Двукратный призер чемпионатов мира Александр Колобнев: Отдайте медаль!
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОСПОРТ
ЭХО ПЕКИНА
Прошел почти год после того, как допинг-проба серебряного призера в групповой гонке Олимпиады в Пекине Давида Ребеллина дала положительный результат. 17 ноября 2009 го- да Международный олимпийский комитет лишил велогонщика медали (см. ниже). Занявший в Пекине четвертое место россиянин Александр Колобнев после этого решения должен был получить заслуженную бронзу, но этого до сих пор не произошло. Отчаявшийся спортсмен решил обратиться через «Советский спорт» с открытым письмом к высшим спортивным чиновникам страны с просьбой разобраться в ситуации.
Ту гонку в Пекине выиграл испанец Самуэль Санчес, Ребеллин стал вторым, а швейцарец Фабиан Канчеллара – третьим. Скандал разгорелся в апреле 2009 года, когда Ребеллина обвинили в употреблении препарата CERA – модификации эритропоэтина. По всем законам серебро должны были отдать Канчелларе, бронзу – Колобневу. Кстати, именно одной бронзовой награды нам не хватило, чтобы обойти в командном зачете сборную Китая по количеству медалей этой пробы. Мелочь, конечно, но было бы приятно.
Однако воз и ныне там: медаль Колобневу до сих пор так и не отдали. На данный момент на официальном сайте Международного олимпийского комитета (МОК) призерами числятся двое: Санчес – золото, Канчеллара – бронза. Спортсмен сам пытается добиться справедливости, общаясь с чиновниками МОК и UCI (Международный союз велосипедистов). Но сделать это в одиночку Александру трудно.
«ОБО МНЕ ЗАБЫЛИ»
– Никому я не нужен, – разводил руками Колобнев, когда один из нас в минувший уик-энд общался с ним в Италии на презентации велокоманды «Катюша», за которую с нынешнего сезона будет выступать двукратный серебряный призер чемпионатов мира. – Такое ощущение, что это только моя медаль. Даже рвачом меня пытаются выставить. Обидно… Когда шли Игры, каждой награде радовались, считали их поштучно, а закончилась Олимпиада – и обо всем забыли. Только ваша газета постоянно интересуется моими проблемами. На вас моя последняя надежда…
Презентация прошла в субботу, а в ночь на воскресенье Александр улетал на два дня в Москву, где мы и договорились с ним встретиться и подробно обо всем поговорить. Вечером в понедельник Колобнев появился на пороге нашей редакции.
– У меня мама жены работает в газете, – рассказывает Александр, пока мы поднимаемся в лифте. – Так что я в курсе специфики вашей профессии.
– Мама жены?
– Да, я так ее называю – у нас очень хорошие отношения. Слово «теща» как-то язык не поворачивается произнести.
Мы предложили Колобневу прокатиться на велосипеде по редакционному коридору.
– Может, я лучше гирю подниму? – 16-килограммовая гиря стоит при входе. Мы ее традиционно предлагаем поднять всем нашим гостям. Но сейчас не тот случай.
– Но вы же велосипедист!
– Ну ладно, только сделайте так, чтобы надписей на велосипеде не было видно.
«РЕБЕЛЛИН МЕДАЛЬ НЕ ОТДАВАЛ»
Закончив разминку, приступаем к серьезному разговору в редакционном конференц-зале.
– Александр, какая на сегодня ситуация с медалью?
– Последним моим шагом было письмо президенту UCI Патрику Маккуэйду. Он ответил мне, что UCI не имеет никакого отношения к перераспределению медалей. Но по всем спортивным законам после того как 17 ноября Ребеллина дисквалифицировали и лишили награды, результаты гонки должны были быть пересмотрены. Этого почему-то не произошло. Правда, позднее в итальянской прессе появилась информация, что Ребеллин вернул медаль. Насколько я знаю, эта информация не соответствует истине.
– Если не Международный союз велосипедистов, тогда МОК должен был изменить результаты гонки.
– В том-то и дело! Сейчас МОК не вмешивается, потому что ждет очередного решения суда – Ребеллин подал апелляцию в Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Хотя в правилах нигде не написано, что для изменения итогов гонки нужны судебные решения. Ведь они сами дисквалифицировали и лишили медали Ребеллина! Что еще нужно? Но дальнейших шагов не делают.
– Почему?
– Потому что Россия со своей стороны не проявляет никакого интереса к этому делу. Никто из российских спортивных чиновников не прессингует их, не звонит, не отправляет никаких запросов. Не делается абсолютно ничего!
«В ФЕДЕРАЦИИ ТОЛЬКО РУКАМИ РАЗВОДЯТ»
– А как ведет себя сам Ребеллин?
– Итальянец не признает себя виновным, хотя это доказано. Пытается сыграть на том, что процедура допинг-контроля была проведена неправильно. В конце апреля, когда у Ребеллина брали повторный анализ, лаборатория, в которой его делали, не была лицензирована Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) для проведения такого рода тестов.
Еще один его аргумент – это отсутствие документов о транспортировке анализов. Хотя это и вовсе странно: если анализы неправильно транспортировать, все микрочастицы в пробе разрушатся – и никакой допинг не обнаружить. Иначе говоря, Ребеллин постоянно выискивает, за что можно зацепиться, чтобы не отдавать медаль. И это у него получается, потому что с другой стороны ни на него, ни на МОК никто не давит…
– Но ведь сам итальянский Олимпийский комитет (CONI) обрушился с критикой на Ребеллина…
– Да, CONI потребовал вернуть медаль, 75 тысяч евро призовых и дисквалифицировал его. Но вот совсем недавно – 22 января – после очередного судебного слушания CONI изменил свое решение! Итальянцы говорят, что они пока воздержатся от собственного мнения и до решения суда поменяли формулировку наказания Ребеллина – вместо дисквалификации сейчас он только «отстранен». Думаю, комитет просто перестраховывается на тот случай, если решение суда будет в пользу Ребеллина.
– Наша федерация или Олимпийский комитет в этом процессе совсем не принимают участия?
– Вы помните историю Вячеслава Екимова? В Афинах в «разделке» чемпионом стал американец Тайлер Хэмилтон, а Екимов был вторым. Потом у Хэмилтона обнаружили допинг. Золото, естественно, должно было перейти к Екимову. Однако потом проба американца «случайно» была заморожена и стала непригодна для проведения анализов. Ничего не докажешь! Все потому, что у американцев сильные позиции в велоспорте. А со стороны России тогда никто, насколько я помню, даже слова не сказал…
– Но вы же обращались в Федерацию велосипедного спорта России. Что там говорят?
– Только руками разводят. И ничего не делают: мол, заниматься этим должен Олимпийский комитет России. Но там тоже никто ничего не предпринимает.
«НА ДЕНЬГИ ДАЖЕ НЕ НАДЕЮСЬ»
– Помимо медали, есть еще и финансовая сторона вопроса. Вы как бронзовый призер Олимпиады должны получить 40 тысяч евро от ОКР, другие материальные блага…
– Да, медалистам еще и машины дарили, которые тоже немало стоят (BMW X5. – Прим. ред.). Но на то, что получу какие-то деньги, я даже не надеюсь. Это же Россия – здесь когда-нибудь платили задним числом?
– А 10 тысяч долларов, обещанных за бронзу правительством Республики Башкортостан, за которую вы выступаете?
– Если честно, от региона я за всю свою карьеру вообще ничего не получил.
– Россиянка Ирина Коржаненко на Олимпиаде в Афинах стала лучшей в толкании ядра, потом попалась на допинге, но медаль так и не вернула. Что об этом думаете?
– Как говорится, от сумы и от тюрьмы не зарекайся... Если Ирина уверена, что права, пусть судится. Конечно, на Олимпиаде имеют место политические течения, но, думаю, на допинг-контроле сейчас сюрпризов быть не может. Просто так в организм тот же эритропоэтин не попадет – не съешь же ты его случайно! Поэтому если у тебя обнаружили допинг – не нужно говорить, что это ошибка. Нужно разобраться, каким образом в организм этот запрещенный препарат попал.
– Что теперь собираетесь делать?
– Я продолжу добиваться правды. У меня уже готово письмо президенту МОК, на днях я его отправлю. Мне пообещали дать электронный адрес Жака Рогге.
– Надежда рано или поздно получить медаль еще не пропала?
– Нет, буду бороться до конца. У меня даже есть одна шальная мысль: сейчас же будет Олимпиада в Ванкувере, и, чтобы мне не вручали медаль одному, может быть, приурочить это событие к награждению наших зимних олимпийцев? Вообще мне кажется, что сейчас хорошая ситуация для того, чтобы нашим чиновникам показать свою силу.
Ситуация действительно хорошая, и мы посоветовали Александру написать открытое письмо министру спорта Виталию Мутко и президенту ОКР Леониду Тягачеву. Со своей стороны в ближайшее время обязуемся передать послание бронзового призера Пекина высшим спортивным чиновникам страны. Ознакомиться с текстом письма вы можете на этой странице.
КСТАТИ
РОССИЯ ДОЛЖНА ОБОЙТИ КИТАЙ ПО БРОНЗЕ
На официальном сайте Национального олимпийского комитета России в таблице результатов Олимпиады в Пекине в активе нашей сборной значатся 28 бронзовых наград, столько же и у команды Китая. То есть в случае, если бы Колобневу вернули бронзу, сборная России в командном зачете по бронзовым наградам обогнала бы Китай.
А вот на популярном сайте «Википедия» администраторы уже добавили медаль Колобнева в копилку сборной России в общекомандном зачете Игр-2008.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр КОЛОБНЕВ
Дата рождения: 4 мая 1981 года.
Место рождения: Россия, Выкса (Нижегородская область).
Рост 173 см. Вес 65 кг.
Свою профессиональную карьеру начал в 2002 году в команде «Acqua & Sapone-Cantina Tollo». С 2007 года россиянин выступал за «Team CSC» (ныне «Saxo Bank»). С 2009 г. – за «Катюшу» (Россия).
Наивысшие достижения
Победитель недели Копи-Бартали в Италии (2003 год).
Серебряный призер чемпионатов мира 2007 и 2009 годов в групповой гонке.
КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ ВЕЛОСПОРТА РОССИИ АЛЕКСАНДР ГУСЯТНИКОВ: НИКТО НЕ ДОЛЖЕН СЕЙЧАС ПОМОГАТЬ КОЛОБНЕВУ
Прокомментировать ситуацию с Колобневым «Советский спорт» попросил вице-президента Федерации велоспорта России Александра Гусятникова.
– Никто не должен ему сейчас помогать! – считает Гусятников. – Должно быть принято окончательное решение по делу Ребеллина. Пока же он продолжает судиться.
– Но Колобнев утверждает, что все решения, которые нужны для того, чтобы медаль вернули, уже приняты и все бумаги подписаны.
– Но вы же понимаете, что это не так?! Ребеллин пользуется всеми уловками. Закон позволяет – вот он и тянет время.
– То есть вы уверены, что принятых на данный момент решений недостаточно?
– Конечно.
– Откуда же тогда такая позиция у Колобнева?
– Возможно, из-за его не полной осведомленности. Думаю, его подогревают иностранные менеджеры и другие люди.
– Если Колобневу все же вернут медаль, получит ли он деньги, положенные олимпийскому призеру Пекина?
– Обязательно. Только для этого, повторяю, решение должно стать окончательным. Должны быть собраны и подписаны все необходимые бумаги. Если про денежный момент забудут – Попечительский совет федерации напомнит.
ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ МИХАИЛ ИВАНОВ: СЕРЕБРО НА ЗОЛОТО ОБМЕНЯЛИ ПРЯМО В ОЛИМПИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ
Российский лыжник Михаил Иванов на Олимпиаде в Солт-Лейке в 2002 году стал серебряным призером в гонке на 50 км классическим стилем. Награждение проходило непосредственно после окончания гонки, а уже на следующий день все мировые агентства раструбили, что допинг-проба испанца с немецкими корнями Йохана Мюллега, ставшего победителем гонки, оказалась положительной.
Михаил Иванов рассказал «Советскому спорту», как происходил обмен серебряной медали на золотую.
– Все произошло очень быстро, – вспоминает Михаил. – Позвонили из штаба олимпийской сборной России и сказали, что надо срочно привезти медаль. Мы с моим личным тренером Павлом Мищенковым и начальником сборной Геннадием Раменским были на месте уже через пару часов и сдали серебряную награду. А наутро снова приехали – уже за золотом. Никаких специальных церемоний по этому поводу не было. Все довольно буднично: «Вот ваша настоящая медаль, поздравляем», – сказал кто-то из чиновников. Из Международного олимпийского комитета при этом никого не было – только наши. В общем, улетал я из Солт-Лейка уже с золотой медалью.
ПОЗИЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ ВЕЛОСПОРТА ИТАЛИИ РЕНАТО ДИ РОККО: ЖДЕМ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА
«Советский спорт» написал письмо президенту Федерации велоспорта Италии Ренато Ди Рокко с просьбой разъяснить позицию в деле Ребеллина.
Вот какой ответ мы получили:
«Уважаемая газета «Советский спорт».
Я считаю, что это дело поставило в очень невыгодное положение итальянский велоспорт. Ведь это первый случай в истории, когда у итальянских спортсменов на Олимпийских играх отбирают медаль.
Согласен, этот процесс очень затянулся, разбирательство длится дольше, чем должно. А это, несомненно, не добавляет доверия к тем органам, которые занимаются этим делом. Наша же позиция такова: сейчас мы просто ждем заключения спортивного Арбитражного суда.
С наилучшими пожеланиями, ваш Ди Рокко».
А В ЭТО ВРЕМЯ
РЕБЕЛЛИН СУДИТСЯ НА ДВА ФРОНТА
Последнее официальное заявление сам Давид Ребеллин сделал 22 января в интервью итальянской «La Gazetta dello Sport».
– Я спокоен и уверяю вас в том, что моя совесть чиста, – утверждает итальянец. – Поэтому продолжаю делать то, что делал обычно, – катаюсь на велосипеде. Готов в любой момент вернуться в велоспорт – я отлично себя чувствую и могу конкурировать на высочайшем уровне еще 3–4 года. Мне бы крайне не хотелось расставаться со спортом. Если смогу, обязательно докажу всем, что не виновен. Поверьте, я никогда не требовал от своего организма больше, чем он может мне дать.
– Может, вам просто признаться в том, что принимали допинг?
– Мне не в чем признаваться! Я никогда не использовал допинг! Мое дело очень запутано, в нем очень много тайн: не соблюдаются правила, нарушаются принципы ВАДА. Надеюсь, суд примет верное решение и учтет, что от этого зависит, завершаю я карьеру или нет.
Кстати, в сентябре 2009 года в итальянских СМИ появилась информация о том, что Ребеллин подозревается в уклонении от уплаты налогов. Обвинение заключается в том, что Давид, живя за рубежом, часто появлялся в Италии, но в казну этой страны денег не перечислял. Решение по этому делу пока не вынесено.
ЦЕНА ВОПРОСА
КОЛОБНЕВ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ
Сама олимпийская медаль стоит недорого. Например, золотая награда Игр в Пекине почти полностью состоит из серебра и содержит всего шесть граммов золота. Стоимость золотой пекинской медали – 216 долларов. Стоимость же олимпийской медали на черном рынке очень велика – коллекционеры готовы отдать за награду до 100 тысяч долларов. Если у медали еще и скандальная история, то цена только возрастает.
Что же касается денег, которые должен получить за бронзовую медаль Колобнев, то сумма выходит внушительная: машина стоимостью около трех миллионов рублей, 1 миллион 700 тысяч от Фонда поддержки олимпийцев и 300 тысяч рублей от республики. В итоге – около пяти миллионов рублей.
Материалы подготовили Константин БОЙЦОВ, Михаил ВАЛЬТФОГЕЛЬ, Олег ЧИКИРИС