Бой за высоту 2757. Российская команда «Катюша» прорвалась на перевал Фаусто Коппи и в элиту мирового велоспорта

Капитан «Катюши» Хоакин Родригес проехал в розовой майке лидера десять дней и 1690 километров элитного велотура «Джиро д’Италия» и лишь на заключительном вчерашнем этапе – в гонке с раздельным стартом по улицам Милана – уступил первое место в общем зачет
news

Велошоссе. Джиро д’Италия

Капитан «Катюши» Хоакин Родригес проехал в розовой майке лидера десять дней и 1690 километров элитного велотура «Джиро д’Италия» и лишь на заключительном вчерашнем этапе – в гонке с раздельным стартом по улицам Милана – уступил первое место в общем зачете канадцу Райдеру Хесьедалу.

ФАУСТО КОППИ И ПАССО-ДЕЛЛО-СТЕЛЬВИО

В спорте есть своя Голгофа. Я видел ее в субботу, 26 мая, на финише предпоследнего 219‑километрового этапа многодневки «Джиро д’Италия». Длина этой милой горки – 22,4 км, высота – 2757 м над уровнем моря, перепад от нижней точки до верхней – более полутора километров, а максимальный градиент – 12%. Чтобы еще понятнее: представьте, как вы швырнули с горы клубок белой шерсти.

И он скатился до самого низа, разматывая по склонам, как бог на душу положит, крутые петли-серпантины узкой шоссейки. Можно бы назвать ее тещиным языком, но собственный язык не повернется. Несметное количество злющих тещ, каждая со своей уникальной языкастостью, выстроились от подножия до перевала Пассо-делло-Стельвио.

В велосипедном мире его знают как гору Фаусто Коппи.

В головокружительной карьере великого итальянца – пять побед на «Джиро» и служба пехотинцем во Второй мировой войне. Британский плен и триумфальное возвращение в спорт, когда на «Тур де Франс» он «привез» второму призеру 28 минут 27 секунд. А еще сумасшедшие романы, вводившие в ступор чопорное католическое население. И ранняя, в 40 лет, смерть от малярии…

Но из всех подвигов Коппи, достойных увековечивания, Италия выбрала именно перевал Пассо-делло-Стельвио. Фаусто покорил его самым первым в 1953 году. И сегодня, шестьдесят лет спустя, велодержава неистово требует здесь победы итальянцев Ивана Бассо и Микеле Скарпони. Их именами расписаны транспаранты и скалы по всей трассе восхождения.

И даже сугробы на последних километрах подъема.

ПИРАТ И ПУРИТО

На старте лидера гонки Хоакина Родригеса, капитана «Катюши» по прозвищу Пурито, отделяли от итальянцев меньше двух минут. Как сказал накануне сам лидер, эти жалкие секунды ничто на 219‑километровом этапе, где можно проиграть вечность.

И в этом мы сполна убедимся…

200 км. Белая нитка дороги наматывается обратно на клубок. Петля за петлей, вперед и вверх, а там… Там порывистый ветер сбоку и хриплое дыхание итальянцев в спину. Оруженосцы Михаил Игнатьев, Павел Брутт, Александр Кучинский сделали для капитана, что могли: оберегая, словно ребеночка-первенца, доставили к подножию Доломитовых Альп целым и невредимым. Дальше для Пурито – весь огонь на себя.

Стреляет из группы Томас де Гендт, восьмой в общем зачете; бельгийца отделяет от розовой майки пропасть, 5 минут 40 секунд. Пусть уезжает. Ну, разве в силах безвестному одиночке вытерпеть эту доломитовую муку…

За несколько часов до пелотона мы поднялись на гору Фаусто Коппи в машине. За рулем – менеджер «Катюши» Сергей Ушаков, в прошлом великолепный гонщик, дважды побеждавший на этапах «Джиро». И много раз штурмовавший этот бесчеловечный перевал.

– Какой участок здесь самый тяжелый? – сморозил я глупость.

– Первый километр проедешь, а дальше тебе уже ничего в этой жизни не нужно, – усмехнулся Сергей. – Дальше долго умираешь.
203 км. Выскочка-бельгиец уехал вперед уже на 3.30. Погоня извивается, встав на педали и стиснув зубы. Нормальному человеку невозможно представить, что испытывает в таких горах велогонщик. Как сказал мне европейский PR-агент «Катюши» Макс Виланд (20 лет в больших гонках, работал с лучшими командами мира), есть разные виды спорта: игровые и циклические, популярные и не очень. И есть велоспорт – это космос.

Словно в подтверждение горстку мучеников, карабкающихся по стене, обступают со всех сторон холодные, сродни лунным, хребты. Пурито прав: на этих серпантинах можно проиграть вечность. Или войти в нее. Как еще один великий итальянец Марко Пантани. Лысый хулиган в залихватской бандане, которого весь мир называл Пиратом. Он всегда атаковал в горах. И тоже умер молодым, навсегда оставшись в своих Альпах трогательными посвящениями на асфальте.

Пират. Пурито. Созвучно.

Но до легендарных побед капитану «Катюши» еще ехать и ехать.

БРУТТ И ИГНАТЬЕВ

205 км. Бельгиец де Гендт уходит все дальше. Разрыв 4.02. В погоню бросается канадец Хесьедал – сенсация «Джиро». Он идет вторым в общем зачете, всего в 17 секундах от капитана «Катюши». Пурито пристраивается за спиной Хесьедала. Выжидает. Терпит. До вершины еще 14 километров, и каждый, как жизнь.

Три дня назад свою победу на 17‑м этапе Пурито посвятил погибшему год назад другу Хавьеру Тондо. Такие жесты не бывают случайными. Вчера после ужина я спросил Павла Брутта: а что за человек этот Пурито?

– Я так скажу, – ни на секунду не задумался рассудительный Брутт. – Это Большой человек.

– Паша, ты о чем? В нем 59 кило!

Но Брут не был настроен шутить.

– Настоящая команда – это шире, чем несколько человек в одинаковых майках. Так вот для Пурито наша команда не заканчивается после финиша. Мы видим это. Поэтому хочется работать на него.
На последних горных этапах я видел эту работу. И видел, какими приезжали на финиш Павел Брутт и Михаил Игнатьев, олимпийский, между прочим, чемпион в гонках на треке. Смертельно уставшими и бесконечно счастливыми оттого, что и сегодня удалось сохранить розовую майку. Одну на всех в «Катюше».

– Каков вклад команды в успех Пурито? – спросили Сергея Ушакова, бывалого многодневщика.

– 70 процентов. Лидер – всегда очень тонкая натура. Весь на нервах. И когда он видит, что команда ему доверяет, он отвечает ей тем же. Да, 70 процентов!
Но в каждой гонке приходит минута, когда капитану надо вытягивать из себя свои тридцать.

БАССО И СКАРПОНИ

211 км. Амбициозный де Гендт, выскочивший как черт из табакерки, выигрывает у группы уже 5.24. Добавит еще 16 секунд – и станет виртуальным лидером «Джиро». На фоне белых снегов бельгиец сдирает розовую майку с нашего капитана. Пурито снимает очки. Глаз не видно. Вместо них – черные круги.

212 км. Разрыв 5.36. Двужильный он что ли, этот де Гендт?! На крутой петле глохнет одна из «техничек» сопровождения, выскочившие механики толкают ее вверх руками. Машина заводится с «толкача», но то машина… А сердобольные фанаты, выстроившие многотысячный коридор вдоль трассы, пытаются в нарушение всех спортивных правил подтолкнуть под седло карабкающихся к вершине людей.

214 км. Карапуз на обочине с картонкой «Only Ivan Basso», бородатый здоровяк с канадским флагом, странный голый субъект с чулком на причинном месте, бегущий за гонщиками… Теперь можно улыбнуться забавным картинкам на экране монитора. Теперь разрыв уже 5.12, и, значит, де Гендт все-таки не железный.
И тут атакует Скарпони…

216 км. Скарпони уходит все дальше. Атакует Хесьедал. Как все они хотят раздеть сегодня Пурито…
Но уже отваливает, не выдержав темпа, Бассо.

219 км. Пурито бросает канадца. Достает Скарпони. И уезжает – от первого на 14 секунд, от второго на 12. И на полторы минуты от Бассо.
Кто в доме хозяин? Кто царь горы?!

КАПИТОНОВ И «КАТЮША»

«Пур-р-рито!» – разносится над заснеженным горнолыжным курортом Пассо-делло-Стельвио. Пурито, облачившись в свежую розовую майку, выплескивает на беснующихся фоторепортеров традиционную бутылку шампанского.

«Пур-р-рито!!» – диктор снова вызывает на подиум нашего капитана, примерившего сегодня и красную майку самого активного гонщика «Джиро».
«Пур-р-рито!!!» – ревут тиффози, знающие толк в гардеробных тонкостях высшего велосипедного света.

Летом 1960 года Виктор Капитонов выиграл олимпийскую гонку в Риме. «С победой Капитонова Россия вошла в парадные двери мирового велоспорта», – писали тогда газеты признанных велодержав. Полвека спустя – и тоже в Италии – в парадные двери въехала первая российская велокоманда. Хорошо, что она называется «Катюша». И что у нее настоящий капитан.

P.S. Сразу после финиша тренеры «Катюши» заявили вашему корреспонденту, что в воскресной разделке у Пурито нет ни единого шанса. И канадец Хесьедал обязательно отберет у него розовую майку. Но эта нехитрая тактика – «да» и «нет» не говорить, кулаки держать, о розовом молчать – меня лишь ненадолго ввела в заблуждение. Потому что через полчаса в наш журналистский микроавтобус привели… Пурито. И попросили подбросить его до вертолетной площадки: руководство «Катюши» приняло решение ускорить доставку лидера в Милан (200 км, путь неблизкий), чтобы успел отдохнуть перед воскресной 30‑километровой гонкой.

– Бананом не угостите? – спросил оголодавший Пурито, только что проехавший 219 километров по Доломитовым Альпам. К счастью, фрукт оказался в пакете вашего корреспондента. Как хорошо, что я ненавижу бананы…

ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ. МЫ УВИДЕЛИ  НОВУЮ «КАТЮШУ»

Игорь МАКАРОВ, президент Федерации велосипедного спорта России, глава НГК «ИТЕРА»:

– «Катюша» добилась успеха на одной из самых престижных гонок мира – «Джиро д’Италия». Причем успехом можно считать как достижения лидера команды Хоакина Родригеса, так и всей «Катюши», которая за эти три недели проявила себя мощной, организованной, сильной и уверенной в себе командой. Без единого слабого звена! Неудивительно, что капитан был фаворитом на протяжении всей многодневной гонки и, несмотря на прессинг и усилия соперников, добился желаемого результата.

На «Джиро д’Италия» мы все увидели новую «Катюшу» – истинного лидера мирового велоспорта. Не скрою, было приятно наблюдать за российской командой, которая со старта в Дании и до финиша в Милане вела гонку на лидирующих позициях, претворяла в жизнь победную тактику. Особенно радостно, что важную роль в успехе «Катюши» сыграли российские гонщики, чемпионы страны Павел Брутт и Михаил Игнатьев.

Я поздравляю команду «Катюша», включая весь персонал, спортсменов и менеджмент, с блестящим выступлением в Италии и достигнутым результатом. Поздравляю и весь Общероссийский проект развития велоспорта с выходом на новый уровень, что, я уверен, окажет существенное влияние на развитие велосипедного спорта в нашей стране.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

● 95‑я по счету «Джиро д’Италия» завершилась вчера в Милане.
● 3502 километра проехали гонщики за 21 соревновательный день. Такое же расстояние между Москвой и Красноярском.
● 16 секунд разделили победителя и второго призера. Италия не видела такой упорной гонки с 1974 года, когда легендарный бельгиец Эдди Меркс опередил итальянца Джанбатисту Баронкелли на 12 секунд.
● Тогда же, 38 лет назад, родился итальянец Лука Маццанти – самый возрастной гонщик нынешней «Джиро».
● 17 лет подряд хотя бы один итальянец был на итоговом подиуме «Джиро». В 2012 году не срослось.
● В трехнедельный поход отправились 198 гонщиков. 41 из них закончил гонку досрочно.
● На старт вышли представители 37 национальностей. Больше всех гонщиков – 57 – представляли Италию. 3 гонщика – Михаил Игнатьев, Павел Брутт (оба – «Катюша») и Евгений Петров («Астана») – выступали за Россию.

СТАТИСТИКА

Джиро д’Италия (супермногодневка, 21 этап)
20‑й этап
Кальдес-Валь-ди-Соль – Пассо-делло-Стельвио, 219 км
1. Томас де Гендт (Бельгия, Вакансолей) – 6:54.41, 2. Дамиано Кунего (Италия, Лямпре) – +0.56, 3. Микель Ниеве (Испания, Эускалтель) – +2.50, 4. Хоакин Родригес (Испания, Катюша) – +3.22, 5. Микеле Скарпони (Италия, Лямпре) – +3.34, 6. Райдер Хесьедал (Канада, Гармин) – +3.36.
21‑й этап
Милан, 28,2 км
(гонка с раздельным стартом)
1. Марко Пинотти (Италия, ВМС) – 33.06, 2. Джерайнт Томас (Великобритания, Скай) – +0.39, 3. Джесс Серджент (Новая Зеландия, Радиошак) – +0.53… 6. Райдер Хесьедал (Канада, Гармин) – +1.09… 26. Хоакин Родригес (Испания, Катюша) – +1.56.
Новости. Велоспорт