«Шипулина зовут Горынычем и Мотыгой». Рассказ о закулисье сборной России

Большое интервью сервисмена российской команды Михаила Колоскова.
news

Михаил Колосков работает в национальной сборной дольше всех – почти 15 лет. Накануне старта Кубка мира по биатлону сервисмен команды рассказал нам о том, как «пашут» смазчики перед стартом, о методах Пихлера, иностранных шпионах и о том, что нужно делать, дабы лыжи катили.

В молодую пору Михаил Колосков «засветился» в лыжных гонках: был призером чемпионата СССР. Когда распался Союз, успел дважды завоевать «золото» в гонках на 30 и 70 км уже на чемпионате СНГ. В 90-е продолжал бегать, но уже для души. Параллельно тренировал, готовил лыжи молодым атлетам. Одним словом, из спорта не уходил.

А как-то его пригласили поработать со сборной России по лыжным гонкам на чемпионате мира в Италии. Предложение сделал нынешний президент Союза биатлонистов России Александр Кравцов (тогда работал со сборной Дальневосточного округа). В Италии выступили успешно, и пошло-поехало. Позвали уже в национальную сборную по биатлону, – там, как раз набирали сервис-команду…

– Получается, что через пару годков юбилей могу справлять, – уже почти 15 лет, как работаю в сборной команде России, – улыбается Михаил.

Колосков как настоящий трудяга-лыжник никакой работы не гнушается. Зимой вместе с нашими биатлонистами кует победы на этапах Кубка планеты и чемпионатах мира, летом, – тренирует ребятишек в родной челябинской спортшколе, работает судьей на городских соревнованиях. Часами может стоять на финише с ручкой и блокнотом, записывая результаты.

«За смену накатываем по 40 километров»

В конце ноября в Швеции стартовал Кубок мира. Михаил Колосков говорит, что, как любой спортсмен, немного волнуется:

– Главное начать, а потом уже вливаешься в этот кубковый марафон. Как переезжаем на новое место – сразу начнем «обкатывать» местный снег.

– Говорят, сервисмены перед тем, как выбрать нужную, самую «катучую» смазку, откатывают больше десятка пар лыж. Так?
– Работаем так. Приезжаем примерно за три-четыре часа до старта. Сейчас начало гонок сдвигается. Телевизионщики просят проводить соревнования ближе к вечеру – для большей аудитории. Поэтому старты начинаются и в 16 и в 18 по местному времени. Но бывают и утренние забеги. Тогда на месте нужно быть уже часов в пять утра. Смотрим прогноз, состояние снега, его температуру, структуру. Обмозговываем всю информацию.
Потом начинается чистая «физика» с элементами «математики». Физика – это когда готовишь свои несколько пар тестовых лыж по погоде на разных вариантах смазки, откатываешь на местности. Не просто с горки, а на кругах. Чтобы хорошенько все прочувствовать, нужно минимум километра три-четыре проехать. Выбираешь самую «катучую» пару. Потом приходят биатлонисты со своими «боевыми» парами на ту или иную погоду. Штук по пять-шесть могут принести.
Начинаешь готовить их лыжи часа за полтора до старта. Парафин, порошок, ускорители, в том числе жидкие, наносим структуру на скользящую поверхность. На одну пару уходит минут 40. Не меньше. Бывает, откатываем по 12-15 пар.
Сейчас в нашем распоряжении специальные станки для шлифовки и подготовки лыж. Прекрасная техника, очень помогает. На пластик наносится «рисунок». Такая созданная структура позволяет отводить воздух и воду при трении лыж о снег и добиться оптимального скольжения. Лыжи работают еще лучше. Биатлонисты это тоже заметили и оценили.

– Сколько километров сервисмен откатывает за смену?
– Как-то раз я нацепил на себя приборчик, отмеряющий расстояние. Оказалось, что с ребятами откатал 22 километра, а с девушками – еще 18. 40 км получилось. А вообще – минимум 20-25 километров за смену. Пока еще станков для обкатки лыж не придумали, все нужно делать ногами. У каждого биатлониста свои спонсорские марки лыж. «Фирмачи» могут дать на сезон до 20-25 пар на каждую погоду.
Одним словом, пашем, пробуем смазку, чистим лыжи, снова пробуем, катаем. В июне производители смазок приглашают нас на тестирование новых вариантов. Такие семинары проходят на снегу в Норвегии, Австрии, в других странах.

– Нынешние профессиональные смазки – удовольствие не дешевое?
– Да, они стоят недешево. Одна 30-граммовая баночка порошка – 60-80 евро. В прошлый олимпийский сезон на смазки было потрачено примерно шесть миллионов рублей. На этом деле не сэкономишь. Хочешь, чтобы лыжи катили – нужно покупать современные, хорошие мази.

– Самые лучшие смазки фирмы продают только своим национальным командам? Верны ли такие слухи?
– Не могу сказать. Может и есть такое. Никто не будет особо распространять такую информацию. Она может негативно повлиять на имидж марки. Фирмы уверяют, что продают нам самое лучшее.

– В России есть производители парафинов, порошков, таблеток?
– Есть парочка. Один из них, по-моему, в Кирово-Чепецке работает. Люди пробовали. Говорят, некоторые варианты реально катят лучше импортных.

– Что-то перенимаете у иностранных коллег?
– Это они у нас перенимают. При Пихлере взяли в сервис-бригаду несколько норвежцев. Так эти парни постоянно что-то в свои блокнотики записывали: чем мы мажем, как мажем, когда. Все мелочи фиксировали. Потом их убрали из команды. Но нашпионить успели.

«Пихлер обвинял нас во всех смертных»

– По слухам, прежний главный тренер женской сборной Вольфганг Пихлер после неудач рвал и метал, мол, все вокруг виноватые.
– Было такое. И мы, сервисмены, под горячую руку попадали. Если не было результатов, обвинял нас, помощников, во всех смертных. Кричал, что не так лыжи мажете, не так «летаете». Я считаю, и со мной многие согласны, что каждый должен заниматься своим делом. А Пихлер лез во все. Только смуту вносил. Ей-богу, усугублял обстановку. Помню, мы по отсечкам на спусках показываем, – так, мол, и так, едем с лидерами одинаково. Вывод: не лучшие физические кондиции на данный момент. Пихлера это не волнует. Нужно найти виноватых.

– Результата хотел?
– Безусловно. Все хотят. Это работа, которой нужно отдаваться полностью. Люди за это получают деньги. Бегай быстрее – больше заработаешь. Все зависит от готовности. Ну, и мы со своей стороны стараемся отрабатывать на все 100.

– Каковы размеры призовых у биатлонистов?
– Особо не вникал. Думаю, после выплаты налогов получается по 8000-10 000 евро за победу. Помню, Катя Глазырина на одном из этапов Кубка мира сказала мне, что получила за серебро 6666 евро.

– А сервисменов биатлонисты благодарят?
– Не без этого. Могут презентик преподнести. Например, после сезона подарить несколько пар кубковых лыж.

– Самый сложный старт, когда смазку очень сложно было подобрать, можете припомнить?
– Олимпиада в Сочи. Женская эстафета. Мокрый снег. То идет, то не идет. Колдовали долго. Девчата приехали вторыми. Думаю, мы все вместе хорошо поработали. Сложно работать и в чешском Нове Место. Там погода капризная.

– Недавно Бьорндален презентовал свой супер-автобус с тренажерным залом. У наших смазчиков сейчас есть свой передвижной пункт. Что секретного там есть?
– Есть все, что нужно: отсек для подготовки лыж, вентиляция, небольшая комната отдыха, чайник, микроволновка. И ничего лишнего. После окончания этапа Кубка мира сразу выезжаем в местечко, где будет проходить очередной старт.

«Ваня Черезов – душевный и ранимый»

– Команда в этом году готовилась к сезону на российских базах, в частности, в Тюмени.
– А зачем гонять в Европу, если сейчас у нас в России открылось столько хороших лыжных и биатлонных центров. Есть в Тюмени, Чайковском, в Сочи, в Якутии – в местечке Алдан. Биатлонисты эти места осваивают по полной программе.

– Кому преимущественно готовили лыжи в прошлом сезоне?
– Мои «постоянщики» – Женя Гараничев, Катя Глазырина, Яна Романова. Делал лыжи Шипулину, Волкову, Черезову. Все обычные молодые парни и девчата. Пашут на тренировках. Соревнования и даже тренировки – это стресс. Иногда снимают напряжение. Хохочут, подкалывают друг дружку.

– Какие-то прозвища придумывают? Как, например, окрестили Антона Шипулина?
– Антона – Шипа, Мотыга, Горыныч. У Ивана Черезова, например, нет никаких прозвищ. Он человек душевный, ранимый. Многое близко к сердцу принимает.

– Что посоветуете начинающим лыжникам, любителям в плане подготовки лыж перед началом лыжного сезона?
– Отдавать лыжи профессионалам. Если вы не умеете готовить лыжи, то можете только все испортить. Сейчас на многих базах проката, в сервисных центрах работают смазчики. Они должны все сделать грамотно. Обращайтесь, не стесняйтесь.

Новости. Биатлон