«Шипулина зовут Горынычем и Мотыгой». Рассказ о закулисье сборной России
Михаил Колосков работает в национальной сборной дольше всех – почти 15 лет. Накануне старта Кубка мира по биатлону сервисмен команды
рассказал нам о том, как «пашут» смазчики перед стартом, о методах Пихлера,
иностранных шпионах и о том, что нужно делать, дабы лыжи катили.
В молодую пору Михаил Колосков «засветился»
в лыжных гонках: был призером чемпионата СССР. Когда распался Союз, успел
дважды завоевать «золото» в гонках на 30 и 70 км уже на чемпионате СНГ. В 90-е
продолжал бегать, но уже для души. Параллельно тренировал, готовил лыжи молодым
атлетам. Одним словом, из спорта не уходил.
А как-то его пригласили поработать со
сборной России по лыжным гонкам на чемпионате мира в Италии. Предложение сделал
нынешний президент Союза биатлонистов России Александр Кравцов (тогда работал
со сборной Дальневосточного округа). В Италии выступили успешно, и
пошло-поехало. Позвали уже в национальную сборную по биатлону, – там, как раз
набирали сервис-команду…
– Получается, что через пару годков юбилей
могу справлять, – уже почти 15 лет, как работаю в сборной команде России, – улыбается Михаил.
Колосков как настоящий трудяга-лыжник никакой работы не гнушается. Зимой вместе с нашими биатлонистами кует победы на
этапах Кубка планеты и чемпионатах мира, летом, – тренирует ребятишек в родной
челябинской спортшколе, работает судьей на городских соревнованиях. Часами
может стоять на финише с ручкой и блокнотом, записывая результаты.
«За смену накатываем по 40 километров»
В конце ноября в Швеции стартовал Кубок мира. Михаил Колосков говорит, что, как любой
спортсмен, немного волнуется:
– Главное начать, а потом уже вливаешься в
этот кубковый марафон. Как переезжаем на новое место – сразу начнем
«обкатывать» местный снег.
– Говорят, сервисмены перед тем, как
выбрать нужную, самую «катучую» смазку, откатывают больше десятка пар лыж. Так?
– Работаем так. Приезжаем примерно за
три-четыре часа до старта. Сейчас начало гонок сдвигается. Телевизионщики
просят проводить соревнования ближе к вечеру – для большей аудитории. Поэтому
старты начинаются и в 16 и в 18 по местному времени. Но бывают и утренние
забеги. Тогда на месте нужно быть уже часов в пять утра. Смотрим прогноз,
состояние снега, его температуру, структуру. Обмозговываем всю информацию.
Потом начинается чистая «физика» с
элементами «математики». Физика – это когда готовишь свои несколько пар
тестовых лыж по погоде на разных вариантах смазки, откатываешь на местности.
Не просто с горки, а на кругах. Чтобы хорошенько все прочувствовать, нужно
минимум километра три-четыре проехать. Выбираешь самую «катучую» пару. Потом
приходят биатлонисты со своими «боевыми» парами на ту или иную погоду. Штук по
пять-шесть могут принести.
Начинаешь готовить их лыжи часа за полтора
до старта. Парафин, порошок, ускорители, в том числе жидкие, наносим структуру
на скользящую поверхность. На одну пару уходит минут 40. Не меньше. Бывает,
откатываем по 12-15 пар.
Сейчас в нашем распоряжении специальные
станки для шлифовки и подготовки лыж. Прекрасная техника, очень
помогает. На пластик наносится «рисунок». Такая созданная структура позволяет
отводить воздух и воду при трении лыж о снег и добиться оптимального
скольжения. Лыжи работают еще лучше. Биатлонисты это тоже заметили и оценили.
– Сколько километров сервисмен откатывает
за смену?
– Как-то раз я нацепил на себя приборчик,
отмеряющий расстояние. Оказалось, что с ребятами откатал 22 километра, а с
девушками – еще 18. 40 км получилось. А вообще – минимум 20-25 километров за смену.
Пока еще станков для обкатки лыж не придумали, все нужно делать ногами. У
каждого биатлониста свои спонсорские марки лыж. «Фирмачи» могут дать на сезон до
20-25 пар на каждую погоду.
Одним словом, пашем, пробуем смазку, чистим
лыжи, снова пробуем, катаем. В июне производители смазок приглашают нас на
тестирование новых вариантов. Такие семинары проходят на снегу в Норвегии,
Австрии, в других странах.
– Нынешние профессиональные
смазки – удовольствие не дешевое?
– Да, они стоят недешево. Одна 30-граммовая
баночка порошка – 60-80 евро. В прошлый олимпийский сезон на смазки было
потрачено примерно шесть миллионов рублей. На этом деле не сэкономишь. Хочешь,
чтобы лыжи катили – нужно покупать современные, хорошие мази.
– Самые лучшие смазки фирмы продают только своим национальным командам?
Верны ли такие слухи?
– Не могу сказать. Может и есть такое. Никто
не будет особо распространять такую информацию. Она может негативно повлиять на
имидж марки. Фирмы уверяют, что продают нам самое лучшее.
– В России есть производители парафинов,
порошков, таблеток?
– Есть парочка. Один из них, по-моему, в
Кирово-Чепецке работает. Люди пробовали. Говорят, некоторые варианты реально
катят лучше импортных.
– Что-то перенимаете у иностранных
коллег?
– Это они у нас перенимают. При Пихлере
взяли в сервис-бригаду несколько норвежцев. Так эти парни постоянно что-то в
свои блокнотики записывали: чем мы мажем, как мажем, когда. Все мелочи
фиксировали. Потом их убрали из команды. Но нашпионить успели.
«Пихлер обвинял нас во всех смертных»
– По слухам, прежний главный тренер
женской сборной Вольфганг Пихлер после неудач рвал и метал, мол, все вокруг
виноватые.
– Было такое. И мы, сервисмены, под горячую
руку попадали. Если не было результатов, обвинял нас, помощников, во всех
смертных. Кричал, что не так лыжи мажете, не так «летаете». Я считаю, и со мной
многие согласны, что каждый должен заниматься своим делом. А Пихлер лез во все.
Только смуту вносил. Ей-богу, усугублял обстановку. Помню, мы по отсечкам на
спусках показываем, – так, мол, и так, едем с лидерами одинаково. Вывод: не
лучшие физические кондиции на данный момент. Пихлера это не волнует. Нужно
найти виноватых.
– Результата хотел?
– Безусловно. Все хотят. Это работа, которой
нужно отдаваться полностью. Люди за это получают деньги. Бегай быстрее – больше
заработаешь. Все зависит от готовности. Ну, и мы со своей стороны стараемся
отрабатывать на все 100.
– Каковы размеры призовых у биатлонистов?
– Особо не вникал. Думаю, после выплаты
налогов получается по 8000-10 000 евро за победу. Помню, Катя Глазырина на одном
из этапов Кубка мира сказала мне, что получила за серебро 6666 евро.
– А сервисменов биатлонисты благодарят?
– Не без этого. Могут презентик преподнести.
Например, после сезона подарить несколько пар кубковых лыж.
– Самый сложный старт, когда смазку очень
сложно было подобрать, можете припомнить?
– Олимпиада в Сочи. Женская эстафета. Мокрый
снег. То идет, то не идет. Колдовали долго. Девчата приехали вторыми. Думаю, мы
все вместе хорошо поработали. Сложно работать и в чешском Нове Место. Там
погода капризная.
– Недавно Бьорндален презентовал свой
супер-автобус с тренажерным залом. У наших смазчиков сейчас есть свой
передвижной пункт. Что секретного там
есть?
– Есть все, что нужно: отсек для подготовки
лыж, вентиляция, небольшая комната отдыха, чайник, микроволновка. И ничего
лишнего. После окончания этапа Кубка мира сразу выезжаем в местечко, где будет
проходить очередной старт.
«Ваня Черезов – душевный и ранимый»
– Команда в этом году готовилась к сезону
на российских базах, в частности, в Тюмени.
– А зачем гонять в Европу, если сейчас у нас
в России открылось столько хороших лыжных и биатлонных центров. Есть в Тюмени,
Чайковском, в Сочи, в Якутии – в местечке Алдан. Биатлонисты эти места
осваивают по полной программе.
– Кому преимущественно готовили лыжи в
прошлом сезоне?
– Мои «постоянщики» – Женя Гараничев, Катя
Глазырина, Яна Романова. Делал лыжи Шипулину, Волкову, Черезову. Все обычные
молодые парни и девчата. Пашут на тренировках. Соревнования и даже тренировки –
это стресс. Иногда снимают напряжение. Хохочут, подкалывают друг дружку.
– Какие-то прозвища придумывают? Как,
например, окрестили Антона Шипулина?
– Антона – Шипа, Мотыга, Горыныч. У Ивана
Черезова, например, нет никаких прозвищ. Он человек душевный, ранимый. Многое
близко к сердцу принимает.
– Что посоветуете начинающим лыжникам,
любителям в плане подготовки лыж перед началом лыжного сезона?
– Отдавать лыжи профессионалам. Если вы не
умеете готовить лыжи, то можете только все испортить. Сейчас на многих базах
проката, в сервисных центрах работают смазчики. Они должны все сделать
грамотно. Обращайтесь, не стесняйтесь.