Безработный Яркин вышел из лесу. В гостях у олимпийского чемпиона-1980 родилась идея новой рубрики «Советского спорта»

Первый олимпийский чемпион Тольятти Анатолий Яркин накануне своего 52-летия зарабатывал починкой велосипедов для местной элиты. В гостях у Яркина родилась идея новой рубрики «Советского спорта» «Звездная биржа труда» в помощь бывшим победителям, ныне ока
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОСПОРТ
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ: ЗВЕЗДНАЯ БИРЖА ТРУДА

Первый олимпийский чемпион Тольятти Анатолий Яркин накануне своего 52-летия зарабатывал починкой велосипедов для местной элиты. В гостях у Яркина родилась идея новой рубрики «Советского спорта» «Звездная биржа труда» в помощь бывшим победителям, ныне оказавшимся на обочине жизни. А через неделю Яркин вернулся в большой спорт…

На дистанции девять километров от Автограда до Старого Тольятти я на пять минут обогнал чемпиона Олимпиады-80 Анатолия Яркина! Дело нехитрое, когда ты мчишься на «Жигулях» по шоссейке, а безработный, разменявший шестой десяток, на велике – по лесу, пусть и изведанному до хвоинки.

Пять минут отрыва в неравных условиях ничтожны в масштабе ушедшей эпохи. Ведь яркое время великих свершений для первого олимпийского чемпиона Тольятти затормозило 30 лет назад. Впрочем, как и для всего российского велоспорта. Судьба Анатолия Яркина – грустный символ забвения героев спорта «Мade in USSR».

«20 ПАЦАНОВ СБЕЖАЛИ ИЗ СЕКЦИИ»

Финиш нашего шутейного заезда – старая «трешка» в доме на улице Баныкина. Эту квартиру Яркин получил от местного спорткомитета в 1981 году. В зале финская мебель из карельской березы – стенка, диван и два кресла. В финском «ушкафчике» – потускневшее золото Игр-80.

– Все премиальные за победу в командной гонке – 3600 рублей чистыми – я вложил в эту мебель, – вспоминает Анатолий Николаевич. – Купил и успокоился. Холодильник у меня уже был. «Волга» стоила 15 тысяч. Да я никогда и не хотел идти в рабы автомобиля. Другое дело – велосипед. Любовь моя. Утром встанешь – и в лес. В рюкзаке топор, ножовка. Трассу для маутинбайка уже 20 лет расчищаю.

Сосны повалены, ствол в обхват – распилю в три присеста да ведро опят напластаю минут за 40. Но нынче – беда. Нет грибов – засуха сожрала, – сокрушается Яркин – поджарый гвардеец армии советского олимпийского сухостоя (леса, посохшего на корню). – Трассу «волчатником» – красной лентой размечу, потешные соревнования ветеранов проведем – и славно. Сейчас весь велоспорт в стране в лес спрятался. А мне что, больше всех надо? В начальники не рвусь, живем со старухой, двух дочек подняли, внука Кирилла воспитываем.

– На что живете?

– Я – четвертый год без работы. Был начальником сервисной службы в спортивном магазине. Позвали в другой – на свободный график, да пролетел. Теперь велосипеды чиню мажорам. Натяжка спиц, смена обода. Руки-то соображают, мое имя – бренд в Тольятти. Больше 5000 рублей за ремонт не давали, для друзей – бесплатно. С голоду не умираю – и нормально. Пенсия – вместе с президентской (за победу на Олимпиаде) – 20 000 рублей.

– Кто же вырастит олимпийскую смену, если не вы?

– Ставка тренера группы начальной подготовки в муниципальной ДЮСШ – 3600 рублей. Чтоб 15 000 рублей заработать, надо иметь пять групп спортсменов по 10 человек. А где я в Тольятти найду 50 детей, желающих заниматься велоспортом? Раньше только в первенстве Тольятти участвовали 150 человек. Я в детстве увидел – записался в секцию. Потом к известному тренеру Владимиру Петрову попал в самарскую ШВСМ.

Помню, в Сухуми в шоссейной гонке стартовали 200 гонщиков. Группа валит – мощь! Завал – так завал. Как лягут разом на асфальт человек 20, рули и колеса трещат.

Раньше в Тольятти было три секции, сейчас – одна. Автопром работает, а дорог новых нет. Велоспорт с шоссе выдавили в лес. Раньше ВАЗ кормил спортсменов, а сейчас хоккей – побоку, гандбол – побоку. И спорт зачах. Детей в хоккейную секцию ведут – там перспектива: КХЛ, НХЛ… А велоспорт – в прострации.

В Италии 15 профессиональных команд, а у нас на всю страну – одна «Катюша». Я прикинул, у нас количество занимающихся велоспортом сократилось раз в десять. Это же катастрофа!

– А вы чего выжидаете в Тольятти?

– Да живу я здесь! Было б мне 35 лет – уехал. А куда в России податься? В Москве – только в Крылатском кататься. Перспективен Дальний Восток. Был там недавно с агитбригадой ветеранов велоспорта. В Приморье 5 новых секций открыли. Рельеф трасс нескучный: вверх-вниз. Заделай показательную гонку Хабаровск – Дальнегорск – Уссурийск – Владивосток с заходом в Корею – «Тур де Франс» отдохнет, весь мир от восторга закачается. А мы торчим в Европе. Нужен календарь соревнований, как во времена СССР. Необходимы десять крытых треков в России, а их всего два – в Питере да Москве. А в минус 30 на улице не покатаешься.

– Александр Кузнецов в Питере трек построил, а вы размечаете тропинки в тольяттинском лесу…

– Кузнецов – молодец. Нашел финансирование, все хотели бы по его методике работать в его-то условиях. А мне амбиций не хватает. Да и работа тренера – каторжная. Составление отчетов чего стоит, а чиновники ручки греют. Я же нигде не выступаю – ниже плинтуса сижу.

Вот пример. Было мне 50 лет. Президент России Дмитрий Медведев телеграмму поздравительную прислал, а местные чиновники забыли. Жена мне: ну что, мол, чайник, знай свое место. И после этого ты хочешь развивать в Тольятти велоспорт?

У нас из спортсменов только гимнаст Алексей Немов да тренер хоккеистов Геннадий Цыгуров – почетные граждане Тольятти.

Когда я работал тренером, предложил чиновникам: давайте отменим южные сборы в марте для 12-летних ребят и купим приличные велосипеды. Кто б меня послушал! Через три месяца после сборов 20 спортсменов ушли из секции – потому что увидели, на каких классных аппаратах катаются их конкуренты из башкирской команды. Люди ушли – ни денег после сборов, ни велосипедов. А вот раньше…

ДВА ЛИМОНА В ТРУСЫ

– Раньше и деревья были толще, и советские велогонщики, говорят, всех валили, потому как в фармакологии тогда дальше прочих продвинулись...

– Не верьте. В СССР фармакология была нулевая. Гонка во Франции в 1982 году. У товарища моего Вани Мищенко насморк. У наших врачей – шаром покати. Пошли к друзьям-чехам. Врач чешской сборной дверь закрыл – достал три ящика с медикаментами. Уколол Ваню аскорбинкой – тот наутро как огурец. А мы и не знали, что аскорбинка в ампулах бывает. Нам же вместо 10 витаминок, как положено, давали по три.

– За что накануне Олимпиады-80 отстранили от работы с командой Владимира Петрова, отвечавшего за командную гонку?

– Петров и тогдашний главный тренер сборной СССР Виктор Капитонов зарубились. Я на себе это почувствовал в 1976 году, во время юниорского чемпионата в Бельгии. Жара – 35 градусов, а у меня держателя фляжки на велосипеде нет и майку дали без карманов. Засунул два лимона в трусы и вперед. Жажда одолеет – сосу лимон. А возле «буфета» словил тепловой удар – мозги поплыли, долбанулся в завале. Блюю после гонки, а Капитонов: «Ну что, тебя Петров даже велосипедом с держателем обеспечить не может?»

Петрова на нашей таможне в «Шереметьеве» с подачи руководства Спорткомитета СССР догола заставляли раздеваться. Я чудом попал в команду – потому как воспитанник Петрова. Да еще перед Играми всех валил.

Петров был новатором – авиаинститут закончил. Он говорил: «В мелочах – Бог». Накануне Олимпиады обеспечивал нас дополнительным питанием… Печень трески, икра… В наш номер в Пицунде даже крыса прибежала харчеваться к ящику халвы.

– Халва с икрою – все новаторство Петрова?

– У него своя методика подготовки чемпионов. Он ее при поддержке нашей федерации собирается реанимировать. А доппитание – немаловажный фактор. Тогда перед Олимпиадой-80 Петров из Углича привез фляги с лосиным молоком. Его с непривычки выпьешь, только если заткнешь ноздри – и залпом. Иначе организм отторгает. Молочко жирное, с запахом не то полыни, не то осины. Насосешься – и спишь как младенец. А мощь растет.

Еще Петров достал сухой белок, в порошке – с водой или молоком разводить. На одном из этапов отбора к Играм-80 у всех ребят на гонке возникли проблемы с желудком. Грешили на петровский порошок. Но меня-то понос не мучил! Думаю, кто-то из недругов Петрова специально мужикам пургена к витаминам добавил.

Петрова из команды убрали, он переключился на трек. А накануне Игр в Москве берет меня в оборот кэгэбист, мол, пиши, на каком основании пьешь порошок Петрова. Я говорю, что белок пью на основании заключения Академии наук. И баста!

ТОЛЬЯТТИ. АНАТОЛИЙ ЯРКИН СТАРАЛСЯ ПОДНЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВЕЛОСПОРТ ДАЖЕ В ЛЕСУ.
«ОЧНУЛСЯ – КРОВИЩА НОСОМ»

– И вы победили…

– В сборной было восемь гонщиков – два квартета на две гонки, командную и групповую. Заболеет «командник» – вместо него едет «групповик», и наоборот. Я был универсален: «финишер» и «темповик»... В итоге в двух гонках приняли участие 6 человек. Состав золотой четверки в командной гонке: Олег Логвин, Юрий Каширин, Сергей Шелпаков и я. Расклад забытой ныне командной гонки для нынешних «чайников»: все четверо едут вместе 101 км по Минскому шоссе. Первый идет – пробивает воздух, и меняемся синхронно. Кураж в том, чтоб сидеть четко, не болтаться – и валить, валить, два часа на максимальной скорости. На финише зачет времени по трем лучшим. А медали – всей четверке. В групповой гонке Сергей Сухорученков стал первым, Юра Баринов – третьим, я – шестым, причем два раза падал, колеса менял и финишировал с одним тормозом.

– Почему рано ушли из спорта?

– А в 1984 году готовились к Играм в Лос-Анджелесе, но случился бойкот. Любительские гонки заканчивались для 24-летних, а в профессионалы нас не отпускали. В 1984 году я выиграл чемпионат СССР, плюнул и завязал. Участвовать лишь в «вооруженке» – скучно. Да и трассы у нас – лишь бы в колодец или трещину не угодить. Какой там анализ гонки! Варежку разинул – меняй колесо.

В 1986 году на шоссе отвернулся к ученикам – колесо в кочку. Очнулся – кровища носом. Обследовался – трещина в лобной кости. Дело зимой было – когда в каске не поедешь.

– Командную гонку исключили из программы Игр. А ваша золотая команда собирается хоть иногда?

– После Сеула-1988 гонку заменили на индивидуальную с раздельным стартом, где сейчас швейцарец Фабиан Канчеллара доминирует. Можно было поднять интерес к командной гонке за счет изменения рельефа трассы. На шоссе она скучна. Скажу по секрету: она мне самому не нравилась!

А с ребятами мы недавно встречались на юбилейном мероприятии в Москве. Три раза немного посидели, правда, я – не большой любитель этого дела... Логвин живет в Белоруссии, Шелпаков – в Омске, Каширин – в Москве. Постоянно созваниваемся.

СТРАХ ЛОНДОНА-2012

– Следили по телевизору за недавним чемпионатом мира в Мельбурне?

– Групповая гонка – лотерея. Александр Колобнев в десятке – это хорошо. Трасса была простой, грегари всех своих лидеров привезли к финишу, и Колобневу трудно было себя проявить. Есть в России хороший финишер – Денис Галимзянов, но он в Австралию не поехал. А было бы интересно посмотреть, как бы на него работала команда. Опытнейшего Дениса Меньшова на чемпионате мира не было. Впрочем, он специалист по многодневкам… Проблема в том, что у нас невелик выбор гонщиков высокого уровня. Итальянцы ломают голову в выборе из 100 спортсменов, а мы – дай бог, из 30.

Нужны разноплановые гонщики. А где их взять, если система подготовки кадров разрушена? В той же Италии для 13-летних ребят каждую неделю – старт. Больше стартов – быстрее растешь. Потому там и вырастают маленькие, которые в горах всех валят. А наша молодежь растет на тренировочных объемах. Вот только тренироваться «шоссейщикам» в России проблематично. Замкнутый круг. Потому все и спрятались в лесу, на маутинбайке. А впереди Лондон-2012. С каким багажом туда поедем – страшно подумать…

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После встречи с Яркиным мне тоже было страшно подумать: олимпийский чемпион-1980, без вредных привычек, с уникальным опытом победителя, с высшим образованием, математическим складом ума и золотыми руками, в свои почти 52 года живет на пенсию, чинит аппараты велотуристам и собирает грибы. И глаза Яркина загораются лишь тогда, когда «дернешь за ниточку» воспоминаний о Москве-80. Будто время для гонщика из Тольятти остановилось на Минском шоссе 20 июля 1980 года на 101-м километре командной гонки… Хотелось кричать о чемпионе вычеркнутой гонки, герое спорта исчезнувшей страны, вопить: почему Яркин не передает свои знания тем, кому они могут помочь перед Лондоном-2012, перед Рио-2016?..

Но в России надо жить долго. Через неделю после командировки в Тольятти я дозвонился до легендарного тренера Владимира Петрова, чтоб поделиться болью за судьбу Яркина.

– Не переживайте, Яркин уже работает с андеррами в велокоманде «Русь». Не могу говорить, я в Италии. Звоните Анатолию, он на сборах в Домбае.

Звоню в Домбай. На том конце провода жизнерадостный голос Яркина.

– Я вернулся! Теперь по две тренировки в день с талантливыми российскими ребятами. На сборе 60 человек, будем готовить молодежь по системе Петрова под патронатом Федерации велоспорта России, сильнейших передавать в «Катюшу».

– Значит, прощай, пенсия?

– Контракт с «Русью» заключу, когда будут улажены все формальности по регистрации новой команды.

– А как же грибы в тольяттинском лесу?

– В день моего отъезда в Домбай с утра заехал в лес – опята поперли. Жена мне: оставайся. Да какой… Работы валом.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Анатолий ЯРКИН

Родился 11 ноября 1958 года в селе Новое (Запорожская область, Украинская ССР).

ЗМС. Олимпийский чемпион-1980 в командной гонке. Чемпион мира-1981. В 1984 году завершил карьеру. В 1991 году выступал за любительскую команду в Чили. Тренировал женскую национальную сборную (в Самаре). В Тольятти работал детским тренером, создал секцию маунтинбайка. Благодаря его стараниям в Автограде проводится этап Кубка России по маунтинбайку.

Женат.

ПОМОГИТЕ ЧЕМПИОНАМ!

Летом ваш корреспондент встречался в Ульяновске с безработным боксером – чемпионом мира Алексеем Лезиным. На любительском ринге он бил братьев Кличко.

Осенью в Тольятти говорил с безработным чемпионом Олимпиады Анатолием Яркиным. Он сбрасывал с колеса сильнейших гонщиков Европы.

Уважаемые читатели, пишите о не востребованных сегодня героях спорта СССР. Вдруг командировка «Советского спорта» напомнит чиновникам о проблемах чемпионов-ветеранов и поможет их решить, как в случае с Яркиным.

e-mail: karmanov@sovietsport.ru

Новости. Велоспорт