Главный тренер ЦСКА Евгений Пашутин: Когда твоих игроков бьют, схему можно не рисовать
В редакции «Советского спорта» побывал главный тренер ЦСКА Евгений Пашутин. Позади у армейцев – жесткая серия плей-офф Евролиги с «Кахой Лаборал», впереди -- через месяц - «Финал четырех» в Париже. На скамейке – молодежь. В резерве – рвущийся в бой, но пока не оправившийся от тяжелейшей травмы Матьяж Смодиш. Чтобы обсудить все это, и часа оказалось не достаточно.
Андрей ШУМАКОВ
«ХОРОШО ОТЗАЩИЩАЛСЯ – УЖЕ МОЛОДЕЦ»
- Можно ли назвать нынешний ЦСКА – неким микстом игровых моделей Блатта, Ивковича, Мессины?
- Все эти тренеры – гранды европейского баскетбола. Но у всех разные игровые модели. Говорить о каком-то миксте – некорректно. У нас же не винегрет, не новогодний оливье. У нас сейчас своя модель. Есть группа лидеров – вожаки и молодежь. Если молодые игроки понимают свою роль, понимают, что своим выходом на площадку должны в первую очередь не навредить, то все хорошо. Успешно отзащищался – уже молодец. Вот вышли Курбанов и Соколов в Испании в матче с «Кахой», выполнили три защиты, дали передышку Шишкаускасу и Кауну. Пусть и не набрали очков, но оказали колоссальную помощь.
- Но болельщики эту помощь вряд ли могут оценить…
- Возможно, для постороннего взгляда это не так заметно, но те три минуты позволили перевести дух лидерам, и на последние минуты вышли свежие Каун и Шишкаускас. Думаю, это и был один из переломных моментов. Каун, например, сделал после этого два «лишних» подбора. Получается, что молодые ребята – молодцы. Они поняли свою роль, играть от защиты, от подбора. И потом, если свободен, если ситуация предоставляется, атакуй.
- В начале сезона все было немного не так?
- В начале сезона были 12 новых игроков, каждый хотел себя проявить, отметиться в протоколе очками. Получалось недопонимание. Сейчас все пришло к общему знаменателю. Не могут быть 12 забивающих игроков в команде – нигде, ни в НБА, ни в Европе, ни в «Дрим-тим». Есть лидеры, есть среднее звено и есть те, кто защищается. Это закон природы.
- И у вас перед сезоном тоже была заповедь – «не навреди»? С учетом того, что костяк команды все-таки остался, и главное было сохранить игру.
- Можно провести такую параллель. Но для тренера во главе стоит результат. Если он не приходит, то кредит доверия к нему тает. В ЦСКА все привыкли к победам.
«МЫ ГОРИМ, НО НЕ ПАНИКУЕМ»
- В интервью нашей газете президент ЦСКА Андрей Ватутин, говоря о вас с Дмитрием Шакулиным, сказал: у нас появились свои Быков и Захаркин.
- Что ж, это лестно. Это замечательные тренеры, выиграли два чемпионата мира по хоккею. Но нам до этого еще нужно пройти большой путь, чтобы реализовать потенциал. Это сравнение – для нас с Дмитрием аванс.
- Как делятся полномочия в вашем тандеме?
- В тренерском штабе необходимо иметь полярные мнения. Но решения принимаю я и ответственность вся на мне. Знаете, работу помощника часто недооценивают - когда приходит результат, вторые тренеры обычно остаются в тени. А ведь без их помощи невозможно было бы достичь результата. У нас с Дмитрием полностью доверительные отношения. Это очень помогает в критических ситуациях, таких, как в Испании, когда судьба матча висит на волоске. И при этом нет никакой паники, мы всегда с холодной головой обсуждаем моменты, которые происходят на площадке. Если появляются какие-то трения в тренерском штабе, игроки это чувствуют. У нас никакого недопонимания нет.
- Во время игры успеваете услышать друг друга?
- Естественно. Но подсказ не происходит каждую секунду. Только в критические моменты игры. Или в концовке.
«КОСО ПОСМОТРИШЬ – НАВРЕДИШЬ КОМАНДЕ»
- Все сейчас восхищаются тренером «Партизана» Вуйошевичем, который отдавая лидеров, каждый сезон проходит со своей командой все дальше и дальше.
- Он молодец, конечно, но думаю, на «Партизан» работает вся Сербия. Вуйошевич отдает пятерых, но тут же из других сербских команд пятерых берет. Плюс не забывайте, что президент его клуба - Саша Данилович, замечательный в прошлом баскетболист и талантливый менеджер. Плюс – поддержка 20 тысяч болельщиков на каждом матче. Вся политика развития клуба направлена на то, чтобы вырастить молодых сербских игроков. Это дает результат.
- Кого вы считает своим учителем?
- Всех, с кем доводилось работать. Я наблюдал, как Ивкович, Блатт и Мессина тренируют, как строят игру. С первого дня, как приезжал тренер, обращал внимание на то, как он проводит сборы, как ставит защиту, как ставит нападение, как общается с игроками: со всеми одинаково или с какими группами игроков по-разному. Это та школа, которую нужно пройти, в книжках про это не прочитаешь. Можно узнать теорию, но отношениям никто не научит. Команда - это не один человек, который побежал 10 километров, или поплыл 100 метров. Тут не так посмотрел, не то сказал, и из-за этого может повредиться весь командный механизм.
- В полуфинале Евролиги ЦСКА мог встретиться с «Реалом» Этторе Мессины. Некоторые говорили, что это очень плохо, мол, Мессина знает, кто у армейцев, на что способен…
- А еще все обсуждали, с кем лучше играть в плей-офф – с «Кахой», «Цибоной» или «Химками». Кто выйдет – с тем и будем играть. Нельзя думать, что ты хитрее кого-то. Нельзя выбирать соперника – иначе твоя команда провалится. Мы желали Этторе победы над «Барсой», потому что он тренировал ЦСКА, и приводил наш клуб к победам, но что случилось, то случилось. Его «Реал» проиграл «Барселоне». Для нас главное, что мы попали в «Финал четырех». Еще раз доказали, что у нас есть клуб – лучший в Европе по организации, по селекции.
- Пашутин состоялся как тренер?
- Об этом пока рано говорить. Даже мой первый сезон в качестве главного тренера ЦСКА еще не закончился. Рано итоги подводить. Сейчас промежуточное состояние – что-то хорошее уже сделано, но главный бой еще впереди.
Полную версию интервью с Евгением Пашутиным читайте в свежем номере «Советского спорта»