Будто дворника выбирали. Как Александр Тихонов проиграл выборы президента IBU
«Будто дворника выбирали»… Именно так Александр Тихонов охарактеризовал проигранные Андерсу Бессеберегу выборы президента Международного союза биатлонистов. Впрочем, существуют и другие точки зрения: зарубежные коллеги назвали борьбу за главные посты в IBU самой таинственной за последние годы и признали большую победу российской заявки, сохранившей пост первого вице-президента в условиях санкций и тяжелой политической обстановки в мире.
Конгресс IBU начался 4 сентября в деревушке под Зальцбургом с большого застолья. Так полагается в столь же большой, щедрой и, главное, дружной биатлонной семье. Расходились в полночь. Встречались тяжелым утром. Без раскачки: выступления, прения, выборы президента и его первого «вице». Рассказывать о том, как пятьдесят мужчин томно складывали бумажки в урны в день пятого сентября – нет смысла. Куда нагляднее отследить содержание всего сериала о выборах: таинственного, мистического и детективного. Отметим, это наша интерпретация, без претензии на абсолютную истину.
Действующие лица
Александр ТИХОНОВ: четырехкратный Олимпийский чемпион, кандидат на пост президента IBU.
Андрес БЕССЕБЕРГ: действующий президент IBU. Хочет сохранить свой пост, хотя четыре года назад просил голосовать за него, обещая, что участвует в выборах в последний раз. 22 года во главе IBU.
Александр КРАВЦОВ: глава СБР, глава Центра спортивной подготовки олимпийцев.
Виктор МАЙГУРОВ: экс вице-президент СБР, двукратный призер Олимпиад, кандидат на пост первого вице-президента IBU.
Сергей КУЩЕНКО: экс исполнительный директор СБР. Первый вице-президент IBU.
Ноябрь-2013. Сцена первая. Идентификация преемника
Олимпийский сезон. Сергей Кущенко – первый вице-президент IBU уже четыре года как. В России его критикуют: за низкие результаты, за Пихлера, Прохорова – да за кого и за что угодно. Главное, что в международном союзе жалуют. Бессеберг то там, то тут бросит, мол, появился у меня достойный преемник «КущЕнко»(именно с ударением на «Е»). Вроде мельком сказано, а ведь цепляет. Президенты зарубежных федераций смиренны. Передача власти запущена. Якобы.
Конец января-2014. Сцена вторая. Допинг
За неделю до Олимпиады на одном из норвежских(!) сайтов появляется информация о том, что в крови двух россиянок найден допинг. Позже IBU называет фамилии – это Ирина Старых и Екатерина Юрьева. Как позже признается Бессеберг: «россиянок вели давно». Вели, похоже, без ведома Кущенко, который мощную часть своей работы посвятил борьбе допинга. Вопрос: неужели Андрес не делился подозрениями с другом-Сергеем?
Начало марта-2014. Сцена третья. Преемник выдвинут
Олимпиада в Сочи отстрелялась. Шипулин затащил золото. Счастливые Кущенко и Бессеберг фоткали Антонху после пресс-конференци
Апрель-2014. Сцена четвертая. Революция.
Срок полномочий Кущенко и Прохорова истекает. До новых выборов в СБР остается пара недель, когда руководители проводят пресс-конференци
Май-2014. Сцена пятая. Хитрый лис
И тут на авансцену вновь выходит Бессеберг. На «Гонке чемпионов» в Москве он заявляет: «Пойду на выборы. Меня так попросили, убедили». Делает он это вовремя. Конкурентов нет. Россия отыграна. Теперь перед СБР другая сложнейшая задача – сохранить пост первого вице-президента, который в сентябре покинет Кущенко. Все начинается с нуля. Политическая обстановка ухудшается с каждым месяцем. Плюс ко всему, в самом союзе биатлонистов сходятся два лагеря: старый, прохоровский и новый, из тех, кто прежнюю власть лихо критиковал. Избранный президент СБР Александр Кравцов занимает нейтральную позицию.
2 Августа-2014. Сцена шестая. Междоусобица
В начале августа правление СБР выносит странное решение. Впервые за всю историю IBU на выборы от одной страны идут два кандидата. Александр Тихонов – в президенты. Виктор Майгуров – в первые вице. Причем, представляют они противоположные лагеря. Начинается внутренняя борьба. Шансов, что выберут обоих – нет. Одного – возможно. Никого – вероятнее всего.
25 августа. Сцена седьмая. Тюменские интриги
Россия рискует остаться без представителя в IBU. Александр Кравцов стоит перед сложным выбором – нужно сделать ставку на одного кандидата. Президент СБР проводит пресс-конференци
5 сентября. Сцена восьмая. Развязка
Журналисты, прибывшие на конгресс в австрийский Санкт-Вольфганг, удивлены: в российской заявке значатся все те же два кандидата. И тут ситуация и замысел Кравцова распутывается. Объявив в Тюмени о ставке на Тихонова, президент СБР, во-первых, успокоил Александра Ивановича, яростно вступившего было в междоусобицу. Во-вторых, блеф спровоцировал усиленные переговоры по Майгурову – несговорчивые иностранцы уже готовы были идти на уступки. «Лишь бы не Тихонов», - говорили они. В третьих, были учтены интересы того же Кущенко, друга и Майгурова, и Бессеберга. Сергей Валентинович до сих обладает серьезным влиянием в IBU. В результате, Тихонов громко проигрывает выборы президента, на победу в которых мы и так не могли рассчитывать. Зато Майгуров набирает больше половины голосов и оставляет за нами пост первого вице-президента, в ситуации, когда любой голос в пользу России для европейца если не подвиг, то смелость.
- С Тихоновым общались? – спрашиваю Кравцова.
- Общался, отвечает.
- И как?
- Тяжело!
Сам же Тихонов отделывается длинным комментарием, под занавес которого выдает фразу: «На выступление три минуты дали. Такое ощущение, что не президента IBU, а дворника выбирали». Если бы дело в выступлении. Политика, Александр Иванович. И большая победа.