ОСКАРбление по-итальянски. «Катюша» контролировала почти всю гонку, но ее лидера Оскара Фрейре неожиданно опередили на последних километрах

В субботу в столице итальянской песни финишировала самая длинная однодневная гонка в мире. Успех российской «Катюши» сорвал безрассудный побег олимпийского чемпиона Фабиана Канчеллары, который, впрочем, и сам остался без победы.
news

Велошоссе

В субботу в столице итальянской песни финишировала самая длинная однодневная гонка в мире. Успех российской «Катюши» сорвал безрассудный побег олимпийского чемпиона Фабиана Канчеллары, который, впрочем, и сам остался без победы.

«КАТЮША» НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ ПИВА

– Если ты будешь нервным – ты проиграешь. Если ты будешь скован – ты проиграешь. Если ты будешь в радостной эйфории – ты проиграешь, – с этой репликой генменеджер «Катюши» Ханс Хольцер вполне мог бы сыграть роль мудрого учителя в голливудском блокбастере. Седой, сухой, в очках, ни дать ни взять – профессор математики. Под стать ему спортивный директор команды Валерио Пива. Тоже поджарый, такие же очки… Два счетовода разложили для своих подопечных семичасовую гонку по минутам. Но с нами делиться планами отказываются наотрез. Хольцер прячется за обтекаемым «300 километров – это 300 километров. Может случиться что угодно».

Последним в командный автобус загружается трехкратный чемпион мира и трехкратный победитель «Милан – Сан-Ремо» Оскар Фрейре. Он не нервный, не скованный и совсем не в эйфории. Это неприятное «что угодно» нам сегодня не грозит. «Что угодно» уже происходило с Фрейре в прошлом году. Тогда Оскар, выступавший за голландский «Рабобанк», попал в завал в середине «Милан – Сан-Ремо», да так и не успел догнать ушедший вперед пелотон. До финиша испанец добрался как раз к награждению тогдашнего победителя австралийца Мэттью Госса.

– А я вас знаю, – подмигивает мне один из спортивных директоров «Катюши».

– А я вас тоже знаю, – улыбаюсь в ответ.

Кто же не знает Эрика Цабеля?! В 2004 году великий немецкий спринтер на финише в Сан-Ремо пересек финишную черту, победно вскинув руки, но мгновением раньше его соперник, который отставал почти на полколеса, каким-то чудесным рывком прокинул свой велосипед и оказался на несколько миллиметров впереди. Фотофиниш был неумолим – Цабель только второй. Хитрецом оказался как раз Оскар Фрейре.

Теперь Фрейре и Цабель в одной упряжке. Первый – в пелотоне с надписью «Итера» на груди. Второй – в красной «Шкоде» позади пелотона.

Наша первая остановка – в 70 километрах от старта. Гонщики тут появятся только через час, но припарковаться уже не просто – обочина трассы заставлена машинами. Здесь и «технички» команд, и обычные «гражданские» авто болельщиков. На мосту в 200 метрах от нас – внушительная толпа, оттуда открывается отличный вид на трассу. Вот только в ближайший час по этой трассе будут летать фуры, а никак не Фрейре с соперниками. И ничего, итальянский народ с удовольствием развлекает себя самостоятельно – кто-то затеял пикник, кто-то фотосессию, а кто-то с помощью непереводимой игры слов и идиоматических выражений общается с соседями. Гонщики пролетают за несколько минут – сначала девять лидеров, уехавших в отрыв, потом основная группа – и все, пора искать новую точку. Мы срываемся и пулей вылетаем на автостраду, но уверены, что итальянские велотиффози опередят нас снова. И снова будут ждать целый час, чтобы хотя бы на несколько секунд поглазеть на любимцев.

И действительно, на нашей следующей точке – пункте питания – машин, как на Ленинградке в час пик. Мы даже не паркуемся, бросаем наш микроавтобус где попало – лишь бы не на пути у пелотона. Фотографы орангутангами свисают с фонарных столбов. Ждем.

ФАБИАН БЕЗРАССУДНЫЙ

– Расстояние между отрывом и пелотоном – 11 минут, – пронзительный голос итальянского судьи обрушил бы с ближайшей вершины лавину, если бы там все еще лежал снег. Включаю секундомер: пелотон проносится через 8 с половиной минут. Во главе основной группы наш Эдуард Ворганов, и его усилиями преимущество беглецов тает, как… Впрочем, про снег было в предыдущем предложении.

Мы спускаемся с покоренной вершины. И вот тут уже не до шуток – скорость пелотона предельная, а трасса хоть и сухая, но петляет коварно – на одном из виражей падает колумбиец Кинтеро, к нему спешит скорая, врачи закрывают гонщика одеялом – но не чтобы согреть, а чтобы отгородить от камер. Однако с помощью пробивного оператора весь мир видит – Кинтеро лежит без движения. Вот оно хольцеровское «что угодно». Уже через некоторое время рация сообщит нам, что в госпитале колумбиец пришел в сознание. Чуть позже трасса не пощадит одного из фаворитов бельгийца Филиппа Жильбера и нашего Владимира Гусева. А еще «что угодно» произойдет с чемпионом мира британцем Марком Кавендишем.

– Я не думал, что Кавендиш имеет сегодня серьезные шансы на успех, – признался после финиша Фрейре. Испанца легко понять – организаторы усложнили трассу, добавив еще одну небольшую гору, она и оказалась для Кавендиша фатальной. Несмотря на титанические усилия своих товарищей по команде «Скай», чемпион мира выбыл из борьбы задолго до подъезда к Сан-Ремо.
А ведь «Гадзетта делло Спорт» писала: «Еще шесть претендентов кроме Кавендиша и Нибали». То есть англичанина и своего любимца Виченцо Нибали журналисты записывали в безусловные фавориты. Выходит, ошибались. К слову, места для Оскара Фрейре в этом рейтинге не нашлось.

Последние километры дистанции мы досматриваем в командном автобусе «Катюши». Генменеджер Хольцер спокоен, у него в руках рация, но он даже не включает ее – спортивный директор Валерио Пива ведет гонку безупречно, гонщики «Катюши» во главе пелотона – идеальная ситуация, чтобы вывести Оскара Фрейре на финиш и сделать его четырехкратным покорителем в Сан-Ремо. И вот тут, за четыре километра до финиша планам приходит, как говорят в Италии, финита.

От пелотона отделяется мощная фигура в красно-черной майке «Радиошак». Это олимпийский чемпион в гонках с раздельным стартом Фабиан Канчеллара. Выламывая какую-то безумно тяжелую передачу, швейцарец атакует в финишный подъем, за ним бросаются итальянец Нибали и австралиец Джерранс, а вот гонщик «Катюши» Флоренсио не успевает догнать отрыв. Трио – усилиями одного Канчеллары – отрывается, пелотон – усилиями одной «Катюши» – пытается настичь беглецов. За этой погоней Хольцер смотрит без слов. И лишь за километр до финиша, когда становится понятно, что мы сегодня вне подиума, Хольцер бьет рукой по сиденью: «Шайсе», – ругается он по-немецки.

290 километров тотального контроля над гонкой и такой разящий укол. Впрочем, и Канчеллара остается без главного приза – австралиец Джерранс, отсидевшись за спиной швейцарца, первым просовывает колесо в финишный створ. В который раз имя победителя 300‑километровой гонки определили какие-то сантиметры.

По дороге назад в Милан мы с гонщиками «Катюши» останавливаемся у «Макдоналдса». Наши парни с аппетитом жуют гамбургеры и картошку-фри. Они заслужили более роскошный и куда более праздничный ужин. Вот только Сан-Ремо – столица не только песен, но и игорного бизнеса. А в рулетке, как ни считай варианты, иногда выигрывает зеро.

СТАТИСТИКА

Милан – Сан-Ремо
Классическая гонка
298,5 км
1. Саймон Джерранс (Австралия, Гринедж) – 6:59.24. 2. Фабиан Канчеллара (Швейцария, Радиошак), 3. Виченцо Нибали (Италия, Ликвигаз)… 7. Оскар Фрейре (Испания, Катюша) – у всех время победителя.
Новости. Велоспорт