Александр Попов: От наших лидеров исходит маловато позитива
Вот уже ровно год, как четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов председательствует в физкультурно-спортивном обществе «Локомотив». При этом работает в родной Всероссийской федерации плавания в должности первого вице-президента и является членом Международного олимпийского комитета. О том, как ему это все удается, Попов рассказал в интервью газете «Новые Известия», интересные моменты из которого мы приводим для вас.
– Александр, как чувствуете себя в роли председателя целого спортивного общества? Обычно поначалу в любом деле тяжело бывает…
– Я – не исключение. Ведь общество пришлось создавать практически с нуля, приводить в соответствие с законом уставные документы и финансовую отчетность, гасить долги. Сейчас «Локомотив» уже вычеркивают из черного списка неплатежеспособных организаций. Если мне не изменяет память, мы остались должны налоговым службам и различным фондам всего 145 тысяч рублей. Но самое главное – все возрождается, оживает. У людей – искра в глазах, задор и желание работать. То, что сегодня «Локомотив» впервые участвует в международной спортивной выставке тоже, считаю, наше маленькое достижение.
– Что лично для вас было самым трудным?
– Привыкнуть к тому, что тебя по имени-отчеству называют…
– А вникать во все эти бумажные дела вчерашнему спортсмену каково?
– Но я же не один во всех проблемах разбираюсь. Есть люди, помогают. И образование второе – финансовое – я уже получил. Есть такой международный финансовый институт в Нью-Йорке, а в Москве – его филиал. Походил, посидел за партой…
– И вам интересно? Просто со стороны рутинная чиновничья работа после большого спорта немного пресной кажется.
– Интересно, знаете что? Когда ты видишь, что процесс пошел, дело делается и в конечном итоге результат получается. Когда осознаешь, что с мертвой точки проблему сдвинул, тогда чувства очень сильные испытываешь. Да, поле деятельности изменилось. А так, та же самая работа. Как в спорте, та же внутренняя концентрация для достижения результата...
– Я понимаю, что обязанностей у вас очень много. Но все-таки главную свою задачу для себя вы в чем видите?
– Вот мне ваши коллеги говорят: в спорте медаль за свой труд получаешь, а здесь что… А вы знаете, самое приятное, когда на отраслевые спартакиады приезжаешь или на соревнования детские и видишь, как ребенок радуется. Что еще может быть лучше?
– Сам Попов руку пожал…
– И это, наверное, тоже. Развитию детско-юношеского спорта, я считаю, надо уделять главное внимание. «Локомотиву» удалось в основном сохранить свои спортсооружения. Они, конечно, нуждаются в реконструкции, но все-таки есть на чем строить, создавать школы, группы здоровья… А подготовка олимпийцев – это уже следующий этап. Мы не будем второй раз изобретать колесо, а со временем просто усилим машину. Тем более виды спорта, где уровень подготовки соответствует профессиональному, у «Локомотива» есть. В Новосибирске – биатлон, в Самаре – школа бокса Олега Саитова, в Санкт-Петербурге – плавание и велосипедная школа Александра Кузнецова, в Белгороде – волейбол.
– Не хотите сосредоточить усилия на плавании?
– Плавание будем подтягивать, но я, несмотря на то, что сам пловец, не хотел бы отдавать ему приоритет.
– Но о недавнем чемпионате мира в Мельбурне я вас не спросить не могу. Были там?
– Был. Настоялся под американский гимн, под австралийский... (Вздыхает.) Но знаете, в целом у меня от этого чемпионата очень положительные впечатления остались. Плавание все-таки не стоит на месте, и этот процесс радостно наблюдать. Что же касается наших выступлений… Я считаю, что ребята в какой-то момент не использовали свой потенциал. Дело даже не в том, что что-то в подготовке сделано неправильно. А в том, что не светятся они. Какие-то смурноватые выходят на старт.
– Что нужно сделать, чтобы этой скованности не было. Выиграть хотя бы кому-то одному?
– В любой команде мира есть лидеры, за которыми тянутся все остальные. На данный момент у нас таких лидеров два – Юра Прилуков и Аркадий Вятчанин. Но как-то маловато позитива от них исходит, я бы так сказал. В частности, от Аркаши. Ну, и в методике подготовки, конечно, нам срочно нужно что-то менять. Мы здесь подотстали…
– Я почему спрашиваю, вот недавно репортаж по телевидению прошел о том, как Вятчанин тренируется в бассейне, который уже бог знает сколько лет не ремонтировался. А вы что, в золотой ванне или какой-то другой воде плавали?
– Да нет, все мы одну и ту же хлорку месили.
– А в одной из газет Дима Коморников (экс-рекордсмен мира на дистанции 200 брассом) жалуется, что команду слишком долго на базе «Озеро Круглое» держали, горной подготовки не было… Но, насколько я помню, перед Играми в Афинах он, можно сказать, прямо с горы к стартовой тумбочке спустился, а результата – никакого. Как-то поднадоело уже подобные оправдания слушать.
– Я же говорю: менять методику надо. Весь мир уже давно ушел вперед.
– Эти методики нашим тренерам недоступны, что ли?
– Доступны. Надо просто инициативу проявить, поинтересоваться. А если вернуться к предыдущему вопросу, то, наверное, вся пагубность ситуации в том, что люди у нас боятся взять на себя ответственность за результат. Начинают искать, что им помешало – дуновение ветра от руки соперника на соседней дорожке, еще что-нибудь... Но если это тебе мешает – не плавай! На сборах трудно сидеть? Так это твоя работа. Пятьдесят метров туда, пятьдесят обратно. Встал и плыви. А то, что передержали, неправильно подготовили… Дома тогда сидите.
– Скажите, Саша, к слову, а надежду нашу бывшую в женском плавании, Стасю Комарову, мы совсем потеряли? Она ведь вроде к вашему тренеру Геннадию Турецкому в Швейцарию ехать собиралась.
– Стасю мне на самом деле очень жалко. Потому что она в двух соснах заблудилась. Уж не знаю, кто и что ей там в мозги вкладывает, но то, что она могла, но не реализовала себя, – это сто процентов. И к Турецкому, по-моему, она уже больше года собирается. Могу вам дать совет: не обращайте внимания на ее обещания. У меня еще осенью с ней разговор состоялся. Она говорит: хочу уехать. Я ей: замечательно, позвони Турецкому, поговори. Он посоветует и объяснит, как это проще и быстрее сделать. Я же не твой менеджер, извини. У меня семья, работа. А ты для начала реши для себя, нужно тебе плавание или нет. Если да, езжай туда и «запирайся». Мы все подключимся, поможем. Но лучше будет, если ты свои собственные средства сама в себя вложишь, потому что отдачи будешь ждать. Я на собственном примере ей все это рассказал. А хочешь с Димой остаться (Коморникова и Комарову не первый год связывают близкие отношения), оставайся. Только людей тогда обманывать перестань.
– Вы как первый вице-президент Всероссийской федерации плавания за что отвечаете?
– Курирую вопросы по международным связям, делам… Но я готов оказать и практическую помощь спортсменам, подсказать. Только ребята сами для себя должны решить, чего они хотят. Хотят медалей? Я приложу все усилия со своей стороны. И сбор помогу совместный организовать, и просто тренировки, выезд интересный. Чтобы вырваться смогли из рутины и не говорили потом, что их на базе месяцами держат.
– Интересно было бы ваше мнение как члена МОК о перспективах Сочи узнать.
– Заявка очень сильная. Уровень не жидковатый, на хорошую четверку точно тянет.