Леонид Гурьев: Коновалову пришлось вытаскивать женскую сборную из подвала
30 марта в Ханты-Мансийске завершился тренерский совет. Выступлению обеих сборных России поставлена оценка «неудовлетворительно». После заседания Sоvsport.ru поговорил с заслуженным тренером России Леонидом Гурьевым и обсудил, в частности, возможные перемены в штабе женской сборной.
«Никто не скажет, почему мы проваливаемся»
– Леонид Александрович, что решил тренерский совет?
– Главный вывод, который был сделан: тренеры работали нормально. А вот результат выступления – неудовлетворител
– А это как?
– Вот так. Тренеры старались. Но не всегда все зависит от их работы.
– Вы в чем видите причину провала женской команды?
– В том, что наша сборная сосредоточилась на квоте. В итоге укатали трех человек и привезли их в Норвегию выжатыми. Поэтому и сели на мель. А надо было плюнуть на эту квоту и держать в уме только чемпионат мира. Вот сколько помню, что если с самых первых этапов не влезаешь ты в эту пятерку, то потом очень трудно набрать очки для максимального представительств
– В очковую зону на протяжении всего сезона попадали два-три человека. Совсем нет скамейки у команды?
– Вот сейчас я нахожусь на чемпионате России, тут стартуют 80 человек. Неужели из них мы не можем выбрать достойных кандидатов в сборную? Мы работаем с утра до вечера, с вечера до утра. Но почему ничего не получается, сказать не могу.
– А кому можно задать этот вопрос?
– Кому угодно задайте – никто не скажет. Но вы поразмыслите еще, какое наследие досталось нынешнему тренерскому составу от Пихлера и Королькевича с их штангами и фитнесом.
– На кого из тех биатлонисток, которые вышли из-под вашего крыла, можно надеяться нашим болельщикам в следующем сезоне?
– Настя Загоруйко выиграла масс-старт на чемпионате России (гонка началась сразу после окончания тренерского совета. – Прим. ред.) и уже рвется в бой на следующий год, говорит, что готова всех порвать. Она вышла из декрета не выжатая, не уставшая, не объевшаяся фармакологии. Полна сил и энергии. Стрельба у нее есть, здоровье тоже.
Есть еще Ольга Шестерикова. В сборной она уже была. Сейчас, побегав по внутрироссийским соревнованиям и набрав там очки, снова попала в расширенный список национальной команды. К сожалению, в масс-старте не бежала Виктория Сливко – она заболела. Но в эстафете оставила классное впечатление. У Сливко резерв громадный. Надеюсь, к Олимпиаде-2018 она сможет подойти в хорошей форме.
«Отвечать должны все»
– У вас есть предложения к правлению: что делать-то?
– Думаю, что надо делить команду пополам и готовить ее двумя группами. У одних не получится – пролетели со сборами или еще что-то, – значит, подстрахуют другие. А так: или все выиграли, или все провалились. В этом сезоне у нас, к сожалению, второй вариант. В конце года сели бы, проанализировали
– На тренерском совете пытались разобраться, что делать с функциональной подготовкой? Сколько же можно отставать?
– Эту тему очень подробно обсуждали. В частности, минут 10 своего доклада Коновалов посвятил Ольге Подчуфаровой. Предоставил ее биохимические и другие данные. Особенность ее такова, что она не может пройти весь год ровно. Почему – тренеры понять не могут. Есть и другие спортсменки, которые нестабильны. Вот Ульяна Кайшева – заваливает гонку, как было здесь в спринте, а на пасьюте она бежит молодцом. Так же было и у нас на отборе в Тюмени. Видимо, ей перед гонкой нужна какая-то встряска, чтобы убрать невроз. Мы видим, что, когда она с этим справляется, во второй гонке очень сильно выступает. На Кубке мира у нее это показать не получилось. Она приехала в Поклюку, заняла 62-е место в спринте и в гонку преследования не попала. И все – до свидания.
– Если скажут до свидания тренеру Коновалову, это будет справедливо?
– Трогать Коновалова было бы неправильно. Он набрался приличного опыта. Сильно вырос. В стрелковой части Сергей очень силен. Но самое главное: он создал коллектив и стоит за него горой. Я понимаю, насколько тяжело, когда результатов особых нет, а к тебе все с вопросами: СМИ, чиновники, начальники. Все ищут виноватых. Он ни на кого не стал перекладывать свою ответственность, за все отвечает сам. Это сильная черта тренера. Неправильно будет спихнуть его, списать сейчас. Горячку пороть не надо. Мы потеряем хорошего специалиста. Вообще принимать кадровые решения можно будет только после тщательного анализа. Пока такого детального разбора нет, тренеров не надо трогать.
– А кого можно трогать? Нужно ведь что-то менять?
– Спрашивать надо не только с Коновалова, а со всех. План подготовки он не в одиночку сочиняет. Его анализируют и утверждают большое количество людей. Да, результаты катастрофически упали. И кто-то говорит, что при Пихлере, которого все ругают, было лучше. Конечно, мы помним, как у нас Пихлер радовался, что мы в тотале первое место заняли. В десятке два человека – тоже радость была. Мы не могли его понять: а что такого – выиграть первое место в тотале? Это ж орешки для нас всегда были. А сейчас одна в двадцатке – это уже хорошее выступление. Но вы подумайте, какая команда досталась Пихлеру и какая – Коновалову после Королькевича, который опустил сборную в конец десятки. И Коновалов пытался команду вытащить из этого подвала. Но первые этапы не сложились – и пошло-поехало…