Анфиса Резцова: Работа над ошибками прошлого сезона не сделана
После окончания первого этапа Кубка мира мы обсудили выступление женской сборной России с двукратной олимпийской чемпионкой по биатлону Анфисой Резцовой, мамой Дарьи Виролайнен.
«Физику» в один момент не усилишь»
- Анфиса Анатольевна, сильно переживаете из-за неудачного выступления наших девушек на первом этапе?
- Не то слово! Очень болезненно воспринимаю эту ситуацию. И совершенно не понимаю, почему это все происходит. У меня есть предположение, что команда сильно перегружена. Были, видимо, ошибки на заключительном этапе подготовки, когда нужно больше работать над скоростью, разгонять всех.
- И что теперь – прощай еще один сезон?
- Нет, что вы! Не нужно делать таких панических выводов.
- А что нужно делать?
- Во-первых, всем нужно честно говорить о своих ошибках,
искать их, не стесняться в них признаваться, говорить, что прокололись там-то и
там-то. И спортсменам, и тренерам. В ошибках нет ничего зазорного, тем более,
что тренеры у нас молодые, они не могут прям сразу взять и все решить. Порой и
им самим неясно, как поступить, что сделать. Раньше Сергей Коновалов был за
спиной у Королькевича, а теперь ему одному сложнее. Поэтому ему нужно больше
консультироватьс
- Вы позвонили Даше после спринта? Как она объясняет свои четыре промаха на стойке и, как следствие, 70-е место в гонке?
- Эти четыре промаха - вообще ужас. Я не хотела ей звонить, хотя мы связываемся почти каждый день. Но тут... Я понимала, в каком она состоянии и решила ее не тревожить, не грузить лишний раз. Но Даша набрала мне сама. Спрашиваю: «Даша, как так? Почему? Это же совершенно не твоя стрельба!» А она толком и объяснить не может. Даже когда стреляла, не видела куда попадала, хотя обычно они прекрасно видят, что и как. «Мам, – говорит, – я вообще не поняла, что произошло». Она и правда так никогда не стреляла. Не успела изготовиться – начала мазать.
- Может, настолько велико психологическое давление? Боялась подвести?
- Стоп. Вот я уже слышала версию тренера о неудачах – мол, вы, девочки, слишком сильно хотели себя показать, и это вас подвело. Это что ж получается: те, кто выиграл, не хотели, что ли? Они как раз не только хотели, но и могли. Вон, посмотрите на Кайсу Макарайнен: и хочет, и может, и бежит. Какая красивая была гонка преследования! Какая финка легкая и свежая. Где все это у наших? Неизвестно. Прости меня, Сергей Александрович, может, я не права, но сборная загружена. И одна из причин этому, на мой взгляд, – бессистемная подготовка. Дай бог, чтобы я ошибалась, а другая причина была найдена и устранена. Потому что исправить быстро то, о чем говорю я, а именно физические кондиции, – быстро не удастся. Немаловажно спросить и у руководителей: «Что вообще происходит-то?» Мне кажется, руководители делают большую ошибку в том смысле, что не подключают к сборам наших заслуженных ветеранов, тех людей, которые прошли серьезную биатлонную школу. Они могли бы делиться своим опытом, подсказывать, корректировать.
- Была куча времени для разного рода корректировок, ведь все то же самое мы наблюдали и в прошлом сезоне.
- По первому этапу стало понятно, что работа над ошибками прошлого сезона не сделана абсолютно. Как был большой проигрыш – так он и сохраняется на сегодняшний день. Ну стрельба – такое дело: там то ветер, то удача. И стрельбу-то как раз можно наладить, если базовая подготовка в этом компоненте сильна. А вот «физику» одним моментом не усилишь.
«Пенять на погоду – непрофессиональн о»
- Вы не простая ведь мама - сами ведь можете дочери советов надавать, особенно в плане хода ногами...
- А я и даю ей много советов. Но Даша, к моему сожалению, не всегда меня слышит. Или не прислушивается. Я вот сколько ей говорю про то, что не надо так долго изготавливаться. Даже шучу: «Ты, Даш, приезжаешь на рубеж и сначала наводишь красоту, а потом только начинаешь стрелять». И Рикко Гросс сказал мне, что да, такая проблема есть. Получается, что на каждой стрельбе она теряет секунд 10-15. За гонку набирается чуть ли не минута! Также мне кажется, что ей надо добавить спортивной злости. Где-то дерзануть, поспорить, пусть даже с тренером. А она наоборот – впитывает в себя все, что говорят, как губка, пытается и то учесть, и это. Слишком распыляется.
- После спринта-то вы Дашу больше ругали или все же утешали?
- Не ругала, и не утешала. Теперь уж что случилось, то случилось. Она расстроилась, конечно. Дочери я всегда говорю: «Вы же все можете, все умеете, ничего для вас нового нет. Не надо себя ничем задавливать. Делайте то, чему всегда учились, а если вы не готовы, умейте это признать, сказать об этом, объяснить причину». Тогда мы не будем финишировать семидесятыми и кое-как хвататься за топ-60.
- Меня удивило, почему, говоря о промахах, вы не говорите ничего про погоду, высоту стрельбища и прочие моменты?
- Это как минимум непрофессиональн
«Женя Гараничев в спринте расстроил»
- Так есть ли у нас шанс исправить ситуацию хотя бы к главному старту сезона?
- Есть. Нужно грамотно распределять силы лидеров, поберечь их где-то, выставлять не всегда и везде один и тот же состав, обращаться больше к молодежи, их пробовать, искать достойные фигуры, не зацикливаться только на основном составе. Вон посмотрите на немок – что делают их вчерашние юниорки! Было же у них четырехлетнее затишье, а сейчас они все тут, рядышком, готовые выступать в числе лучших и самых быстрых.
- Ваша Дарья чувствует себя молодым бойцом или уже опытным?
- В этом сезоне она более-менее уверена в себе. Если в прошлом году выходила на старт с мандражом, и это было ох как заметно, то сейчас приобретает уверенность. Даже по голосу это слышу.
- За мужчинами тоже следите?
- Ну конечно! Женя Гараничев как в спринте расстроил. Стоять две с лишним минуты на рубеже! Он же беговой парень – зачем стоять? Тем более в ветер. Ошибка глобальная. Быстрее бы было промахнуться трижды и намотать круги. За Антона Шипулина тоже переживаю: парень так готовился, нацелен на борьбу за Большой хрустальный глобус. А тут такое начало. Ребят, конечно же, нужно поддержать. Жене Гараничеву я тут написала: «Давай, не подводи. Верю, что все будет хорошо!»