Предновогодняя бронза
В последней гонке декабря наконец-то напомнили о себе российские
женщины. Третьей в масс-старте на этапе в Поклюке стала Ольга
Подчуфарова.
Быстрее стала лишь одна
Узок круг российских участниц масс-старта. Страшно далеки они от призовых мест. Были. До последней гонки в Поклюке. Теперь вроде бы что-то сдвинулось. Хотя такое лучше писать со знаком вопроса. Теперь вроде бы что-то сдвинулось?
Ольга Подчуфарова выиграла в масс-старте бронзу. Подтвердив немудреное правило биатлона: сносный бег, чистая стрельба и ошибки соперниц обязаны родить достижение. Для спортсменок уровня Кайсы Макарайнен или Мари Дорен-Абер достаточно и двух первых факторов. Для лучшей из российских гонщиц обязательно нужны все три. Причем не только в Поклюке, а вообще все последние годы.
Подчуфарова показала в масс-старте 16-ю скорость из 30 участниц. От такого не впадешь в счастливый шок. Но хочется отметить другой показатель. Динамический. Он называется «среднее время отставания на километр от среднего времени пяти лучших результатов в каждой гонке». Если по-русски — насколько ты в среднем медленнее лидеров.
Три сезона назад для Ольги это время составляло 13,4 секунды. Два сезона назад — 12 секунд. В прошлом сезоне — 8,5 секунд. В этом — 5,9. Если километров в гонке 10, то теперь она уступит лучшим в среднем минуту, которую придется добирать стрельбой. А раньше уступала более двух минут.
При этом Подчуфаровой всего 23. И те цифры, что здесь приведены, называются «прогресс». Ольга развивается так, как и положено правильно работающему спортсмену.
В конце тридцатых номеров общего зачета Кубка мира расположились еще три российских гонщицы. Которым уже не 23. Вот их скоростные показатели в последних сезонах.
Екатерина Юрлова пять лет назад уступала лидерам на километре 5,3 секунды. Сейчас — 6,9. Все сезоны, уместившиеся в этом интервале, были намного хуже: дважды доходило до 10 секунд и более.
Екатерина Шумилова, начав с 14,3, неуклонно прогрессировала и достигла в прошлом году отметки 7,7. Теперь — 8,4.
У Дарьи Виролайнен в трех последних сезонах похожая картина: 7,3 — 6,2 — 7,8.
Итого: никто из ведущих россиянок, кроме Подчуфаровой, не стал в этом году быстрее. Так с чего нам выигрывать?
Тем же местом об наждак
Прошу прощения, если кого-то утомила цифирь. Мы всего лишь ловим тенденцию. И видим: лучшая из наших начинает масс-старт под 21 номером, что само по себе показатель. И вырывает бронзу, которой мы искренне радуемся, отстреляв на ноль в компании еще трех гонщиц (Скардино, Сукалова, Хаузер). Все остальные хоть раз промазали. Обнадеживает такое? Персонально Подчуфарова — да. А вообще не очень.
Меняющаяся биатлонная власть меняет тренеров по меняющимся принципам. Сначала мы хватали все, что блестит, выхватив себе Вольфганга Пихлера и Владимира Королькевича. Способ проверенный: засветился человек со шведками или украинками — значит, и наших выведет в люди. Теперь пришел черед экспериментов с отечественными кадрами. Относительно молодых и незасвеченных Сергея Коновалова, Алексея Трусова, Павла Ланцова разбавили опытные Сергей Ефимов и Николай Загурский. Взгляд в будущее сплелся с наработками прошлого. Следим, волнуемся, предвкушаем.
Но новых спортсменок хоть Пихлеру, хоть Коновалову никто не давал. При нашей гигантской массовости им почему-то неоткуда взяться. Уходят женщины из сборной активно. Приходят весьма дозированно и робко. Почему? Потому что кроме тренеров в российском женском биатлоне в последние годы мало что менялось.
История с предолимпийским допингом Старых и Юрьевой продолжает вызывать зубную боль. И уже не из-за потоптанного престижа. Когда под допинговую раздачу попадает одна из лучших на тот момент в сборной Старых, и все концы прячутся в воду, невозможен общий анализ ситуации. Виноватых, кроме спортсменок, нет. Наказанных тоже. Какие уроки можно извлечь? На что и кого равняться в подготовке? От чего шарахаться? Тишина. Вроде как святым духом все это в сборную занесло.
Внутри команды, федерации, министерства спорта правду, конечно, знают. Но молчат. Чем вызывают непонимание и недоверие ко всей системе подготовки и отбора. На словах — найдем и порубим в лапшу. На деле — глаза в пол и кислые результаты. Единственное, что радует: проигрывают — значит, чистые. Потому что нечистым занимать такие места неприлично и просто глупо.
Но вся конструкция в целом по-прежнему напоминает что-то сектантское. Огромная масса биатлонной поросли — а Пройсс, Дальмайер и Вирер как-то не отыскиваются. Может, и в нижних эшелонах что-то не так, если дело Старых до сих пор засекречено? Только ли скорость со стрельбой играют роль в селекции при пресловутых двойных региональных зачетах и прочих лоббистких штуках?
...А Подчуфаровой, ясно, спасибо за первую медаль. Но в начавшемся сезоне она смотрится скорей исключением, чем правилом. И Подчуфарова, и медаль. Пока елозим тем же местом по тому же наждаку, не демонстрируя новизны ни в подходах, ни в результатах.