поехал на ЧМ или ОИ (государство опять же оплатило его участие), и через круг он сошел, так как соревновательный уровень здесь кардинально отличается от того, который у него был при отборе. Нам не надо концентироваться на участии, сосредоточим свои усилия на результатах.
На сегодня на олимпийские игры у мужчин в шоссе отбор закончен, квоты мы получили. У женщин отбор заканчивается 31 мая. Поэтому будет уже готовить резерв на будущие олимпийский игры, сохраняя и вкладываясь в российский календарь.
До тех пор пока мы сами с собой не начнем биться и создавать конкуренцию внутри страны, пока на 1 место в сборную не будет очередь в 3-4 человека, и пока мы будем платить сумасшедшие деньги за рейтинговые очки, не будет ни роста, ни одного достойного спортсмена.
- Ранее существовала целевая
программа «Старт», которая обеспечивала регионы автомобилями,
шоссейными и трековыми велосипедами. Как сейчас обстоит ситуация? Что
планируется сделать для регионов в 2016 году? Какова судьба первенства
федерации, в котором ежегодно участвовали около 400 юных спортсменов из 63
спортивных школ страны?
- Программа «Старт» была замечательной. Дала импульс
развитию велоспорта во многих регионах. Но мы проанализировали принцип, по
которым распределялись ресурсы. Программа должна была распределять спортивный
инвентарь по итогам выступления регионов за год. А получилось, что специально
провели Первенство Федерации, на одну эту гонку приехало 400 человек, а потом
они все растворились. Велосипеды получили, а куда они делись, никто не знает.
Некоторые из этих велосипедов появились на прилавках магазинов. Теперь
получается, что программу надо опять проводить? Поэтому было принято решение
сконцентрироваться на регионах, где действительно нужен спортивный инвентарь,
мы помогаем конкретным регионам точечно.
По поводу юношеского спорта - Министерство спорта ежегодно проводит Спартакиаду среди учащихся средних образовательных учреждений. Мы будем работать в этом направлении.
И еще хочется отметить, что в то непростое время, которое ощущают сейчас на себе не только простые люди, но и многие компании и бизнесмены, попечители и спонсоры Федерации продолжают оказывать помощь нашему велоспорту, иногда в ущерб другим своим проектам.