Белый снег. Серый лед. Синяя белка
Первый репортаж специального корреспондента Sovsport.ru Евгения Дзичковского из норвежского Холменколлена, где завтра начнется чемпионат мира по биатлону.
Почему собака без лыж?
У норвежского детективщика Ю Несбё есть роман «Снеговик». Убийца там кромсает своих жертв исключительно по первому снежку. Как посыпалось с неба, так и отпирай морг.
Я закончил читать это произведение во вторник вечером, уже прилетев в слякотный Осло. А наутро выглянул в окно. Мело во все пределы. Со сна потребовалось усилие, чтобы не связать криминальные осадки с утренней пристрелкой в Холменколлене. После чего на нее же и отправиться. Трупов по дороге, в завершение темы, замечено не было.
Сам путь в пригород под названием Холменколлен на редкость прост. Садишься на наземное метро и петляешь по рельсам мимо норвежских домиков. Районы вокруг дорогие, а-ля Рублевка. Домики простые и аккуратные, а-ля Скандинавия. Иные дворы выходят прямо на платформы, расстояние до дверей - несколько метров. А из всех возможных оград – лишь низкий сетчатый заборчик.
Сойдя на станции Холмеколлен, надлежит минут десять переть в гору. К снегу здесь добавляется лед – все-таки не центр города. Тяготы подъема, однако, компенсируются прекрасными видами: норвежская лыжная Мекка – самая высокая точка Осло и окрестностей. И страшно намоленная в спортивном смысле.
Знаменитый холменколленский трамплин был построен в 1892 году. С тех самых пор тут проводятся ежегодные лыжные фестивали. 124 года! Но «пробитая» на лыжи и коньки нация катается не только вокруг трамплина. Люди с зимней экипировкой заходили и выходили из вагона метро по всему пути следования – для меня это 13 станций. В самом же Холменколлене есть «вечный» лыжник: норвежский король Олаф V с собачкой, изваянный в бронзе. Разумеется, на лыжах. Собака, правда, без – тут пока недоработка.
Лучший в истории?
Нынешний чемпионат – пятый для Норвегии и третий для Холменколлена. Предыдущий проводился здесь же в 2000 году. С учетом богатств страны, национальности президента IBU Андреса Бессеберга и оголтелого отношения местных к биатлону, пауза великовата. В то же время популярность лыж в стране выше. А многие считают, что намного выше.
Это не помешало болельщикам, однако, выкупить по состоянию на вчерашний день 115 тысяч билетов на чемпионат мира. Холменколленские трибуны вмещают 25 тысяч зрителей. Умножьте на количество гонок и соревновательных дней, и поймете, что шанс прорваться на трибуны еще есть. Если колеблетесь – стоит рискнуть. Тем более, что давшая в среду пресс-конференцию мэр Осло Марианне Борген пообещала сделать его лучшим в истории.
Настрой мэра подтверждает норвежское телевидение. В эти дни на экранах широко представлен Бьорндален, национальная сборная и бригада телевизионщиков, стреляющая убойными роликами. Четыре местных товарища с задатками комиков заявляют, что в угоду телезрителям выпоторошат этот чемпионат, препарируют его глубоко и всесторонне. Для телебригады на холме установят студию, откуда они станут вещать на всю Норвегию чуть ли не сутки напролет. И приглашать к себе гостей всех мастей. Судя по тому, как выглядят мужики, им стоит верить. Матерые.
«Сравните. Подумайте»
У нас в сборной тоже такие есть. Один из – руководитель комплексной научной группы женской сборной Николай Загурский, встреченный мной как раз под холменколленским трамплином. Его рабочий стаж в национальной команде – едва ли не два десятка лет.
– Снег идет, Николай Степаныч. Для нас
это страшно или не очень?
– Очень нестрашно, я бы сказал.
– Разве не головная боль для сервисменов?
– Не хочу сглазить, но посмотрите на наши
результаты в сезоне при снеге и без.
Сравните. Подумайте.
– Искусственный, естественный – в Холменколлене какого больше?
– Подушка здесь искусственная. Пусть на
нее насыплет побольше натурального.
Хуже быть не должно. Как минимум.
– Что сейчас для вас главная головная
боль?
– Серьезных проблем нет. Спортсменки
продолжают прибывать в сборную, те, кто
есть, катаются, пристреливаются, быт
нормальный.
А вот что сказал другой член тренерского штаба, попросивший на него не ссылаться.
– Был бы рад, если бы пошел не просто снег, а липкий, мокроватый. Этот тоже не сухой, но лучше бы чуть повязче. Нам такое благоволит.
…Дописываю, и гляжу на талисман чемпионата мира, прилепившийся к бетонной стене пресс-центра. Его зовут Блинк, что в переводе – мишень. Блинк представляет собой синюю белку. Российских, белорусских, украинских журналистов этот факт заставляет улыбаться. Ментально наше существо. Норвежцы никакого подвоха в синей белке не видят. Зверек как зверек.