Время собирать камни

Булыжник – не только орудие пролетариата, но и главный символ велогонки Париж – Рубэ, которая состоялась в 110-й раз. Самая трудная часть дистанции проходит по брусчатке, победитель получает в награду камень, а зрители наблюдают за спортсменами, словно з
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
ПАРИЖ – РУБЭ

Булыжник – не только орудие пролетариата, но и главный символ велогонки Париж – Рубэ, которая состоялась в 110-й раз. Самая трудная часть дистанции проходит по брусчатке, победитель получает в награду камень, а зрители наблюдают за спортсменами, словно за гладиаторами. Эту гонку лучше один раз увидеть, чем 110 раз о ней услышать, – и «Советский спорт» сегодня предоставляет такую возможность.

Каждый француз и каждый бельгиец знает слово «павэ». Произнесите «павэ» невзначай в разговоре с каким-нибудь велогонщиком и увидите, как на его лбу выступят капли холодного пота. Павэ – это и есть тот самый булыжник, о который разбиваются колени и надежды. В позапрошлом веке им мостили улицы, а затем – после появления асфальта – превратили в национальную реликвию. Теперь по дорогам, вымощенным камнем, не ездит никто, кроме двух сотен отчаянных велосипедистов.

От гонки до гонки эти дороги тщательно охраняются. Французы в самом буквальном смысле слова сдувают с них пылинки (1).

Гонщикам, впрочем, от этого не легче и не чище. Стоит свернуть на проселочную дорогу – и пелотон начинает походить на кавалерийский эскадрон. Даже вертолет съемочной группы теряется в облаках пыли (2).

В этой пыли можно убежать в отрыв от преследователей. А можно дождаться более удобного случая, въезда в заколдованный Аренбергский лес (3). Узенькая тропка безошибочно делит пелотон на своих и чужих. Оказался в хвосте – считай, проиграл, хотя до финиша еще многие десятки километров. В Аренберге не обогнать. В Аренберге не дождаться помощи – «техничке» тут приходится ждать, пока проедет пелотон. Зато для зрителей – пиршество – до кумиров рукой подать.

Йохан ван Зуммерен прошел огонь и воду, павэ и Аренбергский лес. В мировом пелотоне 197-сантиметровый бельгиец был одним из лидеров лишь по одному показателю – росту. Но в воскресенье сотворил подлинную сенсацию. Но куда удивительней другое – откуда у Йохана силы поднять этот тяжеленный камень – главный приз соревнований (4).

Теперь ван Зуммерен вписал свое имя на веки в историю – в буквальном смысле слова. Над стойкой бара близ велотрека в Рубэ выгравированы все победители легендарной гонки. Думается, для бельгийца место уже готово (5).

Вашему корреспонденту тоже посчастливилось отведать брусчатки. Ощущения, доложу я вам, интересные – будто едешь по крупной стиральной доске. Как в таком режиме продержаться 200 с лишним километров – ума не приложу? (6).

Новости. Велоспорт