Немецкому биатлонисту прислали подарок из Сибири. Он спас русского товарища
В 1970-е годы советский биатлон переживал подъём. В стране появились такие прекрасные спортсмены, как Александр Тихонов и Виктор Маматов, которые регулярно привозили домой медали с международных соревнований. Не стала исключением и Олимпиада в Саппоро в 1972 году.
Однако золота в эстафете могло и не случиться, если бы не вмешательство благородного немецкого биатлониста.
На одной лыже
На Олимпийские игры в японском Саппоро сборная СССР ехала в статусе фаворитов. В составе нашей команды были в том числе чемпионы прошлых Игр в Гренобле Александр Тихонов и Виктор Маматов. Во Франции им удалось взять золото в эстафете, а Тихонов ещё и отметился серебром в индивидуальной гонке на 20 км.
В Саппоро масс-старт наши ребята, к сожалению, провалили, даже не попав на пьедестал почёта. Нужно было реабилитироваться в эстафете. Начинать доверили самому скоростному из советских биатлонистов — Тихонову. Поначалу всё шло хорошо, но на заключительном круге его лыжа неожиданно сломалась. Оказалось, что Александр носком своей лыжи попал прямо в кольцо палки. Никого из своих рядом не было, и какое-то время пришлось просто ковылять на одной лыже. Однако вечно так продолжаться не могло: советского спортсмена обгонял один соперник за другим. В отчаянии Тихонов закричал: «Лыжу! Дайте лыжу!»
Казалось, что помощи ждать неоткуда. Но внезапно Тихонов увидел, что навстречу ему бежит человек. Это был биатлонист сборной ГДР Дитер Шпеер, который тоже готовился стартовать в эстафете. Немец бескорыстно отдал советскому товарищу свою лыжу, что помогло Тихонову дойти до финиша девятым. Ситуация для нашей команды была не из приятных, но бежавшие следом за Александром Ринат Сафин, Иван Бяков и Виктор Маматов каким-то чудом умудрились отыграть отставание и буквально выгрызли для Советского Союза золото олимпийской эстафеты.
Советские газеты восторженно рассказывали о поступке Шпеера.
«Мир понял, что советских спортсменов со спортсменами других социалистических стран объединяет истинная дружба. Своеобразным символом этой бескорыстной дружбы стала лыжа, отданная биатлонистом из ГДР Дитером Шпеером Александру Тихонову взамен сломанной на этапе эстафеты, хотя в тот момент команда ГДР лидировала», — писал «Советский спорт».
Драма российского биатлониста на финише. Лишил сборную золота и разрыдался
Благодарность из Сибири
О личной жизни спортсменов в те времена было известно немного. Однако довольно скоро стало общеизвестно, что Тихонов и Шпеер дружили ещё до случая в Саппоро. За год до Олимпиады немец даже приезжал в Советский Союз и проводил время с товарищем в Новосибирске. ГДРовский биатлонист быстро стал любимцем наших любителей спорта. Через газету «Советский спорт» ему даже прислали подарок из Сибири — вымпел, сшитый одной из жительниц Новосибирска.
«Для меня это самый дорогой приз. Все равно что золотая медаль. Вопроса, давать лыжу или не давать, передо мной не стояло. Я уверен: будь на моём месте Тихонов, он поступил бы точно так же. Я думаю, так же поступил бы любой ваш или наш биатлонист», — говорил Шпеер «Советскому спорту».
Он также рассказал, что дни, проведённые в компании Тихонова в Новосибирске, были «незабываемыми» и что Александр дал ему много ценных советов касательно биатлона. Немец искренне удивлялся, что его поступок произвёл такой фурор: ему казалось, что спортивная взаимовыручка — дело само собой разумеющееся.
Тихонов подтверждал: он поступил бы точно так же, если бы Шпеер оказался в беде. При этом он отметил, что если бы немецкого товарища не оказалось рядом, он всё равно доковылял бы до финиша — пусть и на одной лыже.
«Дитер дал мне лыжу. Он поступил как настоящий спортсмен и большой друг. И мы победили. Как было бы в иной ситуации? Нужно, чтобы такая ситуация сложилась. Но лучше всё-таки, когда рядом друг», — рассказал Тихонов «Советскому спорту».
Через четыре года советская пресса будет обсуждать уже другой аналогичный случай. На Олимпиаде в Инсбруке в 1976-м крепление сломает партнёр Тихонова по победной эстафете в Саппоро Иван Бяков. Бедняга уже будет готов повернуть назад, но на помощь ему придёт французский спортсмен. И восторженные любители спорта вновь будут говорить: «Ради этого мы и любим Олимпиаду!»