«Встань на ноги и терпи!»
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Во время самого сложного этапа «Джиро» наш корреспондент был в центре событий – в «техничке» российской команды «Катюша».
— «Джиро» по большому счету только начинается, — удивил накануне вчерашнего, 19-го, этапа лидер «Катюши» Владимир Карпец. И это после трех с лишним тысяч пройденных километров, двух этапов, которые пришлось преодолевать по грунтовке, убийственной горной разделки. Но если в словах Карпеца и было преувеличение, то совсем небольшое: под конец гонки организаторы приготовили самое вкусное – два сложнейших горных этапа, которые и должны были дать ответ на вопрос о победителе «Джиро».
— Раньше итальянский Гранд-тур был похож на другие, — продолжает Карпец. – Но теперь итальянцы начали работать на ТВ: крутые горы, бездорожье, где непонятно, какие нужно ставить шестеренки. Им нужно шоу!
Кульминацией шоу в пятницу должен был стать подъем на Мортироло.
Мортироло, Мортироло, Мортироло… Накануне вечером из-за стола, где ужинали гонщики «Катюши», то и дело раздавалось это слово.
— Первые пять километров там жутко сложные, — говорил Карпец своему партнеру по команде Евгению Петрову. – Дальше будет полегче.
Мортироло, пожалуй, самая сложная вершина нынешней «Джиро». Конечно, на уже пройденном караваном Дзонколане средний угол подъема на полтора градуса круче, но дорога на Мортироло почти на три километра длиннее.
В полной мере оценить ту нечеловеческую пытку, которую предстояло пройти гонщикам, стоя около трассы, а тем более из финишного городка – невозможно. Поэтому ваш корреспондент напросился в «техничку» к тренеру «Катюши» Клаудио Коцци.
— Мортироло!.. – загадочно улыбается Клаудио, когда гонка берет старт. – Там не на велосипеде, на лыжах надо ездить – на вершине наверняка еще снег лежит. Между прочим, когда гору впервые включили в «Джиро» (было это в 60-х), гонку не смогли закончить из-за схода снежной лавины.
Пока за окном мелькают красочные пейзажи Ломбардии, Коцци продолжает меня просвещать. Мерный ход гонки прерывает хрип рации – отрыв! И в нем гонщик «Катюши» Лука Маццанти. Наша «техничка» на пятой передаче прорывается в первые ряды каравана, чтобы его поддержать.
— Карп, ты меня слышишь? – в рации раздается голос президента «Катюши» Андрея Чмиля, который вызывает Карпеца. – Будут еще отъезжать, подсаживайся к ним.
На подъезде к Априке, где должен финишировать этап, предварительно сделав круг по окрестным горам, рация вновь оживает – у Игнатьева проблемы с машиной. Клаудио останавливается, срывает с крыши велосипед. Ждем Михаила. Только бы доехал!
Доезжает, меняет машину. До финиша доедет, но на высокие места претендовать не будет. А в это время Карпец уже штурмует Тривиньо – вершину, предшествующую Мортироло. Отстав от лидеров, за этими событиями мы следим по рации.
— Володя, отстань немного, сейчас привезу кока-колу, — надрывается голос Чмиля. И через несколько секунд вновь: «Володя! Выпей глюкозы, чтобы в горы было с чем ехать».
Тривиньо разрывает пелотон на куски, и на Мортироло гонщики едут поодиночке или небольшими группами. Десять минут, двадцать длится подъем. Конца-края этой горе не видно. Гонщики ужами извиваются на педалях, но двигаются со средней скоростью пешехода.
— Володя, терпи! – умоляет Чмиль. – Я знаю, ты устал, будет легче. Полегче передачу поставь – и вперед!
Караван поднимается выше облаков. Остается только догадываться, насколько тяжело гонщикам. Водители «техничек» то и дело не выдерживают и пробуют взять их на буксир и хоть несколько десятков метров провезти в гору.
— Володя, прибавь еще немного, — просит Чмиль. – Надо догнать группу впереди, там – Винокуров.
Наконец, когда уже кажется, что эта гора никогда не кончится, начинается долгожданный спуск. Лидерство сохраняет группа в составе трех итальянских гонщиков: лидеры «Ликвигаз» Иван Бассо и Винченцо Нибали, а также примкнувший к ним Микеле Скарпони. В погоню за ними устремляются другие претенденты на победу в генеральной классификации: Александр Винокуров, Кадэл Эванс, Карлос Састре и обладатель розовой майки лидера испанец Давид Арройо.
Перед заключительным подъемом разрыв между лидерами и группой преследования сокращается до 40 секунд, но к финишу Бассо и компания «привозят» своим оппонентам три минуты. А это значит, что лидером итальянской супермногодневки становится Иван Бассо, он же «Иван Грозный», который уже побеждал на «Джиро д’Италия» в 2006 году. Карпец отстал от победителя этапа более чем на 10 минут.
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Супермногодневка (21 этап).
19-й этап. Брешиа – Априка. 195 км.
1. Скарпони (Италия, Андрони) – 5:27.04. 2. Бассо. 3. Нибали (оба – Италия, Ликвигаз) – у обоих время победителя. 4. Винокуров (Казахстан, Астана) – отставание 3.05. 5. Гадре (Франция, АГ2Р) – то же отставание. 6. Эванс (Австралия, БМС) – 3.06. 7. Арройо (Испания, Кас д’Эпань). 8. Састре (Испания, Сервело) – то же отставание… 14. Порте (Австралия, Саксо Банк) – 5.31… 19. Карпец (Россия, Катюша) – 10.44… 52. Трофимов (Россия, Буиг Телеком) – 23.08… 58. Петров (Россия, Катюша) – 26.11… 81. А.Ефимкин (Россия, АГ2Р) – 27.26… 116. Игнатьев (Россия, Катюша) – 35.17. 117. Климов (Россия, Катюша) – то же отставание.
Генеральная классификация. 1. Бассо – 81:55.56. 2. Арройо – отставание 0.51. 3. Нибали – 2.30. 4. Скарпони – 2.49. 5. Эванс – 4.00. 6. Састре – 5.32. 7. Порте – 6.00. 8. Винокуров – 6.22… 15. Карпец – 23.03… 19. А.Ефимкин – 36.10… 29. Петров – 1:01.54… 38. Трофимов – 1:17.36… 94. Климов – 2:45.18… 136. Игнатьев – 3:35.59.