Президент союза биатлонистов Югры Владимир Калашников: Купите лыжную мазь деревенскому мальчишке!

Одна бронзовая медаль на экваторе чемпионата мира – не слишком приятный старт для российских болельщиков, пусть даже за последние годы они и начали привыкать к бледным выступлениям команды на главных стартах сезона. Тем удивительнее слышать от руководств
news

 

Одна бронзовая медаль на экваторе чемпионата мира – не слишком приятный старт для российских болельщиков, пусть даже за последние годы они и начали привыкать к бледным выступлениям команды на главных стартах сезона. Тем удивительнее слышать от руководства СБР заявления о том, что «в рамках создания единой системы в отдельной спортивной федерации они уже близки к эталону». О причинах нынешних трудностей сборной команды решил высказаться президент Союза биатлонистов Югры Владимир Калашников.

- Нынешний олимпийский цикл вроде бы должен быть для нас ударным – дело идет к домашней Олимпиаде. Однако, вместо этого вот уже третий чемпионат мира складывается для нас не блестяще. В чем причина?

- Причина, на мой взгляд, комплексная. Первая – смена поколений. Скорее даже прерывавшийся процесс успешной эволюции. Ведь на протяжении многих лет смены могут проходить без «ущерба качеству», но рано или поздно наступает сложный период. Скажем, для женской сборной на протяжении долгих лет хорошим результатом на чемпионате мира считались две золотые медали, а одна – обязательным минимумом.

- Заметим, такой результат был нормой даже сильно после распада СССР…

- Мы еще долгое время эксплуатировали наследство выстроенной спортивной системы. Я не претендую на единственно правильное мнение, но обращу внимание - во всех наших прежних биатлонных сборных подавляющее большинство лидеров были уроженцами и выходцами деревень или небольших поселений. В 90-х годах много сельских и поселковых секций попросту прекратили существование, лишив нашу селекционную «пирамиду» той самой основы, которая, в конечном счете, питала сборную. Именно поэтому, возглавив, без малого год назад, Союз биатлонистов Югры, наша команда первостепенное внимание обратила на восстановление в округе региональных секций и лыжных станций.

- В любом случае, мало кто из перспективных юниоров дорастает до побед во взрослом разряде.

- Тут должна работать система. И деньги в этой системе – еще не самое главное. Вот, скажем, в Ханты-Мансийске практически нет проблем, чтобы изыскать средства. Но что и как финансировать? Слышали должно быть такую старую поговорку «Спорт в массы – инвентарь домой». Так вот инвентарь, оборудование, мази, спецтехника – должны стать основой, на которой будут строиться периферийные и поселковые секции.

При этом у нас только в ушедшем году для биатлонных и лыжных (как для базового вида спорта) секций было приобретено оборудования и инвентаря на 6 миллионов долларов – и это только начало. Мое мнение таково – увлекшись в свое время мировым биатлоном, Ханты-Мансийск забыл о том, чем этот биатлон питается (справедливости ради стоит сказать – практически вся страна «забыла») – и вот сейчас пришло время восстановить пришедшую в упадок систему.

- Союз биатлонистов России, если верить программе развития до 2020 года занимается тем же самым…

- Видите ли, история всей нашей страны показывает, что инициативы, спускаемые сверху, малоэффективны и редко встречают понимание в массах. Кроме того, в самом названии – Союз биатлонистов России – ключевым словом, на мой взгляд, является слово «союз». Союз, как известно, добровольное объединение. В нашем случае – объединение сильных региональных организаций. И чем больше их – тем лучше для Союза, поскольку можно быть уверенным, что принятое союзом коллегиальное решение получит ход и послужит развитию биатлона.

Ханты-Мансийск с середины 90-х годов являлся лидером и творческой лабораторией отечественного биатлона. Мы предпримем все усилия для того чтобы он оставался им и далее, но вместе с тем мы заинтересованы чтобы в России было как можно больше территорий, где центры биатлона могли бы соперничать с нашим – поскольку творческая конкуренция приносит лишь пользу общему делу.

Что же касается нынешнего положения дел в СБР – проблем тут хватает. В частности, нас не устраивает положение – когда мы отправляем в тренировочный лагерь сборной хорошо подготовленных спортсменов, а спустя какое-то время большая часть этих спортсменов возвращаются к нам в «разобранном» состоянии и нашим специалистам приходится ломать голову как их восстановить. Нам кажется недопустимой практика – когда статус тренера сборной принижается и спортсмены решают свои вопросы через его голову: уезжают со сборов раньше времени, не выполняют требуемого объема работы, добиваются для себя исключительного положения (например, ездят на сборах на дорогих арендованных личных автомобилях – специалисты понимают о ком я говорю) и так далее. Кроме того, мы считаем, что пора решительно искоренить практику «двойных зачетов» - когда спортсмен представляет несколько территорий, часто отстоящих друг от друга на тысячи километров.

 

Новости. Биатлон