Виктор Хряпа: Знал, что вернусь из НБА в Россию
Форвад ЦСКА Виктор Хряпа интервью журналу PROспорт рассказал об опыте, полученном в сильнейшей лиге мира и признался, что знал о том, что вернется в Россию.
- Журналисты в один голос говорят, что в этом сезоне ты лучший игрок команды, да и чемпионата России в целом. Ты с этим согласен?
- Не мне решать. Я игрок. Лучшего определяют тренеры, специалисты - у них свои критерии. Про себя я чувствую, что провел хороший сезон. Играю почти в каждом матче - не важно, в старте или со скамейки выхожу, но пытаюсь по мере сил помочь команде. А насколько ценна эта помощь, пусть другие решают. Конечно, командного результата мы могли добиться и большего, но это баскетбол - всегда выигрывать нельзя. Хорошо, что у нас такая команда подобралась, которая никогда не сдается.
- Твои представления об НБА, когда ты туда ехал, совпали с действительностью?
- Это была мечта, что-то заоблачное, сверхъестественное. Но проходит две недели, месяц, и ты понимаешь, что игроки - такие же люди, как ты, с ними можно играть. Ничего страшного.
- Но это если играть. А если сидеть на скамейке? Не жалеешь о потерянном времени в «Чикаго»?
- Бывали, конечно, моменты, когда спрашивал: ну почему я, почему со мной это происходит? Но у каждого свой путь. И я рад, что с него не свернул, как бы тяжело мне ни было. Когда я только приехал в НБА, получил серьезную травму, потребовалась операция. Казалось - как так? Все ведь только начинается! Восемь месяцев пропустил. Но вернулся быстрее, чем прогнозировали врачи. Только благодаря желанию и рвению. Следующий сезон я уже провел много лучше. НБА - это такая лига, где нужно быть очень удачливым. Без этого никуда. Оказаться в нужном месте в нужное время очень трудно. Найти именно ту команду, которой ты нужен. Поэтому так много игроков путешествуют туда-сюда. Я не обижаюсь на судьбу. Можно было лучше, но сложилось все так, как сложилось. Во втором сезоне в «Чикаго» я понял, что тренер даже не хочет меня пробовать, хотя я вернулся с победного чемпионата Европы, где играл в команде не последнюю роль. Но Америку это вообще не интересует. Они варятся в своей лиге.
- В такой ситуации запросто можно потерять всякий интерес. Солдат спит, служба идет.
- Это был психологически тяжелый момент. Ты приходишь недовольный домой, дома семья, на которую сбрасывать свои отрицательные эмоции не хочется. Только благодаря им я выдержал этот год в Чикаго. И понял окончательно, что надо искать другие пути.
- Америка тебя чем-то удивила?
- Категорически удивила вся система, которая держится только на менталитете граждан. Все законопослушны, все всё делают по правилам, хотя за этим особого пристального наблюдения нет. Все очень просто. Если тебе нужна машина, она здесь, квартира - обращайся сюда и так далее. Это не меняется никогда. Можно запланировать за месяц, что ты поедешь куда-то. И ты поедешь. С одной стороны, это хорошо, с другой, ты не прикладываешь никаких усилий, чтобы что-то получить.
- Если бы удачнее все сложилось с НБА, не думал остаться там жить?
- Нет. Менталитет у меня русский. Когда мы обустраивали свою жизнь в Америке, мы всегда думали, что вернемся. Там другие отношения между людьми. Друзей - как мы это понимаем - нет. Пока ты в раздевалке, в команде, все друзья, вышли - и разъехались в разные стороны. У нас же не так: если дружим, то по полной - туда вместе, сюда вместе. Наглядный пример - это американское Рождество. Главный их праздник. Все к нему готовятся очень долго. Ажиотаж, кипеж, суматоха. Но как только они обменялись подарками, расходятся каждый по своим домам. Уже к пяти-шести вечера на улицах никого.