Велоспорт. Вячеслав Екимов – спортивный директор профессиональной команды «Астана»: Готовлю к Пекину Гусева. Накануне сезона двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов поделился своими планами

В эти дни стартуют крупные международные велогонки. Именно сейчас по-настоящему начинается новый велосипедный сезон. Причем не рядовой – олимпийский. В преддверии многомесячного марафона я встретился с нашим легендарным гонщиком, двукратным олимпийским ч
news

ВЕЛОСПОРТ
ОЛИМПИЙСКИЙ РАКУРС

В эти дни стартуют крупные международные велогонки. Именно сейчас по-настоящему начинается новый велосипедный сезон. Причем не рядовой – олимпийский. В преддверии многомесячного марафона я встретился с нашим легендарным гонщиком, двукратным олимпийским чемпионом Вячеславом Екимовым. С вопроса, напрямую связанного с Играми, и начался наш разговор.

ПЕКИН – ДЛЯ ГУСЕВА И КАРПЕЦА

– После чемпионата мира в Штутгарте ваш с Дмитрием Конышевым удачный дебют в качестве тренеров сборной (первая за долгие годы медаль в мужской профессиональной категории) вдохновил болельщиков. Они уверены: именно такой тандем и должен вести команду к Олимпиаде. До стартов в Пекине – полгода. Существует ли на данный момент какая-то определенность?

– Осенью после чемпионата я приезжал в Федерацию велосипедного спорта России (ФВСР), беседовал с руководством. Поделился своим видением: все должно быть организовано по профессиональной схеме, спланировано по периодам, у тренеров – официальные должности и соответствующие ставки. Меня выслушали, согласно покивали головами – но с тех пор ничего конкретного не прозвучало.

Я занял нейтральную позицию в этом вопросе. Ясно, что на Олимпиаде все позиции у мужчин будут закрывать профессионалы ведущих команд. А профи – как солдаты, которые всегда готовы идти в бой, задача тренеров в данной ситуации – правильно организовать, мотивировать. Для этого нужно постоянно вариться с ними в одном котле. Как минимум для меня будет вполне естественным вести к Олимпиаде Владимира Гусева, с которым я по-прежнему работаю в одной команде.

– И насколько высоко вы оцениваете шансы Владимира, да и вообще российских гонщиков на пекинских трассах?

– Гусев ознакомился с трассой олимпийской «разделки» в прошлом году, и она ему понравилась. Я тоже считаю, что по рельефу и протяженности она ему вполне подходит. Там есть своя ярко выраженная специфика – к примеру, Фабиан Канчеллара сразу сказал, что сосредоточится на чемпионате мира, в Пекине ему делать нечего – слишком тяжело.

Очень важный момент: сроки проведения Олимпиады – август, сразу после «Тур де Франс». Владимир планировался в состав на французскую супермногодневку, но вы знаете, какую позицию заняли руководители «Тура» по отношению к «Астане»... Вообще все, кто удачно пройдет «Тур де Франс», будут к Играм «на ноге», поэтому борьба будет очень напряженной, особенно в групповой гонке.

– А в «группе» существуют для вас какие-то варианты?

– Я думаю, пекинская трасса под Владимира Карпеца. Может и Денису Меньшову подойти – опять-таки многое связано с «Туром», на который он полностью нацелен. «Вуэльта» в этом сезоне не входит в список его приоритетов, он планирует «Джиро» и «Тур», и с точки зрения олимпийской перспективы это к лучшему.

ТРЕК ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА АВАНСЦЕНУ

– Какими вам видятся олимпийские перспективы наших трековиков?

– Групповая и парная гонка – здесь перспективы реальны, будет равная борьба. Рассчитывать можно на молодых ребят, выступающих в «Тинькофф. Кредитные системы», но опять-таки многое зависит от того, предоставят ли им возможность, помимо шоссейной соревновательной деятельности, нормально подготовиться к треку. В индивидуальной гонке преследования шанс есть у Александра Серова, но, честно говоря, минимальный. В командном преследовании можно рассчитывать на приличное место, в пятерке допустим, но лидеров в этом виде сейчас не обогнать.

– Кто-то говорит, что трековый велоспорт постепенно отодвигают на задворки…

– Я считаю, наоборот – сейчас постепенно наступает его расцвет. По-моему, сбывается то, о чем всегда мечтал Александр Кузнецов: зимой многие шоссейные профессионалы могут вдоволь погоняться на треке. Этапы Кубка мира проводятся в самых разных уголках планеты; появились трековые команды с вполне профессиональным уровнем организации и приличными спонсорскими бюджетами. Негативный момент только один – то, что этот вид все-таки стал практически зимним.

«АСТАНА» ПЕРЕЖИВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ

– Вот где у вас точно не наблюдательная позиция, так это в «Астане». Вы не просто спортивный директор, а «правая рука» всепобеждающего Йохана Брюнеля. Мы становимся свидетелями рождения «Дискавери-2», с Альберто Контадором во главе?

– Это, конечно, совершенно новая «Астана». Но и не «Дискавери», хотя бы потому, что мы имеем обязательства по тем гонщикам прежнего состава «Астаны», чьи контракты продолжают действовать в 2008-м. Выполнив эти обязательства, в следующем году мы сможем укомплектовать состав еще лучше.

– Тем не менее кандидатуры на позиции лидеров не обсуждаются, и это те же люди, что капитанили в «Дискавери». Зная приверженность Брюнеля стратегическим схемам с одним капитаном, можно ли надеяться, что у ребят из России, Казахстана, Литвы тоже будет свой звездный час?

– Сезон длинный. Ребятам с постсоветского пространства просто нужно взять на себя смелость сказать: «Я пойду на победу». Александр Винокуров и Андрей Кашечкин всегда были для них кумирами, но такое ощущение, что велосипедисты из прежнего состава «Астаны» привыкли смотреть на сильнейших гонщиков снизу вверх и постоянно пребывать в их тени. Главная задача при работе с ними – заставить поверить в себя, убедить в том, что их время придет не когда-нибудь, а наступает уже сейчас.

– От вопросов глобальных – к более личным. Завершая карьеру гонщика, вы заявляли, что не расстанетесь с велосипедом никогда, будете продолжать оставаться в седле. Удается?

– Предсезонную подготовку откатал по полной программе, месяц с велосипеда не слезал. Набрал довольно неплохую форму.

– Ого! А не может ли это означать, что…

– Нет, возвращение к гонкам не планируется, спорт мне сейчас помогает решать другие задачи. Когда команда прибыла на сбор – был дополнительный стимул для гонщиков не давать себе поблажек. Ведь если они начнут отваливать с колеса у спортивного директора – просто опозорятся, не имеют они такого права!

Ты должен чувствовать то же, что чувствует твой спортсмен, когда идет в эту гору, твои ноги должны гудеть так же, как у него, – тогда ты дашь ему правильный совет.

– Выходит, Шон Йетс – ваш коллега, который тоже перебрался из «Дискавери» в «Астану», так и не сманил вас выступать хотя бы на региональном уровне?

– Шон – особый случай, он фанатик, даже на рассвете перед гонками катается. Но по мне – если уж что-то делать, то делать серьезно. Сегодня для меня это значит – выполнять работу спортивного директора. А велосипед – для здоровья.

Новости. Велоспорт