Не допингом единым. Как и зачем жульничают в велогонках
Бельгийская велогонщица, выступавшая на чемпионате мира, приделала моторчик к своему велосипеду, но была разоблачена.
Механический допинг
Самое известное в мире привидение с мотором – Карлсон, который живет на крыше. Но у него появилась последовальница. Вполне себе реальная девушка, а не видение, и даже в мире велоспорта известная личность: чемпионка Европы в возрасте до 23 лет бельгийская спортсменка Фемке ван ден Дрисше.
Фемке была уличена в применении «механического допинга» на домашнем чемпионате мира по велокроссу, который проходит в городе Золдер. Это первый подобный случай на столь крупных соревнованиях.
Моторчик под сидением
Мы попросили прокомментировать этот случай известного в прошлом велосипедиста, а ныне телекомментатора Сергея Курдюкова.
– Как такое может быть?
– Я
много лет гоняюсь с любителями и слышу разговоры, что такие вещи довольно
широко распространены, – говорит Сергей Курдюков.
– А как можно спрятать моторчик в велосипеде?
– Это компактное устройство. Батарейка прячется внутри рамы, а сам моторчик
размещается в подседельной трубе и в месте ее соединения с кареткой.
Это все туда замечательно помещается и стоит приличных денег.
– Сколько?
– В
районе 2 тысяч евро.
– Это пиратское производство?
– Нет, это вполне легальная вещь, но не предназначенная для профессионального
спорта. Приспособление для любителей, которые катаются на спортивных
велосипедах.
– Вы сказали, что в любительских гонках это распространено. Взглядом матерого
экс-профессионала можете определить, что у кого-то из ваших соперников
вмонтирован моторчик?
– Визуально это засечь сложно, это не такой супермотор. Но процентов 20 мощности
он добавляет. А на счет взгляда профессионала – конечно, сразу могу
определить.
– По каким критериям?
– Легко. Вижу состояние соперника, как он едет, и вдруг резко начинает
прибавлять. Доказать это голословно невозможно, но это видно невооруженным
глазом.
– В профессиональном спорте такие случаи возможны, кроме случая с бельгийской спортсменкой?
– Технический контроль среди профи веден давно, но я не исключал бы того, что
данный случай не единичный.
– Как ван ден Дрисше рискнула на соревнованиях такого уровня применить моторчик?
– Для меня это загадка. Ситуация совершенно нелепая, тем более, она ничего
выдающегося на этой гонке не показала.
– Как бельгийку поймали? Кто-то на нее указал пальцем?
– Насколько я слышал, поступил сигнал. Но я не думаю, что она это приспособление
задействовала, потому что результат ван ден Дрисше был для нее не очень хорошим.
– Всех же проверить невозможно. Как осуществляется контроль на соревнованиях
подобного уровня?
– Контроль бывает выборочный. Например, на «Тур де Франс» возят портативные
рентген-камеры, чтобы просвечивать велосипеды.
– Как думаете, на
гранд-турах: «Тур де Франс», «Вуэльта» – такое возможно?
– В наше время ничего категорично утверждать
нельзя. Но говорить о том, что этого точно нет, я бы не стал.