Бычок на привязи. Соперники не пустили Хоакина «Бычка» Родригеса к первому для «Катюши» подиуму Гранд-тура
СОБЫТИЕ ДНЯ
ВЕЛОШОССЕ. ВУЭЛЬТА
Предпоследний этап с финишем на вершине Бола дель Мундо расставил всех по своим местам в итоговой классификации «Вуэльты». Побег за победой Эзекиля Москеры, отчаянная погоня Винченцо Нибали и так и несостоявшаяся бронза Хоакина Родригеса – все главные события гонки уместились в какие-то полчаса.
ПУРИТО И БУРРИТО
Как же тут холодно! Болельщики кутаются в куртки, пьют кофе и горячительные напитки. До того как пелотон подъедет сюда – к подножию горы Бола дель Мундо, остается почти три часа. Но все козырные места вдоль трассы заняты, флаги и плакаты развернуты и сувениры уже сметены. Захожу в местное кафе – единственное каменное здание, в которое путь открыт, но и тут люди набились, словно кильки или бычки в томатном соусе.
Кстати, о бычках. Между коллегами вышел спор о происхождении прозвища лидера «Катюши» Хоакина Родригеса. Все, включая комментаторов местного канала, зовут его Пурито. Не путайте с мексиканским блюдом – буррито. Так вот Пурито – с испанского «бычок». Это прозвище малыш Родригес заслужил вовсе не за страсть к курению – с режимом у него, как и у всех велогонщиков, все в порядке, а за упорство, с которым он карабкается к самым крутым горным вершинам.
Сегодня каталонцу в российской форме нужно отыграть две минуты у идущего третьим в классификации словака Велица, чтобы попасть на подиум по итогам гонки. Реально ли? Президент «Катюши» Андрей Чмиль вечером накануне старта утверждал, что лидер его команды может забраться и повыше.
НОВАЯ ХОДЫНКА
– Но фото, но! – грозит мне из трейлера пожилой каталонец. Минуту назад его семейство растянуло огромный плакат с фотографией Родригеса.
– Что случилось? – спрашиваю по-английски у девушки, судя по возрасту, дочери этого фаната. – Почему он так протестует?
– Понимаете, мы не просто болельщики Родригеса, мы его семья, а он – показывает на недружелюбного пиренейца – отец Хоакина. Мы все очень надеемся на его победу здесь. А фото... Давайте после финиша гонки в Мадриде.
Между тем огромный экран, на котором идет телетрансляция, утверждает, что Родригес – пока далеко не главный герой гонки. От пелотона убежал отрыв из 18 гонщиков. Такая группа вполне способна продержаться до начала подъема. Никого из лидеров общего зачета в ней нет, зато там «сидят» два гонщика «Катюши» Александр Колобнев и Владимир Гусев. Они должны помочь своему капитану подняться на вершину.
– Через четыре минуты будут здесь, – замечательный в прошлом гонщик Сергей Ушаков, работающий сейчас в «Катюше», надевает сумку на плечо и протискивается сквозь людскую толпу к трассе. В сумке – бутылки с питательной смесью. Задача Сергея подкормить гонщиков, уставших от 140 километров горной трассы.
Мимо пункта питания проносится авангардная машина с мигалками. Значит, через минуту прибудут первые беглецы. И тут начинается невообразимое. Зрители наваливаются на трассу со всех сторон, сдавливают друг друга и сужают коридор до каких-нибудь полутора метров. Что им ограничительные линии, что им свистки полиции! Они сидели тут три с лишним часа ради этих нескольких мгновений... Как не подбодрить своих любимцев, как не сфотографировать их?!
С бешеными гудками проносятся «технички», шарахаются от фанатов гонщики. Добирается до пункта питания последний «отвал», в котором по традиции едут спринтеры. Сегодня не их день, им бы просто доехать до вершины... И вот «ходынка» рассасывается, ручейком – вопреки всем законам физики – перетекает выше в горы, к финишу. Кажется, с альпенштоком в руке, на своих двоих штурмовать двухкилометровую гору напрямик – куда быстрее, чем гонщикам по трассе.
КОМАНДА «ПОДЪЕМ!»
Отрыв перед началом восхождения около полутора минут. До финиша 30 километров. Угол подъема 8,7 градуса. На улице плюс 12, но француз Кадри срывает с себя куртку и остается в одной велосипедной футболке. Из 18 беглецов держатся лишь он, наш Гусев да испанец Пласа. За 9 километров до финиша сдаются и они.
Пелотон возглавляет команда «Хакобео Галисия». Их лидер Москера отстает от Винченцо Нибали в общем зачете на 30 секунд. Однако сейчас ему не уйти – верный оруженосец лидера чех Роман Кройцигер контролирует все поползновения на атаку.
– Нибали отлично себя чувствует, – еще до старта предупреждал о силе своего товарища по сборной Италии гонщик «Катюши» Филиппо Поццато. Чтобы проверить эти слова, за 3,5 километра до финиша Москера идет ва-банк. Градиент подъема уже 20 градусов. Наевшийся Кройцигер не в силах противостоять этой атаке, и за своим главным соперником бросается Нибали. Судьба красной майки решится в ближайшие несколько минут.
– Вамос*, Эзекиль, вамос! – диктор в финишном городке не скрывает своих болельщицких пристрастий. Пурито Родригес, прорывается через строй «Ликвигаза» и «Хакобео» и не успевает за двумя лидерами. К тому же на нем сразу повисает тройка преследователей.
А Москера «везет» Нибали уже 18 секунд. Победа? Нет, итальянец собирается с силами, закусывает губы и крутит повышенную передачу. Его тут поддерживают не меньше чем галисийца. Никто не показывает ему неприличных жестов и не советует убраться в Италию. Ему аплодируют, ему машут флагами. И разрыв тает – 11 секунд за километр до финиша. Не будь в горах такого тумана, Винченцо бы уже увидел спину конкурента.
Десять секунд, девять, восемь. Итальянские журналисты в пресс-центре начинают пританцовывать на стульях. С каждой сотней метров их соотечественник отыгрывает по секунде и на финише почти достает испанца. Они оба победители – один выиграл этап, другой – «Вуэльту».
Родригес тем временем сбрасывает с хвоста преследователей, но так и не успевает к разделу призового пирога. Он третий с отставанием в 23 секунды. Этого не хватает даже для того, чтобы опередить в итоговой таблице Велица.
– И все равно эта «Вуэльта» была лучшей в моей карьере, – после изнурительного подъема «бычок» находит в себе силы улыбнуться. Его упорство вознаграждено: в командном зачете – там суммируются показатели лучших трех гонщиков на каждом из этапов – «Катюша» выиграла «Вуэльту». А значит, Родригес – тоже чемпион.
* Вперед (исп.).