Светлана Слепцова: Я потеряла себя
Светлана Слепцова возобновила карьеру на чемпионате России в родном Ханты-Мансийске и даже выиграла бронзовую медаль в эстафете. Однако после гонки Светлана призналась в проблемах со здоровьем и психологией.
ЛЕГКОМЫСЛИЕ С БРОНЗОЙ
Когда стартер ханты-мансийской команды Ульяна Денисова мажет семь раз, крутит штрафные круги и минуты отставания, на тренерской бирже злопыхают.
– Когда тянешь кого-то на подиум – всегда оказываешься сзади или в заднице! – бросает известный российский специалист. Слушатели делятся на две группы: одни кивают, другие хохочут. Но все с едким замечанием согласны.
Этот «кто-то, которого тянут», как вы поняли, Светлана Слепцова. В команде с той же Денисовой, Екатериной Шумиловой и Евгенией Селедцовой на первое или второе место мог бы заехать даже перворазрядник. Но это на бумаге. На деле же подруги олимпийскую чемпионку огорчают, передают эстафету без сладкого отрыва. На свой, третий этап Слепцова уходит второй, в сорока секундах от лидера. Именно уходит: потому что не бежится, не дышится, потому что нет сил и веры в эти свои силы.
Три круга мучений, и на передаче эстафеты она уже четвертая, проигрывает две минуты и даже не идет по трассе, а еле стоит. Впрочем, когда мощная Селедцова на финише выиграет бронзу, Слепцова приосанится, заберется на подиум и, улыбаясь, будет позировать с медалью. Будто только она ее выиграла, будто рада, будто всем все доказала. Легкость мысли и тела – кажется, именно за такое поведение Светлане заочно надели корону на голову и поставили диагноз «Звездная болезнь», не пытаясь выяснить, что она думает и чувствует на самом деле.
НАСЛЕДИЕ ПИХЛЕРА
– Да какая там радость?! – отмахивается Слепцова, когда я догоняю ее у вакс-кабины. Она сама тащит три пары лыж с трассы по сугробам. Так поступает любая избалованная знаменитость, ведь правда?
На вопросы Светлана отвечает сбивчиво, сжимая губы в белое. – У меня нет ни хода, ни стрельбы. Не понимаю и не могу объяснить, почему все так плохо. Не узнаю, потеряла себя. Выступила как могла.
Хорошо, что добежала. Самочувствие не дало бороться. Но ладно лыжня – еще и «стойка» с «лежкой» не сложились.
– После спринта вы говорили, что затекают ноги.
– То же самое осталось. Но куда хуже, что тяжело дышалось. Организм просто шокирован. Три месяца ничего не делала, а тут побежала. Куда там нормально работать... Провела, конечно, три недели сборов в Антерсельве, но они мне не помогли совсем.
– Почему так происходит?
– Не знаю. Стартуешь, а у тебя через двести метров затекают мышцы. Нужно обязательно заняться здоровьем, пройти полное обследование.
– Вы разве после Пихлера не проверились? После него некоторые девушки, например Коровина, сердце сажали.
– Еще не успела. Но понимаю, что его тренировки даром не прошли. Столько сил было отдано, столько бесполезной работы сделано. Работа с Вольфгангом показала мне ошибки, которые никогда больше не допущу.
– Экс-старший тренер сборной Александр Селифонов, который должен был контролировать Пихлера, признался, что вы жаловались на методы работы немца.
– На сборе в Тюмени поняла, что чувствую себя все хуже и хуже. Вновь повторялась история двух последних лет, когда приходится работать по неподходящей системе. Искала защиты у тренерского штаба, просила повлиять на Пихлера, но он никого не послушал. Привел цифры, анализы, мол, все в порядке.
– Ему вообще можно было что-то доказать? Он мог хоть кого-то послушать?
– Нет.
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА
– Дело ведь не только в «физике»?
– Признаю, сломана психологически. Ничего не получается – вот и загоняю себя в угол. Карьера идет под откос, веры не остается.
– Но вы же хотите продолжать?
– Конечно, хочу вернуться, соревноваться. Но понимаю, будет сложно. И окончательного решения еще не приняла. Вполне возможно, что оставлю спорт.
– Ваша подруга Ольга Вилухина обещает: так просто вы не сдадитесь.
– Меня многие поддерживают: Оля, личный тренер Валерий Захаров, семья, друзья.
– Евгению Гараничеву в сложный момент по ходу сезона помог психолог. Он выбрался из ямы, выиграл медаль в Сочи.
– С этим психологом тоже общалась. Его, кстати, просят не называть психологом. Он скорее друг, который может выслушать. Контакт с ним очень помог, открыла для себя много нового. Казалось, что чувствую себя лучше, но случился провал на эстафете в Анси. Меня поставили на первый этап, чтобы выступление было замечено. Но результат оказался удручающим. Тогда и поняла: надо заканчивать.
Хотя бы на время.
– Сейчас, когда вы вернулись, рассчитываете тренироваться в сборной?
– Да кому я нужна сейчас, когда заслуг нет? Понимаю, Слепцову просто не за что брать. Да, конечно, хотела бы поработать с Владимиром Королькевичем. Мне Оля (Вилухина. – Прим. ред.) много добрых, интересных вещей о нем рассказывала. Но пока, повторюсь, нужно успокоиться, проверить здоровье и принять решение – продолжать ли карьеру.
ОТРИЦАНИЕ «ЗВЕЗДОЧКИ»
– Сложно жить без спорта?
– Восемь лет была в сборных. Ездила по миру: тренировки, гонки, новые города. В первый месяц простоя начала скучать.
– У вас непоседливый характер. Почему не переехали, например, в Москву?
– В Ханты-Мансийске и впрямь не так много мест, где можно провести время. Было скучновато, хоть и друзья рядом. Но понимаете, это мой родной город. Он такой, какой есть.
– Вы мечтали поехать на Олимпиаду в Сочи, но оказались там в качестве зрителя.
– А что нужно было делать? Закрыться дома и сидеть безвылазно? Чего бы я тогда доказала? Я отпустила эмоции: смотрела разные виды спорта, почти на всех побывала. Прикольно было болеть за ребят и девчонок в биатлоне. Не получилось участвовать, ну чего теперь сделаешь?!
– Вилухина сказала, что собирается летом в круиз. Поедете с подругой?
– У меня другие планы. Не до отдыха. Буду заниматься здоровьем и попробую начать карьеру с нуля.
– Сейчас, посмотрев назад, чувствуете, что в один момент карьеру Слепцовой сломал не Пихлер, а ваша собственная звездная болезнь.
– Мне так не кажется.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Валерий ЗАХАРОВ, личный тренер Светланы Слепцовой:
– Света говорит, ноги у нее затекают. Да после Пихлера должна голова затекать! Еще прошлым летом говорил, что ей нужен год покоя – откатываться, не тренироваться. Сейчас своего мнения не меняю. Кстати, в начале сезона хотел отправить Свету в группу Королькевича, но она выбрала немца. Почему – не знаю. Предполагаю гипноз.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Светлана СЛЕПЦОВА
Родилась 31 июня 1986 года в Ханты-Мансийске.
Олимпийская чемпионка Ванкувера-2010 и чемпионка мира Пьенчанга-2009 в эстафетах.