Великий пост
Михаил Прохоров передал пост президента СБР Александру Кравцову. Уходя, российский бизнесмен оставил пять заветов и 528 папок, с изучения которых новый президент пообещал начать работу.
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ МИХАИЛ ПРОХОРОВ: НЕТ НИКАКОЙ БИАТЛОННОЙ СЕМЬИ
В конференц-зале московской гостиницы лежали ижевские винтовки, стояли таблички с биатлонными фамилиями и много-много коробок и папок с бумагой. В одних – отчеты, которые Михаил Прохоров, уходя с поста президента СБР, оставлял последователю, в других – бюллетени для выборов. «528 папок», – уточнял Прохоров, произнося последнюю речь в роли президента Союза биатлонистов России. За шесть лет правления биатлоном Прохоров потратил 100 миллионов долларов, зато, как сам признался, он оставил союз с активами, в десять раз большими, чем были до его прихода. К сожалению, на Олимпиаде в Сочи это не совсем помогло:
– Мне хочется избавить новую команду от двух мифов. Первый – что у нас есть какие-то секретные советские разработки, которые помогут нам выиграть. Никаких секретных разработок не осталось. Второй – миф дружной биатлонной семьи. Такой семьи не было и не будет. Причина – сама природа биатлонного спорта, который воспитывает настоящего лидера и индивидуалиста.
Нужно распустить тренерский штаб в его нынешнем виде и создать несколько тренерских конкурентных команд, каждая из которых может внедрять свои методики и работать по своей программе. Нужно продолжить индивидуализацию тренировок. Это современный тренд, и нужно тренироваться в небольших группах с разными тренерами по разным методикам.
Если вы выберете человека, которого я могу назвать своим единомышленником, дальнейшую помощь я буду оказывать. Нет – не обессудьте.
Нам следует создать 10 школ олимпийского резерва для подготовки новых тренеров и предусмотреть одну школу, которая находилась бы на высоте, чтобы дети в возрасте от 13 до 18 лет могли там постоянно тренироваться. Вы все знаете, почему Мартен Фуркад показывает такой результат, – он родился на высоте.
– Каким будет ваше дальнейшее присутствие в российском спорте?
– Мы с Сергеем Кущенко очень скоро вас оповестим о своих планах.
ПРЕЗИДЕНТ АЛЕКСАНДР КРАВЦОВ: ЗАЧЕМ МНЕ МЕНЯТЬ СТРАТЕГИЮ ПРОХОРОВА?
Михаил Прохоров был похож на врача, который рассказывал о ранении родным и близким. Когда те не поверили, он откинул простыню и показал рану. Теперь Александру Кравцову нужно будет ее обработать, аккуратными стежками зашить, а в идеале еще и свести шрам, чтобы осталась гладкая и чистая кожа. В медицинских способностях нового президента сомневаться не приходится. Кравцов много лет возглавляет Центр спортивной подготовки сборных команд и еще до Олимпиады в интервью «Советскому спорту» рассказывал, как мало сегодня тренеров, владеющих химико-биологическим анализом, понимающих элементарные основы спортивной медицины.
На выборах у Кравцова конкурентов не нашлось.
Из восьми кандидатов отзаявились шесть. Напоминало чемпионат по боксу, где против явного фаворита иногда отказываются выходить. У совсем молодого оппонента Алексея Ермашова Александр Кравцов выиграл нокаутом. Ермашова поддержал единственным голосом Сергей Кущенко, за Кравцова голосовало большинство.
– К заветам Прохорова прислушаетесь?
– В последние годы перед Олимпиадой мне пришлось достаточно тесно работать с Михаилом Дмитриевичем, и я должен сказать, что у него довольно много здравых и рациональных предложений, мыслей. Было бы глупо не слушать человека, у которого уже есть опыт работы.
– Менять стратегию вы не будете?
– Зачем? Мы просто упорядочим отношения между всеми звеньями, и каждый спортсмен будет понимать, что он прежде всего профессиональный спортсмен, а каждый тренер будет понимать, что он профессиональный тренер. Группа, которая их обслуживает, – она обеспечивает, а не вмешивается в соревновательный и тренировочный процесс. У нас была ситуация, когда 60 процентов тренеров в национальных командах не владели программой теории и методики физической подготовки спортсмена. 90 процентов не знали, как применять химико-биологический анализ.
– Вы тоже за индивидуализацию подхода и создание отдельных групп?
– Скажите, когда великие музыканты писали свои выдающиеся произведения, им тоже кто-то помогал сидеть за инструментом, нажимал на клавиши? Творчество тренера любого уровня заключается в том, что он должен иметь право на принятие самостоятельного решения. Если такое право отсутствует, его замучают советами. В 2011 году мы с Виталием Леонтьевичем (Мутко. – Прим. ред.) дали добро на отдельную группу Легкова. Президент федерации предложила нам нести ответственность за результат. Напомним, на Олимпийских играх в Сочи группа Легкова взяла золотую, серебряную и бронзовую медали.
– Что скажете о своих помощниках?
– Я сторонник довольно простого подхода: каждый заместитель должен быть умнее начальника в десять раз, но в своей отрасли.
– Еще один тренер-иностранец возможен?
– Квалификацию иностранных тренеров нужно использовать там, где у нас есть проблемы и пробелы, но после себя они должны оставить программу, методики и обученных специалистов. Поэтому в контракте с иностранцами не должно быть пустых мест. Мы должны ясно понимать, чего мы от них ждем, на какой результат рассчитываем.
– С чего начнете?
– Помимо маленького голубого завещания, которое оставил мне Михаил Дмитриевич, я бы хотел посмотреть все те папки. Посмотрев это, я смогу понять, как развиваться, чтобы не повторять то, что уже было сделано.
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ
АЛЕКСАНДР ТИХОНОВ: КРАВЦОВ – ОХОТНИК И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПЛОХИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов признался, что с новым президентом его связывает крепкая дружба.
– Не сомневался в том, что Александр Михайлович Кравцов будет выбран, – говорит Александр Иванович. – Кравцов – мой друг, но я не поэтому за него голосовал и уговаривал, даже когда министр его не отпускал. Я работаю в центре Кравцова, и почти всегда наши мнения по ключевым вопросам совпадают. Ну и, кроме всего прочего, мы с Александром Михайловичем охотники, а, как сказал Тургенев, «Охотник не может быть плохим человеком». Я только одного не мог понять: мне кажется, Барнашову и Майгурову сегодня стоило встать и по-мужски сказать: «Мы подаем в отставку». Вот Прохоров говорил, что у нас нет биатлонной семьи. Я так отвечу: какая семья была у нас, такой не было ни в каком другом виде спорта.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр КРАВЦОВ
Родился 24 января 1953 года в городе Пружаны (Белоруссия).
Образование – Ленинградское высшее военно-политическое училище, Хабаровский институт физкультуры, тренерский факультет.
С 1991 до 2002 года – личный тренер многократной олимпийской чемпионки Ларисы Лазутиной.
В 1997 по 2003 год – директор Охинской ДЮСШ, а затем созданной на ее базе школы олимпийского резерва.
С 2003 по 2005 год – государственный тренер по лыжным гонкам.
В 2005 году – начальник управления зимних видов спорта в Центре спортивной подготовки сборных команд России.
С июля 2009 года – директор Центра спортивной подготовки.
Заместитель главы российской делегации на летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, глава российской делегации на Олимпийских играх 2014 года в Сочи.
Мастер спорта по современному пятиборью, кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, заслуженный тренер России.