Со скоростью «Высшего света»
В понедельник в Испании стартовала веломногодневка высшей категории «Вуэльта Каталония». Несмотря на то, что в международном календаре UCI соревнований такого уровня насчитывается более 20, именно эта гонка может стать знаковым событием в истории российского профессионального велоспорта. Впервые российская команда, укомплектованная российскими гонщиками, приглашена в столь именитую компанию.
ЗАЧЕМ НАМ «ВУЭЛЬТА»?
«Вуэльта Каталония» проводится в 2002 году в 82-й раз. Вы заметили, уважаемые читатели, редкая солидная велогонка имеет архив менее чем за 50 лет? Вот вам первый признак гонки для «высшего общества». С 1911 года по настоящее время ее победителями становились многие великие гонщики, имена которых по сей день на слуху у людей, более или менее интересующихся велоспортом: Эдди Меркс, Франческо Мозер, Мигель Индурайн, Лоран Жалабер, Фернандо Эскартин… Всех не перечислишь. Вот вам второй признак гонки для «высшего общества»: из 16 команд, принимающих участие в «Вуэльта Каталонии», 12 представляют высший дивизион.
Какие шансы имеет в этой компании российская команда, которая лишь второй год имеет статус профессиональной и занимает достаточно скромное место среди 40 себе подобных во втором эшелоне? Накануне старта авторы неоднократно говорили на эту тему с главным тренером «Итеры» Александром Кузнецовым. Обобщая многочисленные вопросы, касающиеся статуса гонки и места в ней нашей команды, можно было так сформулировать главную тему беседы:
— Приглашение российской команды на многодневку такого уровня есть некий аналог теннисной «вайлд кард», выданной организаторами турнира серии «Мастерс» теннисисту из второй сотни, или все-таки является итогом успешной работы в гонках рангом пониже?
Ответ профессора кафедры велоспорта Петербургской академии физической культуры был по-профессорски емок и точен:
— Участие в соревновании такого уровня для нашей команды — большая честь и ответственность. С другой стороны, случайных людей на гонку высшей категории не позовут, да и мы сами не стали бы подавать заявку, зная, что не сможем выступить достойно.
— А что будет считаться хорошим результатом?
— В медицине есть определение больного человека, но никто не может прописать в двух словах, что значит «человек здоровый». Есть только признаки. Что мы будем расценивать в качестве подобных признаков на «Вуэльта Каталонии»? Я бы считал удачей, если бы кто-то из гонщиков набрал по итогам многодневки хорошие рейтинговые очки. Для этого необходимо попасть в число 50 лучших, а для того, чтобы набрать серьезные очки, — в число 25 (спортсмены, занявшие места с 25-го по 50-е, получают всего по 10 очков). Было бы здорово, если бы кто-то из наших отметился в какой-либо из пяти классификаций. С другой стороны, половине наших гонцов в силу возраста и недостатка опыта на горных этапах будет трудно просто уложиться в лимит времени, который на этой гонке очень жесткий. Полагаю, что все семь этапов смогут проехать четыре человека. Из них в генеральной классификации за достойное место по силам бороться Владимиру Карпецу. Впрочем, прав я или нет, покажет гонка.
КАТАЛОНИЯ ЗАБЫЛА ПРО СИЕСТУ
Что может отвлечь испанскую провинцию от размеренно-сонной жизни и заставить забыть про священное время сиесты — послеобеденного сна? В воскресенье Тортоса — городок с населением примерно 180 тысяч жителей в 200 километрах от Барселоны, где расположился тренировочный лагерь «Итеры», — дружно смотрел футбол. Трансляция 1/8 финала не подрывала устоев каталонцев, поскольку не заставляла в «неурочный» час (с 13.00 до 16.00) покидать стены жилища. Не ломали жизнь нормальным людям и политические катаклизмы. В Тортосе уже не первый месяц идет активная социальная кампания против поворота течения реки Эбро в сторону Валенсии. С 10.00 до 13.00 публика любого достатка и возраста, не стесняясь в выражениях, поливает власти «там, в Мадриде», а потом предается священнодействию (правильнее, пожалуй, будет «священнобездействию»).
Тем удивительнее было видеть тысячи (!!!) испанцев, собравшихся по обочинам 30-километровой трассы командной гонки лишь для того, чтобы увидеть, как мимо них пронесутся 16 команд.
Стартовые протоколы команд изобиловали звучными именами. Глазу испанских болельщиков, любящих и знающих толк в велоспорте, было за что зацепиться. Что касается российских гонщиков, то жители Каталонии наверняка обратили внимание и на них. Едва ли зрителям о многом говорили имена Алексея Маркова, Владимира Карпеца, Дениса Смыслова, Сергея Климова, Александра Серова, Максима Смирнова, Павла Брутта и Эдуарда Грицуна. Испанские комментаторы напомнили своей аудитории о Дмитрии Конышеве, победившем здесь три года назад в зачете самого активного гонщика (в Испанию наш призер двух чемпионатов мира приехал в составе итальянской «Фасса Бортоло») и Сергее Сметанине, который выступает за испанский «Джазтел». Что касается непосредственно гонки, то скоротечная командная разделка завершилась достаточно прогнозируемо с точки зрения победителя (выступающие за «Ю.Эс.Постал» Джордж Хинкапи, Роберто Эрас и Том Бунен всегда были одними из сильнейших спринтеров) и приятно — с точки зрения места в итоговом протоколе нашей команды.
Разбирая на собрании команды итоги первого этапа, Кузнецов после нескольких непременных замечаний сказал, что отставание в 42 секунды и место строго в середине итогового протокола — неплохой результат для начала. Однако главные испытания еще впереди, и свое умение «держать удар» нужно будет подтвердить на 3-м и 4-м этапах. Насколько успешно получится сделать это у наших ребят, читайте в следующих номерах «Советского спорта».
КСТАТИ
Тренировочную базу в Тортосе команда Кузнецова (в то время еще не носившая названия «Итера») приобрела в 1993 году. Раньше на этом месте находилась птицеферма. Переоборудовав своими силами два громадных курятника, конюшню и дом хозяина под собственные нужды, ребята создали условия, в которых сегодня круглогодично готовится около 40 человек.
«Вуэльта Каталония» (Испания).
Высшая категория
1-й этап. Командная гонка с раздельным стартом 30,9 км.
1. «Ю. Эс. Постал» (США) — 34.36 (средняя скорость 53,58 км/ч). 2. ОНСЕ (Испания) — отставание 0.03. 3. «Мапеи» (Италия) — 0.10… 8. «ИТЕРА» (Россия) — 0.42.