Александр Кравцов: Шипулин способен грамотно поставить себе задачу на сезон
Президент Союза биатлонистов России Александр Кравцов на встрече с журналистами подвел промежуточные итоги выступления российской команды на Кубке мира. Вот что он сказал.
О мужской команде
Мужская сборная выглядит прилично. Функционально прибавил Леша Волков. Да, есть стабильное отставание в 20-30 секунд (на круге), но его стрельба впечатляет. Вы видели тот момент, когда старший тренер хотел посмотреть, как стреляет Леша, а пока наклонился к трубе, Волков все закрыл и убежал? Гросс, по-моему, в шоке был. Вот в масс-старте в Поклюке Леша к первой стрельбе подошел не своим темпом, так как старался удержаться в основной группе. И что в итоге? Два промаха! А это для него вообще не свойственно. Потом взял свой темп, шел с учетом своих функциональных возможностей и отстрелял чисто на всех остальных рубежах.
Алексей Слепов – очень интересный, своеобразный спортсмен, бывший лыжник. Лыжники, переходя в биатлон, как правило, начинают терять свои функциональные возможности. Знаю это и по своей дочери-лыжнице, которая попав в биатлон, выигрывала гладкие гонки у остальных подчистую, а через год сравнялась с ними, так как организм вошел в фазу растренированнос
А вот Женя Гараничев со своей стрельбой справился, выправил этот компонент. Молодец. Помните, как он проваливался на рубеже в прошлом сезоне? Сейчас совсем другая картина.
Об Антоне Шипулине
После декабрьских этапов некоторые стали говорить, что задача выиграть общий зачет Кубка мира – непосильна для Антона. Но я думаю, что Шипулин не был бы самим собой, если бы не ставил больших целей, учитывая результаты прошлого сезона. Спортсмен такого уровня как Антон способен адекватно оценить свой уровень и обозначить себе разумные задачи. Единственное, что настораживает, – ему эти задачи ему поставили все, кому не лень. Если отдельные журналисты решили, что он должен что-то выиграть, пусть попробуют пробегут за него, отстреляют. За Антона сегодня решают люди, которые не причастны к его подготовке и вообще не в курсе того, что с ним происходит.
Я не считаю, что Антон так уж неудачно начал сезон. Да, были некоторые сложности. Например, ему пришлось вернуться к старой технике, потому что работа короткими жесткими движениями не везде приносит результат. Но в целом все идет неплохо. Антон прибавляет постепенно.
О женской команде
Расчет на то, что женская сборная России покажет удивительные результаты, изначально был неверен. Функциональное состояние спортсменок женской команды находится на среднем уровне и ниже. Плюс есть погрешности, связанные с техническим исполнением биатлонной гонки. Но все ошибки – поправимы. Тем более, что у нас в запасе есть немного времени с учетом перерыва между соревнованиями больше двух недель. За эти дни выявим погрешности и исправим их. Но сначала наш аналитический центр должен ответить на вопрос: куда шла эта команда и почему с таким западанием вошла в сезон.
Очень порадовала в масс-старте Ольга Подчуфарова. В тот момент, когда уже никто и не надеялся, она собралась и завоевала эту медаль. Это очень важная награда для команды. Она нужна была для того, чтобы приободриться, поднять настроение.
О резерве
Я поддался на давление и дал добро на вызов в женскую сборную Ульяны Кайшевой. Но что мы увидели? Какое место она заняла в спринте в Поклюке? 62-е. Вот кому это было нужно? Правильно – никому. Так что пусть девочка еще побегает в Кубке IBU. Есть у нас еще Татьяна Акимова, из парней – Юрий Шопин, Матвей Елисеев, Петр Пащенко. Также мы внимательно следим за Светой Слепцовой и Ольгой Вилухиной. Но у них пока нестабильно все – то первое место, до двадцатое. Поэтому пока не спешим с их вызовом в основную сборную.
О тренерском штабе
Вопрос доверия тренерскому штабу у руководства Союза биатлонистов России сегодня не стоит. Люди, работающие в команде, должны знать, что несмотря на проблемы и сложности, им доверяют. В тренерскую работу я вообще не вмешиваюсь и запрещаю это делать другим. А то у нас ведь масса советников и героев: вылез, сказал и спрятался. Но ведь сказал! И это подхватили. И не надо женскому тренерскому штабу оправдываться. Меня это даже возмутило – зачем? Люди мгновенно решат: раз оправдываешься, значит, виноват. Мы пойдем другим путем: проведем глубокий анализ происходящего и будем исправлять ошибки.
О психологах
Сборной нужен специалист, который знает методику подготовки, все время варится в спорте и умеет настроить на результат. К сожалению, школа спортивных психологов и врачей в какой-то момент была утрачена, а сейчас только-только возрождается. Поэтому мы испытываем дефицит кадров в этой области. Перед крупными турнирами к нам приходит масса спецов, но от них ноль пользы.
Мне как-то задали вопрос, могут ли специалисты ФМБА написать программу поддержки тренировочного процесса. Отвечаю: «Это очень сложно». Если специалист не был погружен в сборную команду, он никогда такую программу не напишет. Ни один мединститут не преподает теорию и методику физкультуры и спорта. Врач общего плана не в курсе, что несет в себе интервальный метод, повторная тренировка. А раз он не знает, как он может расписать, что необходимо для поддержания и восстановления здоровья спортсмена? То же самое с психологами. За последние годы нам приходилось сталкиваться с разными специалистами. И к сожалению, не всегда опыт был положительный. В некоторых случаях психологи пытались подменять тренеров. Это тоже неправильно.
И еще. Если спортсмен функционально не подведен к гонкам, то ни один психолог ему не поможет.
О стрельбе
Много консультаций мы проводим со специалистами по стрельбе. Тут многое надо менять, Есть такой способ – стрельба на доводке. Она заключается не в том, чтобы делать поправку, зайдя на рубеж, а уметь стрелять с учетом движения флажков. Сравним это со стрельбой охотника по бегущему зверю, который направляет ствол не точно в цель, а работает на опережение с учетом перемещения мишени. Вот и спортсмен, приходя на рубеж, по флажкам должен мгновенно оценить ветровую обстановку и внести поправки в свой бортовой компьютер, то есть в голову.
О разнице между европейским снегом и российским
Для того, чтобы сразу показывать хорошие результаты на европейском снегу, нужно тренироваться в условиях такого же скольжения, чтобы мышечная память сохранила эти движения. А где тренировались наши? В Тюмени – это раз. Там снег был набросан, но это был натуральный прошлогодний снег. Два – в Якутии, где работала группа, в которой тренируется Антон Шипулин. Но алданский снег диаметрально отличается от европейского. И тренировки на нем формируют такой двигательный навык, который нельзя использовать там, где снег искусственный, настрелянный, да еще с добавлением селитры.
А вариантов подготовки к сезону в евроусловиях у нас не было.
Помню, когда два года назад, я, будучи руководителем олимпийской спортивной делегации, наблюдал за контрольной тренировкой сборной. Все спортсмены прекрасно выглядели, но специалист аналитической группы Центра спортивной подготовки сказал Сергею Валентиновичу Кущенко: «Послезавтра в Остерсунде они ног в кучу не соберут». Так и вышло. Ведь для того, чтобы привыкнуть к искусственному снегу, где скорости совершенно другие, нужно как минимум неделю откататься в этих условиях.
Расскажу и давнюю рабочую историю, когда мы с Дальнего Востока где сильные морозы, перемороженный снег, на который оказывал влияние еще и морской климат, приезжали в Москву с расчетом, что всех завалим на красногорской гонке. И каждый раз мы попадали. Потом, покрутившись здесь, выравнивались и выходили на тот уровень, которого хотели добиться…