В Париж транзитом через Ад

Вчерашний этап, частично проложенный по знаменитой брусчатке «дороги в Ад» (так нередко называют трассу, по которой ежегодно проходит знаменитая однодневка Париж – Рубэ), перемешал пелотон. Счастливо избегавший падений до этого дня лидер общего зачета Си
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

Вчерашний этап, частично проложенный по знаменитой брусчатке «дороги в Ад» (так нередко называют трассу, по которой ежегодно проходит знаменитая однодневка Париж – Рубэ), перемешал пелотон. Счастливо избегавший падений до этого дня лидер общего зачета Сильван Шаванель дважды пробивал колесо и в итоге вынужден был вернуть желтую майку короля «Большой петли» Фабиану Канчелларе.

В ЗАЛОЖНИКАХ У ПРОФЕССИИ

Еще восемь месяцев назад, после презентации «Тура», все потенциальные его участники прекрасно знали, что на втором этапе придется спускаться с холма Стокю. И по крайней мере те из них, кто выступает на весенних арденнских однодневках, отлично представляли, что дорога там опасная – узкая, в темном лесу, остающаяся влажной и скользкой еще долго после того, как прошел дождь.

В понедельник поливало как из брандспойта. Падали десятками, легла едва не половина пелотона, многие – второй день подряд. Нервы не выдержали. Финал этапа превратился в хмурую передвижную забастовку. В прошлом году в Милане мы тоже наблюдали акцию протеста на этапе, чья трасса при ближайшем рассмотрении оказалась слишком опасной. Активисты той «стачки» рассорились с организаторами «Джиро». Стало быть, теперь Канчеллара рискует стать недругом «Тур де Франс»?

Мы, журналисты, по-прежнему частенько садящиеся в седло, всегда остро сопереживаем нынешним действующим спортсменам. А вот звезды недавнего (и в особенности отдаленного) прошлого в оценках не церемонятся. «В наши дни все было гораздо опаснее. Дороги паршивые, инвентарь дубовый, никакой радиосвязи. И ничего, гонялись и не жаловались. А тут – гребут миллионы лопатой, да еще и профсоюзные акции устраивают». Подобные высказывания я слышал не раз.

Прекрасно помню свои первые секции позднесоветского периода. Помню, каким путем можно было быстрее всего заработать авторитет в глазах ровесников-коллег: если ты, вдрызг ободравшись на вчерашней тренировке, сегодня подчеркнуто игнорируешь свои раны и вкалываешь наравне со всеми. Ключица хрустнула пополам со смещением, едва начала срастаться внахлест (ну не было под рукой нормального хирурга, а ненормальный вообще предлагал эту кость удалить за ненадобностью) – ты уже в седле с «кольцами» на плечах. Недели не прошло.

Военная терминология («бой», «боец», «рубиться» и т.п.) в наших широтах сохраняет популярность и сейчас, а уж тогда... Правда, героизм в любителях 80-х – несколько иная история. Травматизм в профессиональном велоспорте 2000-х растет – есть такое стойкое ощущение, хотя я не владею беспристрастной статистикой. Упал, сломался – пропускаешь гонки, теряешь финансовые бонусы, исчезаешь из поля зрения. А там, глядишь, при нынешней нестойкой экономической ситуации и безжалостной конкуренции за попадание в сытые команды и вовсе останешься не у дел. Нынешние «профики» – тоже отнюдь не изнеженные барышни. Просто им надо работать, а не разрабатывать застоявшиеся после фиксации суставы.

Но не поспоришь по крайней мере с одним мнением ветеранов: «Есть глаза, есть тормоза». То коллективное безумие, та ослепленность, которая неизменно охватывает пелотон любого Гранд-тура, а «Большой петли» в особенности, пока непобедимы. Азарт, высочайшие ставки, миллионы болельщиков (на одном только пути из Роттердама в Брюссель выстроились без малого три миллиона поклонников велоспорта!) – все это заставляет вскипеть даже самый холодный разум. И прямой вины прокладчиков маршрута в этом точно нет.

ПОНОСИЛ МАЙКУ – ВЕРНИ

На вторник, после «мини-Арденн», организаторы предложили участникам «Тура» «мини-Париж – Рубэ». Шесть лет назад на куда менее опасных и куда более коротких кусках брусчатки Лэнс Армстронг и его команда вывели из игры Ивана Майо. И сегодняшних «горняков», несмотря на многочисленные тренировки по булыге (Альберто Контадор даже воспользовался ради этого услугами знаменитого победителя Париж – Рубэ ван Петегема) такая трасса приводила в благоговейный трепет.

Одной стремительной контратаки хватило Канчелларе, чтобы восстановить статус-кво и вернуть себе желтую майку лидера. Семь булыжных участков просеяли и перемешали едва ли не весь пелотон. И снова падения, и снова травмы, проколы, ненормативная лексика в радиоэфире и беспокойная жизнь механиков. Великий Лэнс Армстронг, ехавший с перебинтованной рукой, падений избежал, но пробил колесо – даже сверхусилий его оруженосца Ярослава Поповича не хватило, чтобы вернуть железного Лэнса в группу лидеров.

Еще меньше повезло Сильвану Шаванелю – едва примеривший накануне майку лидера француз въехал на территорию своей страны (границу Бельгии и Франции гонщики пересекли за 35 км до финиша) и тут же оказался на обочине. Днем ранее он счастливо избежал массовых завалов, и вот теперь коварная Фортуна поспешила спросить за выданный кредит. Желтая майка вернулась к Канчелларе, а на улицу «Саксо Банка» пришел праздник. Праздник, подпорченный жестким падением Франка Шлека (пятое за три дня!) и как итог – досрочным сходом одного из фаворитов.

Что касается россиян, то удачнее других выступил Денис Меньшов, сумевший уцелеть в адской тряске, и, присоседившись к Альберто Контадору, не слишком отстать от группы лидера. Как итог – 11-е место на этапе и 13-е в общем зачете.

СТАТИСТИКА

3-й этап. Ванзее – Аренберг Порт ди Ауно (213 км). 1. Хушовд (Норвегия, Сервело) – 4:49.38. 2. Томас (Великобритания, Скай). 3. Эванс (Австралия, БМС). 4. Хесьедал (Канада, Гармин-Трансмишн). 5. А.Шлек (Люксембург, Саксо Банк). 6. Канчеллара (Швейцария, Саксо Банк) – у всех время победителя… 8. Виггинз (Великобритания, Скай) – отставание 0.53… 10. Винокуров (Казахстан, Астана). 11. Меньшов (Россия, Рабобанк) – у обоих то же время… 13. Контадор (Испания, Астана) – 1.13… 21. Миллар (Великобритания, Гармин-Трансмишн) – 1.46… 32. Армстронг (США, Рэдиошак) – 2.08… 43. Бассо (Италия, Ликвигаз) – 2.25… 49. Ворганов (Россия, Катюша)… 54. Састре (Испания, Сервело)… 71. Колобнев… 82. Карпец… 88. Иванов (все – Россия, Катюша) – у всех то же время… 95. Шаванель (Франция, Квик Степ) – 3.58… 160. Брутт (Россия, Катюша) – 11.37… Ф.Шлек (Люксембург, Саксо Банк) сошел.

Генеральная классификация. 1. Канчеллара – 14:54.00. 2. Томас – отставание 0.23. 3. Эванс – 0.39. 4. Хесьедал – 0.46. 5. Шаванель – 1.01. 6. А.Шлек – 1.09. 7. Хушовд – 1.19. 8. Винокуров – 1.31. 9. Контадор – 1.40… 13. Меньшов – 1.49… 18. Армстронг – 2.30… 34. Карпец – 3.05… 48. Састре – 3.19. 49. Бассо – 3.20

Новости. Велоспорт