Александр Касперович: Возможно, пригласим психолога
Главный тренер сборной России по биатлону рассказал Sovsport.ru об атмосфере в команде, задачах на сезон, экономическом кризисе и многом другом.
О работе главного тренера
После назначения на пост главного тренера сборной в моей жизни не изменилось абсолютно ничего. По должностным обязанностям все осталось также. Мне все знакомо. Прибавилось немного административной работы, потому что нужно изменить подход к командам. Но в целом, я не отошел от тренерской практики. Каждый день работаю с планами — все команды мне их сбрасывают. Так что, говоря простым языком — я постоянно в теме.
Об экономическом кризисе
Хочу сказать, что не только сборные, но и молодежные и резервные команды не ощущают недостатка средств. Бюджеты, в том числе и в регионах, остались те же. Сборы все больше проводим на российских базах — у нас они совсем не хуже, чем за границей. Сейчас рассматриваем Алтай, Хакасию, Сочи. Не буду перечислять все, что у нас есть — это слишком долго. Команды не ощутили никаких недостатков и не были ни в чем ущемлены. Другой вопрос — повысились цены на амуницию, патроны, приходится как-то крутиться. Сейчас президент Союза биатлонистов России Александр Кравцов решает вопрос о производстве собственных патронов. Так что может еще и хорошо, что сложилась такая ситуация — сдвинем с места наше производство. Ведь раньше у нас был великолепнейший патрон и оружие — одно из самых надежных и лучших в мире. Нужно возрождать. Но здесь стоит учитывать и ценовую политику. Если винтовка будет стоить 100 тысяч рублей, то мы не сможем обеспечить регионы. Кроме того, нужно решить вопрос о производстве пневматики. Не стоит забывать о детских спортивных школах, где закладывается стрелковая база. Да еще надо запустить качественное производство лыж, чтобы было на чем выступать. На сто процентов уверен, что зарубежные фирмы не отдадут нам лучшую амуницию. Например, для сборной команды Норвегии изготавливается специальная смазка, а для нас и для других команд уже другая. Вот и нужно свое производство налаживать во всех областях спорта. А мы можем и умеем, я уверен.
О перспективных спортсменах
Могу выделить спортсменов в каждой группе, начиная от юниорских и заканчивая резервом сборной. Но, понимаете в чем дело: спортсмен может быть перспективным много лет, а потом остаться нераскрывшимся. На первый план надо ставить состояние здоровья. По результатам очень сложно судить. Перспективным можно быть только по состоянию здоровья — можешь справиться с нагрузкой или нет. А в том, что молодые спортсмены приходят в сборную с проблемами, виноваты мы все. На совещаниях, вплоть до экспертного совета, я говорю: не надо молодежь тренировать, ее надо учить. Но, к сожалению, начинаем копировать методики взрослых команд, не учитываем возраст. А нужно ставить совсем другие задачи. Вот норвежцы — сильнейшие в лыжных гонках — применяют игровой метод вплоть до 15 лет, а дальше уже начинают спортсменов нагружать. И это правильный подход.
О подготовке мужской сборной
Наша мужская сборная разделена на несколько команд. Группа Андрея Падина — это молодые, перспективные ребята, недавно перешедшие из юниорского возраста. Сразу бросать их в основной состав мы не можем — нагрузка совсем другая. Здесь идет обучающий процесс, больше индивидуального внимания надо уделить. Группа Рикко Гросса — элита нашего и мирового биатлона. Этих ребят я ставлю на очень высокий уровень: Евгений Гараничев, Дмитрий Малышко, Тимофей Лапшин, Максим Цветков, Алексей Слепов — громкие имена. А Антону Шипулину, Алексею Волкову и нужен чисто индивидуальный подход. В прошлом году у них все получилось, нашли взаимопонимание со специалистом Андреем Крючковым — а это основной момент в спорте на таком уровне. У Шипулина прекрасные отношения с Крючковым, Волковым, Иваном Черезовым, который тренируется вместе с ними. Прекрасно идет работа. Со всеми мы все видимся, разговариваем, общаемся, что-то корректируем. Словом, у каждой группы свой подход и своя задача. И пока все идет отлично.
О проблемах со стрельбой
Да, есть такие проблемы. Я встречался и говорил об этом со всеми тренерами: со старшими, с тренерами по стрелковой части. Мы пытаемся сделать анализ и найти ошибку. В чем причина: или мы неправильно применяли средства, или еще что-то неправильно сделали. Постоянно находимся в поиске решения. Стрельба — это в первую очередь психология. То, что тебе заложили в детстве, изменить потом очень сложно.
О психологии в команде
Сейчас мы рассматриваем вариант пригласить психолога в команду Гросса на сбор в Тюмень по желанию тренера и спортсменов. В предолимпийском цикле перед Сочи с Евгением Гараничевым и другими ребятами уже работал психолог. Но, если честно, это очень сложный вопрос. Тяжело найти, во-первых, спортивного психолога, а во вторых такого специалиста, который будет знать биатлон. Ведь у нас два несовместимых вида — циклика и статика.
О задачах на сезон
Нам необходимо сформировать команду из таких ребят, которые смогут бороться за самые высокие места на самом высоком уровне. А если говорить о краткосрочных задачах этого года — то это успешное выступление на чемпионате мира, выполнение планов и так далее. Все будет решаться поэтапно.
Об атмосфере в команде
Если честно, я редко читаю прессу. А тем более желтую. Иногда жена может почитать, а потом спрашивает: «Слушай, ну что там такое творится у тебя?» (Речь идет о нескольких интервью спортсменов, вышедших в конце прошлого сезона, в которых они рассказывают о конфликтах с Александром Касперовичем. — Прим. ред.). Насчет конца прошлого сезона могу сказать — никакого скандала не было. Да, команда не выступила на должном уровне. Но это и все. У меня прекрасные отношения со всеми ребятами. Конечно, дулись на меня сначала. Думали, что у меня будет какая-то ответная реакция на их интервью. Но мне же не 15 лет. Посмотрите на мою седую голову. Я все понимаю. Они — спортсмены. Я — тренер, педагог, и должен аккуратно подходить к решению проблем. Так что отношения у нас хорошие. Во всех группах царит прекрасная атмосфера. А как будет с результатами, покажет зима. Она все и всех расставит по своим местам.