Тренер сборной России по треку Хайко Зальцведель: Говорили, я не нужен сборной
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОСПОРТ
ТОЛЬКО У НАС
Один из самых успешных трековых тренеров планеты Хайко Зальцведель (на фото) поработал с лучшими командами мира из Великобритании и Австралии, вывел в число лидеров скромную некогда сборную Дании, а теперь выиграл для России первое за 15 лет серебро чемпионата мира в командном преследовании. В интервью «Советскому спорту» он откровенно рассказал, почему в России не любят иностранцев, и пересчитал нервные клетки, потраченные за полтора года работы в нашей стране.
«У СВОБОДЫ ТОЖЕ ЕСТЬ ГРАНИЦЫ»
– Хайко, говорят, вы либеральный тренер и российские гонщики стали побеждать потому, что вы дали им свободу.
– Если гонщики злоупотребляют предоставленной свободой, я начинаю вести себя с ними так же жестко, как тренеры старой советской школы.
– Часто злоупотребляют?
– После памятного серебра на прошлом чемпионате мира случилась маленькая катастрофа, – улыбается Хайко. – Я распустил ребят по домам на три недели. Потом мы должны были встретиться на высокогорном сборе в Армении. Но когда подошло время, мне позвонил один из гонщиков и сказал, что не может приехать, так как у него назначен визит к стоматологу. О’кей, не вопрос, мы все взрослые люди и сами определяем свои приоритеты. Но и это не все: на первой же гонке после этого сбора мы потеряли двух человек. Потому что они были элементарно не готовы, так как не выполняли мою программу тренировок. Слава богу, сейчас мы поняли друг друга и все проблемы позади.
– Правда, что вы учились на методиках советской школы?
– Конечно. Я сам из ГДР и преклонялся перед советским велоспортом. В то время он был бесспорно лучшим в мире. Я читал книги, общался с вашими учеными и в принципе тридцать лет назад был носителем советской методики. Но с тех пор я успел поработать в Дании, Англии, Австралии и вынужден был меняться, адаптироваться к обстоятельствам. Спустя столько лет советская школа осталась лишь фундаментом, на котором отстроены все остальные приобретенные мной в жизни принципы.
– Намекаете, что российские тренеры, в отличие от вас, ничего не адаптировали и работают по методикам 30‑летней давности?
– Здесь я должен быть очень осторожен в высказываниях, чтобы не обидеть моих коллег. Но, к примеру, в прошлом году на своем первом тренерском совете в России я услышал от одного из российских специалистов – не буду называть его имя: «Зачем нам нужен этот иностранец? У нас великие традиции, столько своих отличных тренеров, чего он приехал?!».
– Что вы ответили?
– Встал и сказал: «А что вы сами-то сделали за последние 20 лет?! Дважды поднялись на подиум – в 1990 и в 1996 годах?». Я, конечно, имел в виду только мужскую командную гонку преследования – как самый престижный вид программы.
«БУДУЩИЙ ПОБЕДИТЕЛЬ «ТУР ДЕ ФРАНС» ПРИДЕТ С ТРЕКА»
– Последние три года вы работали в Великобритании. Откуда там такая развитая система велоспорта?
– Самое забавное, что в Великобритании и близко нет традиций, какие есть в России. Велодром в Манчестере был построен в одном из беднейших районов города. Еще лет 10–15 назад красивейший трек смотрелся белой вороной (по-английски мы называли его «белым слоном») на фоне полуразвалившихся домов и трущоб. Попади вы в его окрестности, подумали бы, что Вторая мировая только закончилась. Но всего за десятилетие ситуация изменилась кардинально! Теперь благодаря треку это оживленный район.
– Не понимаю, что люди могут делать каждый день около велотрека…
– Катаются на велосипедах! Тренировочное время на треке расписано с 6 утра и до 12 ночи ежедневно. Люди приходят семьями, берут напрокат трековые велосипеды, шлемы, велотуфли и катаются в свое удовольствие. Стоит все относительно недорого – около 15 фунтов в час. Дошло до того, что я, главный тренер сборной, не мог во всем этом ажиотаже найти время для тренировок олимпийских чемпионов.
– А что в России?
– Я нетерпеливый человек по характеру и очень расстраиваюсь, если что-то идет не по-моему. Я начинаю переживать, раздражаться, напоминать о данных мне обещаниях… Но постепенно дела входят в нужную колею. У нас есть план, что с 1 января 2012 года будет основана новая профессиональная континентальная команда «Русь-Вело». За нее будут гоняться гонщики-темповики с трека, которым необходима практика в соревнованиях на шоссе. На данный момент нам не хватает взаимодействия с шоссейной «Катюшей», но новая команда решит эту проблему.
– Не боитесь, что трековики массово сбегут в профессиональные шоссейные команды, ведь там платят в разы больше?
– Даже бояться нечего, так и произойдет. Это нормально: если у спортсмена появляется шанс заработать деньги, он его использует. Но ведь одно другому не мешает – можно зарабатывать на шоссе, а к Олимпиаде перебираться на трек. Например, один из лидеров шоссейной команды «Скай» англичанин Брэдли Уиггинс планирует выступать в Лондоне-2012 именно на треке. Мы ведь с шоссейным велоспортом не можем существовать друг без друга. Я, например, уверен, что будущий победитель «Тур де Франс» – не важно, из какой он будет страны – придет именно с трека.
– Это почему?
– Прогрессировать в велоспорте можно только в двух направлениях – увеличивая силу или темп. Оба этих качества лучше всего развиваются на треке. Сравните, как люди карабкались в гору десять лет назад и как сейчас. Вам покажется, что гонщики прошлого едут в замедленном повторе – темп вырос раз в десять!
– Сколько процентов от результата дают наука и все остальные новомодные разработки? Означает ли их отсутствие, что шансов выиграть в Лондоне нет никаких?
– Все зависит от уровня результатов. В прошлом году мы за полгода сбросили со времени в командном преследовании четыре секунды и еще четыре секунды – за следующие четыре месяца. Но это была самая легкая часть работы! Мне достаточно было заставить гонщиков поверить в себя – и результат пришел. Но чтобы он продолжал расти и дальше, необходимо использовать все те технические и научные средства, какими располагают наши соперники.
– За год в России вы стали другим человеком? Поняли, например, что такое загадочная русская душа?
– Скорее я просто стал более нервным, – смеется Хайко. – Шутка, конечно – люди в России очень душевные. Но, если серьезно, за время работы у вас я – пусть постоянно на нервах и огорчениях – добился всех поставленных целей. Я готов к тому, что не будет легко. Могу сказать, что отстроить практически с нуля систему развития трекового велоспорта в вашей стране – самый большой вызов в моей жизни. Хорошо, что президент Федерации велоспорта России Игорь Макаров искренне переживает за наш вид.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
РОССИЯНЕ ВЫИГРАЛИ СЕМЬ МЕДАЛЕЙ НА УНИВЕРСИАДЕ
На проходящей в китайском Шеньчжэне Универсиаде на счету российских представителей велоспорта уже семь медалей – три золотые, две серебряные и две бронзовые.
– Одна из этих наград была завоевана на треке – Виктория Баранова показала третье время в гите на 500 м.
Сразу четыре медали принесли соревнования в велокроссе – чемпионом стал Евгений Клещенко, серебряными призерами – Кирилл Яшкин и Марина Бесхмельнова, бронзовым призером – Маргарита Ломакова.
Ксения Кириллова и Павел Прядеин победили в олимпийской дисциплине маунтинбайка – «кросс-кантри» – и принесли в копилку сборной еще два золота.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Хайко ЗАЛЬЦВЕДЕЛЬ
Родился 16 апреля 1957 года в Шмалькальдене (ГДР).
Основатель Австралийского института спорта.
Работал со сборными Австралии (1990–1998), Германии (1998–2001), Дании (2003–2008), Великобритании (2001–2003, 2008–2010). С 2010 года – тренер сборной России.