Калманович: Баскетболистки не могут играть 13 месяцев в году
Женский подмосковный «Спартак» выиграл в этом сезоне баскетбольную Евролигу. В следующем сезоне в розыгрыше этого турнира примут участие 24 клуба, четыре из которых – российские. О перспективах российского женского баскетбола и «Спартака» в интервью обозревателю «Газеты» Валерию Вингурту рассказал генеральный менеджер подмосковного клуба Шабтай Калманович.
- Вы выигрываете с разными клубами уже третью Евролигу. А между тем, когда началась церемония награждения и вы взяли в руки микрофон, было заметно, что вы волнуетесь. Неужели новизна ощущений не стерлась?
- Волновался я не из-за победы, не из-за третьей Евролиги. Процедуры церемонии как таковой в кубке Евролиги не предусмотрено. Я волновался и нервничал, потому что она появилась экспромтом во время игры. Не было даже времени объяснить профессиональному ведущему, как провести. Да, я нервничал, но, получается, совсем по другому поводу. Это все был экспромт.
- То есть вы все-таки хотите сказать, что для вас выигрыш Евролиги - обыденность?
- Конечно нет! Конечно же, я переживал. Мне было легко первые две четверти, когда я увидел, что испанская команда вышла проигрывать. Испанки не верили в себя первые две четверти. Они пришли проигрывать кубок с почетом. И я безумно начал переживать, когда увидел, что в третьей четверти они вышли играть на победу. Наказать нас. И мы немножко растерялись. И сократилась разница до одного очка. Нет, ну как можно не волноваться, как можно не бояться - это же баскетбол, это же спорт. Двое моих знакомых, очень состоятельные люди, поставили сотни тысяч долларов на команду Самары. Ставки у букмекеров были с очень приличным коэффициентом в пользу Самары. И только горсточка людей и сами игроки верили, что мы можем выиграть. Я видел заявление Энн Воутерс. Солидное, спокойное, умное и аргументированное: «Мы у них выиграли три раза, мы выиграем и четвертый раз. Мы били «Спартак» и будем бить, сколько захотим». Я знаю, что самарским девчонкам пообещали перед игрой солидные бонусы. И что в итоге? Разве это не сюрприз? Это был один из самых лучших матчей в женском баскетболе, которые я когда-либо видел!
- «Спартак» выиграл, и многим кажется, что победа в Евролиге была одержана не только и не столько на паркете.
- Полностью согласен. Я вспоминаю, как встретился с директорами нескольких клубов перед началом сезона и остался в меньшинстве, когда пробовал уговорить их, объяснить, что количество команд неправильное и продолжительность чемпионата России неправильная, потому что за шесть с половиной месяцев сыграть 50 матчей женщина не может! С нашими перелетами… Оказалось, что никто не считал, сколько матчей надо играть. Итак: 12 девушек. 50 матчей за сезон. С переездами - Красноярск, Новосибирск, Брно, Екатеринбург, Испания. Не могут девушки столько сыграть! И мы игроков покупали. Да, это стоит больше денег. Вот вам простой пример: разыгрывающая Самары, потрясающая Лоусон, была травмирована несколько игр. И что? Самара их проиграла. Они проиграли «Динамо» и Вологде не потому, что Самара слабее. Я думаю, что одна из причин этих проигрышей - команда устала. Не рассчитали силы. Маша Степанова не может играть 13 месяцев в году в баскетбол. И никто не может столько играть. Именно поэтому мы и воспользовались правилами Евролиги о неограниченном количестве иностранных игроков и рассчитали дозаявки. Есть пищевые добавки, а мы рассчитали, в какой месяц какого игрока добавить. И оказалось, что расчет правильный.
- В какой раз Евролигу было сложнее выигрывать? В первый, второй, третий?
- В третий. С УГМК я еще многого не знал. Мне неясна была система продюсирования, иными словами, запутанная система отношений в команде. Я не совсем понимал, что важнее: социальные отношения или баскетбольные связи. Но чувствовал, что если атмосфера в команде нехорошая, то никакой набор игроков не сыграет. Этого я не знал, и с УГМК мы проскочили на элементе неожиданности, сюрприза. Никто не думал, что мы такие сильные. Это был потрясающий набор сборной России, русских девушек. Как раз после клича Чернова «вернуть всех в Россию», который мы выполняли. На этот же раз все пришлось делать в новой системе, в соперничестве с явным лидером. Это и проще, поскольку сам все знаешь, но и сложнее, потому что ты не один такой умный.
- Несколько лет назад вы сказали, что женский баскетбол получил в России новое развитие благодаря личным симпатиям двух-трех человек.
- Сейчас таких людей около десяти. К сожалению. Или к счастью.
- Вы, получается, между собой и выясняете отношения?
- Да, да, да. Чернов - РФБ, Козицын, Кудряшкин - УГМК, Захаров, Михалевский - «Динамо», Кущенко, Ищук - ЦСКА, Громов, Бодунков, Шабтай - Московская область и фанатизм Вологды и Оренбурга. Вся интрига, все первенство - между этими людьми. У нас нет договорных матчей. Кладу все что угодно на отсечение. У нас самая сильная лига. В России сегодня играет фактически сборная мира.
- А вдруг кому-то перестанет нравиться то, что он делает?
- Не дай бог. Надеюсь, что они если и уйдут, то только тогда, когда подготовят себе замену. Мне сегодня уходить не страшно. Люди, которые со мной работают, без меня помучаются два-три месяца, а потом все станет нормально. И это хорошо. Потому что никакой успешный бизнес не может зависеть от одного человека.