«При мне в нашем биатлоне допинга не было»

Великий тренер Александр Привалов – о том, почему сборной России будет трудно выиграть медали ЧМ в Контилахти и других темах.
news

Двукратный призер Олимпийских игр, тренер Александра Тихонова и практически всех лучших советских биатлонистов Александр Привалов не понимает, почему наши спортсмены должны выигрывать в Контиолахти.

Привалову идет 82-й год. Он чувствует себя достаточно хорошо, чтобы самостоятельно добраться из Солнечногорского района Московской области в финскую деревню Контиолахти. А мыслит достаточно свежо, чтобы понимать, как жить дальше нашему биатлону.

«ДОМРАЧЕВУ НЕ ДОГОНИМ»

- Почему мы должны выиграть много медалей? – рассуждает Привалов о чемпионате мира в Контиолахти. – Вот, Шумилова – это же лучший показатель. В начале турнира лидеры, Домрачева, Макарайнен, испытывают психологические проблемы. Нервничают, мажут. И в этих случаях шанс достается второму эшелону. Точная стрельба Кати в преследовании – это же идеальная история, но даже при таком условии мы остаемся без медали.

- Но она ведь упала.

- Но ведь полька, которая промахнулась три раза и перед последним кругом отставала на 7 секунд, Шумилову за километр какой-то догнала. Катя – молодец, выжала из себя максимум, мы должны ее только благодарить. Но хода-то нет, таков наш уровень.

- И что делать?

- Много раз уже это обсуждали. Странно, что тренеры до сих пор делают ставку на тех, кто уже не выступит на Олимпиаде в Корее. Фамилии вы знаете.

- Разве Виролайнен, Подчуфарова не выступят?

- Они  в принципе еще молоды. Но одну-двух спортсменок можно заменять на молодежь. Посмотрите на сборную Германии – это же идеальный вариант. Они поставили на молодежь, причем, подводили ее постепенно – сейчас мы видим очень сильную команду, которая к Корее станет еще мощнее.

- Но ведь результатов сразу не будет.

- Давайте определимся: мы работаем на Кубок мира или готовим сборную к главному старту. Вот, Кайшева, у нее сейчас спад, потому что ей не дали почувствовать запах Кубка мира, соревноваться с лучшими. Это очень мотивирует. Плюс, есть же наука. Мы уже сейчас можем сказать, что у кого-то результата не будет. Это природа. Фуркад может быстро бежать, Домрачева может, а кто-то, как его ни тренируй, в минутах позади катить будет. Таких спортсменов нужно уважать, конечно, но как можно делать на них ставку?

«СИСТЕМА ПИХЛЕРА НЕВЕРНАЯ»

- Может, мы разгонимся после работы Пихлера?

- Пихлер – представитель новой системы тренеров. Если проще, он строит подготовку к сезону аналогично соревновательной практике. Идет скростно-силовая работа, направленная на сердечно-сосудистую систему. Нагрузки жуткие, поэтому организмы не выдерживают.

- При Пихлере одни закончили, другие до сих пор жалуются на самочувствие.

- Об этом и речь. В советской школе акцент строится на базовую работу. Не на быстрый углеводный обмен, а на жировой. Базовая работа, жировой обмен дает в 20 раз больше энергии. Я как сейчас помню пометку в методичках: если в подготовительный период делать акцент на скоростной работе – результата не будет.

- То есть, наша проблема – в неправильно подготовке?

- В неправильной системе. Наш биатлон нужно менять. Детский тренер за что зарплату получает? За то что его спортсмен выигрывает какие-то юношеские соревнования. Получается, ребят и девчонок так загоняют, что они до взрослого спорта не дорастают. Выжимают все из них, превращают в больных людей.

- Как должно быть?

- Должна быть базовая зарплата, не зависящая от результата. Гранты должны платить первым тренерам, если их ребята до сборной дорастают, если превращаются в спортсменов, а не наоборот – из спортсменов в посетителей больниц. Мы разговаривали с Александром Кравцовым по этому поводу, будем с ним еще встречаться после окончания сезона: думать, как сделать лучше.

- Допинг в юношеском спорте – проблема?

- Не знаю, я же не в сборной.

- Но вы ведь десятки лет там были.

- При мне допинга никогда не было. Мы даже не знали, что это такое. Наш допинг – среднегорная подготовка, да обычные витамины. 

«СНАЧАЛА КОМАНДА – ПОТОМ ШИПУЛИН»

- Касперович – хороший тренер?

- Почему спрашиваете?

- Потому что сейчас его начинают критиковать.

- За что?

- Мол, есть Шипулин, который работал с Андреем Крючковым, и есть остальная команда, которая выступает не так хорошо.

- Это неправда. Что, Лапшин не прибавил? Кем он был в прошлом году? Или Гараничев? Женя сильнее стал, разве что психологически пока не так хорошо готов. Максим Цветков молодец. И правильно делает Касперович, что аккуратно подводит его к команде. Вроде и заявляет на старты, дает понюхать чемпионат мира, но в то же время и бережет. Я с Александром Владимировичем общаюсь, мы обсуждаем какие-то вопросы.

- Почему так сдал Малышко?

- Это не год Димы, а его почему-то ставят, ставят. Но Касперович сказал, что Малышко хорошо готов. Будем смотреть.

- И все-таки, что первично: Шипулин или команда?

- Команда, конечно. Антон лидер – и только. Нельзя сказать, что вот он всех тянет. В остальном – должен быть коллектив.

- Кто должен бежать эстафету?

- Тот, кто проиграет ходом меньше, чем полжизни, а хотя бы секунды. Лучше поставить тех, кто побыстрее.

- Как думаете, сколько медалей будет у сборной в итоговом зачете?

- Еще раз повторю: лидеры, которые провалили старт чемпионата, придут в себя. Поэтому выиграть что-то будет сложно. Разве что Шипулин зацепит и, если повезет, Женя Гараничев. 

Новости. Биатлон