На горе конкурентам. Кристофер Фрум на горе Мон-Ванту одним рывком оставил преследователей далеко позади

От знаменитой веломногодневки Францию не отвлек даже День взятия Бастилии. Корреспондент «Советского спорта» проследил за одним из самых тяжелых восхождений в велоспорте из технической машины «Катюши» и предположил, что у лидера «Тур де Франс» в ногах сп
news

От знаменитой веломногодневки Францию не отвлек даже День взятия Бастилии. Корреспондент «Советского спорта» проследил за одним из самых тяжелых восхождений в велоспорте из технической машины «Катюши» и предположил, что у лидера «Тур де Франс» в ногах спрятан мотоциклетный двигатель.

ВЕРШИНА СВОДИТ С УМА

Вечером перед гонкой небо Лиона (ближайшего крупного города рядом со стартом) вызвало огонь на себя. Во Франции отмечали День взятия Бастилии. Мы стояли на 38‑м этаже гостиницы и считали фейерверки, которые вылетали то из одного, то из другого края города. Спокойные улицы наполнились людьми, но даже одному из главных праздников Франции пока далеко до «Тур де Франс». Далеко во всех смыслах: спортсмены удалены от гуляний дисциплиной и чувством усталости. Городские улицы проигрывают количеством людей: завтра жители города уже в 15‑й раз образуют живой коридор на трассе гонки.

Если бы этот репортаж был с другого спортивного мероприятия, ночью, конечно, стоило бы взять камеру и попытаться застать кого-нибудь из спортсменов в ночном клубе или одном из баров города. Но велосипедисты приезжают к финишу настолько вымотанными, что не возникает ни малейшего сомнения: эти ребята будут дорожить каждой минутой собственного сна.

«Катюша» попадает в один отель с командой Garmin – за ужином у кого-то из конкурентов день рождения: «Happy birthday» на всю столовую, аплодисменты в том числе и из-за нашего стола, но не более. Люди из разных команд общаются довольно сдержанно.

Утром сборы напоминают что-то из учебников истории. «Войско Вячеслава выдвигается в поход» – так начиналась бы эта глава. Люди ходят в приподнятом настроении, но иногда возникает ощущение, что его поддерживают еще и для того, чтобы прогнать от себя тяжелые мысли. Велосипедистам «Катюши» сегодня штурмовать одну из самых серьезных вершин, и твой опыт здесь не только в помощь. Именно опыт еще и живое напоминание, через что тебе предстоит пройти. На этой горе велогонщики умирали и сходили с ума. И именно поэтому сейчас надо отвлечься во что бы то ни стало.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

На старте механики не торопясь выставляют велосипеды близ автобуса, пока внутри него проходит собрание. Обстановка настолько секретная, что на улице остаются все, кроме самих участников гонки.

– Они не разминаются? – спрашиваю у ребят из команды

– Нет. Во-первых, мышцы и так постоянно в тонусе, во-вторых, есть первые 5–6 километров трассы, которые не идут в общий зачет. Этого достаточно, чтобы вкатиться.

Мы выезжаем в машине технического сопровождения со спортивным директором Торстеном Шмидтом. На скорости 40–50 км в час нам предстоит проехать 242 км, слушая рацию и нервничая. Вчера за ужином откуда-то полушепотом донеслось, что лидер нашей команды Хоаким Родригес по прозвищу Пурито сегодня попробует атаковать и попасть на подиум.

Где-то через час меня просят пересесть в другую машину – пробежка метров на 50, мы меняемся местами с генменеджером «Катюши», трехкратным олимпийским чемпионом Вячеславом Екимовым, а потом ускоряемся, и наш транспорт уже подпирает пелотон. Дорога постепенно начинает уходить в гору, скорость падает.

КРУГОМ ВОДА

Большинство в команде работает на лидера. Именно поэтому кто-то постоянно оттягивается в хвост пелотона и набирает воды на остальных. Первым мы загружаем Александра Кучинского, он увозит около 10 фляг. Увозит куда-то туда вглубь, где бьются локтями и коленями за каждый сантиметр.

У гонщика «Катюши» Даниэля Морено поломка. Механик выскакивает и устраняет ее секунд за десять. Он подталкивает велосипед, а затем гонщик едет за машиной в аэродинамическом мешке, экономит энергию для рывка перед возвращением в общую струю.

Затем догоняем нашего Гатиса Смукулиса. Ему предстоит отвезти еду в пелотон и передать ее остальным. Напоминает ресторан, только все происходит очень быстро.

– Куатро, – произносит велосипедист, и в окно уходят 4 бутылочки с водой.

– Кок, – с акцентом называют здесь известный газированный напиток. Пошла миниатюрная баночка.

– Гел (гель)? И отдаем несколько вакуумных упаковок с гелем, который насыщен углеводами, а значит, даст необходимую энергию.

Часами позже Шмидти даст мне на пробу упаковку. Довольно специфический вкус, но зато эффект будет совершенно однозначный, успокоил меня чуть раньше немец.

– Внимание, сейчас въедем в деревню, будет очень неприятное место, – подает голос рация. Три крутых поворота подряд, затем сужение улицы и тут же крутой подъем. Колонна из машин сопровождения дважды останавливается, значит, секундами ранее пелотон сильно сбавил скорость.

Мне снова надо пересесть в машину Шмидта. Тут и впрямь интереснее. Сначала Торстен показывает мне вершину, и кажется, что туда вообще никто не доедет. К тому же мы не катимся – ползем, выцарапывая протекторами миллиметры земли.

ФРУМ ВСЕМОГУЩИЙ

Смотрим на монитор в ожидании атаки Родригеса, но происходит невероятное. Фрум, лидер генеральной классификации, на космической скорости совершает атаку, оставляя позади Контадора. Кристофер делает это так, будто под ним мотоцикл с функцией велосипеда и ему просто надоело крутить педали. Родригес начинает атаковать, а мимо нас проезжает другой наш гонщик Павел Брут:

– Что-то меня потушило, – протягиваем ему питательный гель и газированный напиток в надежде, что подожжет.

Фрум и Найро Кинтана (один из лучших на «Тур де Франс») грызутся за первую строчку. Если бы это был не велоспорт, а драка, то они бы валялись в земле, поднимая клубы пыли вокруг себя, и тянулись к горлу друг друга. Но пока они лишь жгут белок внутри собственного тела и выжимают дистанцию по сантиметру. Будь это драка, то Фрум бы дотянулся до камня и выбил бы из Китаны дух. Еще один рывок, и лучший велогонщик планеты едет за победой на одном из самых сложных этапов «Тур де Франс». Фрум вскидывает руки, и вряд ли в этот момент кто-то еще в мире настолько счастлив от собственной усталости.

Родригес словно из засады нападает на лидеров и начинает борьбу за подиум. За несколько метров до конца Пурито обходит Микеля Ниеве. Мы сжимаем кулаки в машине. Но Ниеве тут же забирает свое, приезжая третьим. Хоакиму не хватило совсем немного.

Впрочем, даже сидя в машине, устаешь настолько, что нет сил расстраиваться, да и повода нет. Финишный рывок у испанца вышел превосходный.

Новости. Велоспорт