Главный тренер сборной России Сергей Ковпанец: А если бы мы потеряли Чулкову?
СЕЗОН АРБУЗОВ И МЕДАЛЕЙ
Чемпионка мира Анастасия Чулкова ловко поддевает вилкой кусочек арбуза. Днем ранее она так же легко и просто нанизывала соперниц в гонке по очкам. Но в пятницу велокуртка, как и радужная майка чемпионки, были упакованы в чемодан, а их место в качестве основного предмета гардероба занял легкий сарафан. В Мельбурне – самое начало осени. Сезон арбузов и летних платьев.
– Благодаря Насте у нас определенный прогресс в результатах, – с удовольствием констатирует устроившийся рядом Сергей Ковпанец. – В 2009 и 2010 годах медалей не было, в 2011‑м было серебро, сейчас есть золото.
– Настя, говоря о победе, упоминала шестое чувство. Какое объяснение для победы найдет тренер ее сборной?
– Работоспособность и универсализм! У нее серьезная подготовка и в групповой гонке, и в спринтерских дисциплинах, и индивидуальный ход, отличный финиш. Но и без удачи – тоже никуда. В гонке по очкам ты можешь быть готов значительно лучше соперников, но остаться без медали. У Насти было несколько возможностей оторваться от пелотона, и здорово, что в одной из попыток ей повезло с попутчиками. Они получили 20 премиальных очков, это и определило ход гонки.
– Почему же пелотон отпустил беглецов?
– Была вторая половина гонки, девушки «наелись», нагонялись за промежуточными финишами, у многих не хватило сил организовать погоню. Да и отрыв был сильный. Но Настя была лучшей в отрыве, работала больше других. Так что это очень справедливая медаль. Другое дело, что несколько лет назад Настя вполне могла завершить карьеру и посвятить себя учебе. И этой медали вполне могло бы не быть.
– Подолью в бочку меда изрядную порцию дегтя. Сегодня в спринте мужчины не прошли квалификацию, лучший – Никита Шуршин – показал 25‑й результат. Страшновато перед Олимпиадой.
– Это поражение будет полезно для спринтеров в плане корректировки подготовки. Чемпион Европы Денис Дмитриев, которого называли в числе претендентов на медали, показал в квалификации 10,2 – это, конечно, не его время. Он должен выезжать 200 метров из 10 секунд. Тогда будет иметь равные возможности с конкурентами. Добавлю, что выступать на Олимпиаде проще, чем на чемпионате мира.
– Почему проще?
– Конкуренция меньше. Квота – один спортсмен от страны, а на чемпионате мира – три. Так что если у англичан в Лондоне будет выступать, например, четырехкратный олимпийский чемпион Крис Хой, то не будет чемпиона мира Келли. У французов в команду может не попасть рекордсмен мира Сиро. Но, к сожалению, на Играх мы выступим не во всех видах: нам не хватило 40 очков в рейтинг в женском командном спринте, а именно рейтинг является решающим показателем для попадания в Лондон. Также наших спортсменов не будет в мужском омниуме и женской командной гонке.
«ЛОНДОН – ПОСЛЕДНИЙ ШАНС МАРКОВА»
– Какие шансы на этом чемпионате мира попасть в медали?
– Рассчитываю на попадание в шестерку в кейрине Сергея Борисова. И также в кейрине может получиться у кого-то из девчонок. Интересно, что покажет Анастасия Войнова в гите с места.
– А как же король велоспорта – мэдисон?
– У нас там достаточно экспериментальный состав – Артур Ершов и Валерий Кайков. Говоря объективно, им будет сложно.
– Но он и на Олимпиаде в Пекине был экспериментальным – тогда за сборную выступали Алексей Марков и Михаил Игнатьев. И завоевали медаль. Не планировали вернуть Игнатьева на трек – у англичан выступает Бен Свифт, у итальянцев – Элия Вивиани, которые тоже «прописались» на шоссе.
– У Михаила контракт с командой «Катюша». Думаю, если бы он очень захотел, то мог бы решить этот вопрос. Но пока желания вернуться на трек я у него не заметил.
– Алексей Марков был очень расстроен четвертым местом. За свою 16‑летнюю карьеру Марков многократно был призером чемпионатов мира и Олимпийских игр. Для него это был последний шанс выиграть радужную майку?
– Могу точно сказать, что выиграть олимпийское золото в Лондоне у него точно будет последний шанс. Там ему будет 33. Алексей, конечно, по работоспособности – огромный пример для молодежи. Но не знаю, сможет ли он дотянуть до шестой своей Олимпиады.
– Для того чтобы выиграть золото, четыре километра нужно будет ехать как минимум 3.53, а то и быстрее. Это реально?
– Исходя из тех 3.59, что мы показали здесь на чемпионате мира, – нереально. Исходя из того, что мы ехали в этом сезоне 3.56, – абсолютно реально. Не забывайте, что у нас из-за травмы не выступал Иван Ковалев. Плюс, надеюсь, Хайко (Зальцведель. – Прим. ред.) учтет ошибки, допущенные при подготовке.
– В Мельбурне за хозяев переживают тысячи зрителей. Для нас это мечта или реальность?
– А для нас это было реальностью. В 1991 году проводилась шестидневная трековая гонка в «Крылатском», и народу было очень много. Да, в таких странах, как Австралия, Великобритания, пусть велоспорт не вид номер один по сравнению с регби или футболом, но ходить на гонки – традиция. Правда, 20 лет назад и для нас это было традицией.
– У вас есть рецепт, как догнать и перегнать Австралию если не по количеству медалей, но хотя бы по посещаемости?
– Для начала надо регулярно проводить свои гонки. Причем начиная с детских соревнований. И на треке, и на шоссе.
– Как разделяются ваши обязанности с немецким специалистом Хайко Зальцведелем?
– Хайко был приглашен как практический тренер. На мне – организационная сторона. Его главные задачи – готовить спортсменов к главному старту сезона – Олимпиаде.
– Расстроены работой коллеги – в омниуме не ладится, в командной гонке остались без призов?
– Нет, все-таки главный старт – Олимпиада. И если Романюта научится ехать круг с хода быстрее 14,7, то многое может получиться. А в мужской командной гонке мы стали стабильно выезжать из 4 минут. Раньше мы этим похвастаться не могли.