Дарья Виролайнен: Я еще разгонюсь
Накануне третьего этапа Кубка мира, который стартовал в словенской Поклюке, мы поговорили с Дарьей Виролайнен: обсудили ее неудачный старт, но Дарья отметила, что дальше должно быть лучше.
«Столько мазать непростительно»
– Даша, сейчас каждая домохозяйка в курсе, что женская сборная России по биатлону и, в частности, вы неудачно стартовали в Кубке мира. Как вы это объясните?
– Даже не знаю, как назвать начало сезона – провальным или просто неудачным. Оправдываться не хочется, что, мол, мы только вкатываемся. Но мы действительно показали пока не те результаты, которые сами хотели видеть.
– В чем проблема?
– Грандиозных проблем нет. Дальше, верим, будет лучше. Возможно, на результатах первого этапа сказалось то, что незадолго до него мы тренировались в Тюмени в холодных условиях и из-за этого не сделали большого количества скоростной работы. Плюс были неуверенность, волнение перед первыми стартами. Когда мы поняли, что очень много проигрываем ногами, оптимизма не прибавилось. Мы делаем все возможное, чтобы исправить ситуацию, но пока не очень хорошо получается.
– А получаются 4 промаха на одной стрельбе. Первый раз это случилось в Эстерсунде в спринте. Как?
– Столько мазать непростительно. Возможно, я
потеряла концентрацию на рубеже, потому что не пришла еще в оптимальную форму,
Не знаю почему, но тогда у меня в голове даже не мелькнула мысль как-то
переизготовиться
– Мы обсуждали ту гонку с вашей мамой, и она сказала, что так странно вы никогда не стреляли.
– И мне она сказала, что я даже не прицелилась. Но ей показалось. Я смотрела аналитику, и мою стрельбу такой уж быстрой не назовешь. Самой-то мне казалось, что я нормально прицелилась. И была в шоке от того, что ни одна мишень не закрывалась.
– Что же это все-таки? Мандраж?
– Я уже не дрожу, как в прошлом году. Все-таки я уже год поездила по этапам Кубка мира. Первую половину прошлого сезона меня реально трусило перед каждым стартом. Могла прийти на завтрак и не съесть совсем ничего либо поклевать немного каши. Не могла ничего в себя запихнуть из-за бесконечного стресса. Потом только, когда немножко пошли результаты, появилась уверенность и стало спокойнее. Чувствовала, что могу бороться со всеми девчонками.
– Ощущаете в себе силы выйти на прошлогодний уровень, который вам позволял бороться за пьедестал?
– Силы есть. Может быть, это произойдет чуть
попозже, как в прошлом году. На первых этапах я отставала, а уже на
третьем-четверто
«Работа с психологом подходит не всем»
– Опять же ваша мама утверждает, что вам с каждой стрельбы нужно убирать секунд по 10, мол, слишком долго наводите красоту перед тем, как начать закрывать мишени.
– О, ну 10 это чересчур! А вот две-три, максимум
пять на стойке – это да. Проблема в том, что, может быть, я по складу своего
характера не могу так быстро сориентироваться
– А мама вообще часто критикует?
– Не часто, но всегда по делу. Но обычно она просто поддерживает. Если пробежала хорошо -- порадуется. Если плохо – найдет слова, чтобы поддержать, не дать расклеиться. Делает так, чтоб я собралась на следующую гонку с новыми мыслями, с новыми силами и выбросила из головы плохой результат.
– Созваниваетесь каждый день?
– Если получается. У нас ведь то тренаж, то массаж. Это кажется, что мы потренировались разок-другой и весь день отдыхаем, но это не так.
– Расскажите, что еще вы делаете?
– Сегодня, например, с утра было обследование. Сдавали биохимию, потом делали ЭКГ. Потом кроссик километра три, гимнастика, завтрак, 20 минут отдыха, тренировка полтора часа. Далее заминка, опять гимнастика и восстановление в мобильной лаборатории. Там смысл в том, что ты крутишь педали под давлением, это ускоряет кровообращение. Потом обед-отдых, вторая тренировка -- это кросс и тренажерный зал. Потом ужин, массаж. Если разгрузочный день, то можно сходить в баню.
– Вы-то уже тертый калач, получается, но в команде есть и новые девочки. Помогаете им справиться со стрессом?
– Да, в команде абсолютно дружелюбная атмосфера. Тренеры нас поддерживают. Вместе стараемся разрядить обстановку. Иностранцы вон раскрепощенно себя ведут, шутят. С тренерами общаются, как со сверстниками. Это помогает избавиться от стресса. И тогда соревнования приносят удовольствие и результат. Так что справляемся сами, психологических тренингов у нас нет.
– А хотелось бы?
– Я бы не стала говорить, что психолог – это волшебник, который придет и все разрулит. Тут больше зависит от самого спортсмена и его силы воли. Что касается меня, то пока я сама не преодолею свой страх, никакой психолог мне не поможет. Только я, немного команда и тренер. А так, конечно, каждому свое.
«Прибавила тренеру седых волос»
– Что может разозлить вашего тренера?
– Да все что угодно! Например, у меня часто возникают осечки, и он очень сильно злится. Говорит, что у него столько седых волос появилось из-за этого.
– Почему осечки возникают?
– Я пользуюсь немецким оружием, а там перезарядка тяжелее, чем на нашем. Если ее не закрыть до конца, то не досылается патрон в патронник и выстрелить невозможно. Берешь доппатрон, а это лишних 10-12 секунд. Из-за таких огрехов я в прошлом году несколько раз не заехала в призы.
– Не только тренер, но и сын, наверное, расстраивается. Все-таки уже большой, школьник. Он не приезжает на этапы поболеть за вас?
– Нет, я не могу совмещать семью и биатлон -- это просто невозможно. Я здесь очень занята и время все равно не смогу ему уделить. Плюс мне придется думать, все ли нормально с ним, поел ли.
– Как часто удается встречаться с семьей?
– Летом, если мой муж свободен, они с сыном могут приехать к нам на сборы. Но это редко. В основном я в разъездах, а они в Химках недалеко от мамы.
– Кто обычно смотрит за ребенком?
– Няня. Готовит ему, водит в школу, на английский два раза в неделю и три раза на баскетбол. Буквально в прошлом месяце записались.
– В секцию БК «Химки»?
– Нет, пока просто в школьную. Конечно, он очень любит на лыжах кататься, но пока снега в Москве не было, пошли в зал. Нужно ведь куда-то тратить свою энергию. Если сидит дома – это полный бедлам.
Кубок мира. Женщины
Расписание 3-го этапа (Поклюка, Словения)
18 декабря.
16:30. Спринт. 7,5 км
19 декабря
15:30. Гонка преследования. 10 км
20 декабря.
16:15. Масс-старт. 12,5 км
Общий зачёт
Женщины Очки
1. Габриэла Соукалова (Чехия) - 222
2. Франциска Хильдебранд (Германия) - 206
3. Мари Дорен Абер (Франция) - 195
4. Доротеа Вирер (Италия) - 194
5. Алёна Пидгрушная (Украина) - 177
6. Тириль Экхофф (Норвегия) - 166
7. Франциска Пройсс (Германия) - 153
8. Кайса Макарайнен (Финляндия) - 139
9. Юлия Джима (Украина) - 138
10. Мириам Гёсснер (Германия) - 135
...19. Ольга Подчуфарова (Россия) - 97
...28. Екатерина Шумилова (Россия) - 64
...33. Екатерина Юрлова (Россия) - 33
...68. Дарья Виролайнен (Россия) - 4